Вечный «контракт века»

01 февраля 2005
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) становится уже «вечной» темой. Начиная с 1999 г., когда началась подготовка к подписанию соглашения о строительстве, и, заканчивая сегодняшним днем, страсти вокруг «контракта века» не утихают. И это естественно, поскольку задействованы силы, которые при помощи трубы хотят утвердиться в регионе. С одной стороны Россия, которая не участвует в проекте, мотивируя его нецелесообразностью, с другой стороны - такие гиганты как British Petroleum (BP), Statoil и Unocal. И, конечно же, Азербайджан, Грузия и Турция, которые кровно заинтетресованы в нефтепроводе.

Напомним, что церемония закладки фундамента нефтепровода прошла 18 сентября 2002 г. на береговом терминале Сангачал, расположенном в 42 километрах южнее Баку. В церемонии принимали участие президенты Азербайджана, Грузии, Турции и спецпредставитель правительства США по вопросам Каспия Стивен Манн.

Что же касается России, то она не собирается участвовать в проекте строительства нефтепровода в связи с его неэкономичностью. Однако с инициативой присоединения РФ к проекту выступает азербайджанская сторона, тем более что в последнее время Баку явно симпатизирует Москве. По мнению экспертов Минтопэнерго РФ, чтобы сделать проект БТД экономичным, необходимо 50 млн т нефти в год, а таких ресурсов у Азербайджана на сегодняшний день нет. Москва, и это вполне понятно, не видит в этом проекте экономики: Основной экспортный трубопровод – чистая политика. Маршруты транспортировки нефти должны находиться вне сферы прямого влияния России и желательно бедных государств.

Иных вариантов, по большому счету, не осталось. Война в Персидском заливе показала, насколько уязвимы сами районы нефтедобычи. БТД проходит через Грузию, восточную Турцию к средиземноморскому побережью. В восточной Турции неспокойно – там идет необъявленная война с курдами. Да и обстановку в Грузии, особенно на боржомском участке, особенно спокойной назвать нельзя.

Этот реальный политический риск остается действительным аргументом против идеи нефтепровода. Если Турция в случае образования независимого Курдистана потеряет общую границу с Грузией, США моментально перестанут интересоваться и Грузией, и «курдско-урезанной» Турцией. Кроме того, до сих пор неясно, хватит ли каспийской (вернее, бакинской) нефти для заполнения магистрали. По словам президента Азербайджанской международной операционной компании (АМОК) Дэвида Вудворда, азербайджанской нефти будет достаточно: «Чтобы эта магистраль была коммерчески выгодной, необходимо от 4 млрд до 5 млрд баррелей нефти. Такими запасами, по оценкам зарубежных специалистов, располагают месторождения «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», входящие в контрактную площадь, разрабатываемую АМОК на шельфе Каспия».

Представитель правительства США по вопросам Каспия Стивен Манн считает, что нефтепровод БТД оправдан и в том случае, если даже через него не будет перегоняться казахстанская нефть. Манн заметил, что не стоит преувеличивать значимость каспийской нефти для мировой экономики, напомнив, что каспийские энергоносители составляют всего 4% от мировых нефте- и газозапасов, и по этой причине каспийская нефть не может влиять на цены мирового рынка, хотя до недавнего времени американцы, которые ратуют за БТД, подчеркивали, что запасы каспийской нефти уступают по своим объемам разве что только Ближнему Востоку и Сибири, составляя около 16% мировых запасов газа и нефти.

Вместе с тем, начиная с 1992 г., когда в первый раз зашла речь об экспорте азербайджанской нефти на мировой рынок через Турцию, по версии азербайджанских СМИ, «американцы и турки начали шантажировать Армению: если в вопросе НКР займете более мягкую позицию, то нефтепровод или одна из его ветвей пройдет через Армению». Представитель правительства США по этому поводу отметил, что осуществление энергетических проектов способствует урегулированию региональных конфликтов. «У этих конфликтов такие глубокие корни, что энергетические программы не в состоянии помочь их разрешению», - заяви Стивен Манн. К слову сказать, недавний доклад Дэвида Аткинсона в ПАСЕ по Карабаху представитель бюро партии «Дашнакцутюн» Ваан Ованнисян назвал «пахнущим нефтью».

Другой важный вопрос - охрана трубопровода. Посол США в Грузии Ричард Майлз заявил, что его должны охранять американские войска. Керим Йылдыз, представитель основанного в Лондоне Курдского проекта прав человека утверждает в газете The Guardian, что «этот трубопровод милитаризирует целый коридор, бегущий от Каспийского к Средиземному морю». Кроме того, говоря о турецком участке этого нефтепровода, он отмечает, что этот маршрут проходит по территории, частично контролируемой курдскими вооруженными отрядами. Именно эти отряды могут серьезно повредить целостности БТД.

Кроме того, в статье звучит утверждение, что реализация проекта БТД повторно разожжет региональные конфликты. В качестве примера приводится и неурегулированность конфликта с Арменией, вблизи от которой будет проходить нефтепровод. Газета объясняет это тем, что нефть, которая будет перекачиваться из Каспия в средиземноморские страны, является лакомым кусочком для реакционных сил, с которыми не могут справиться политические режимы в таких странах как Грузия и Азербайджан.

А под конец уходящего года, на итоговой пресс-конференции Дэвида Вудворда, было заявлено, что стоимость работ по строительству трубопровода возрастет на 10%. Потом стало ясно, что и сроки, связанные сдачей БТД, отодвигаются на более поздний срок. Увеличение себестоимости трубопровода Вудворд связал с ростом цен на поставляемые продукцию и услуги подрядных и субподрядных компаний. При этом он старался не слишком распространяться на тему затрат, которые пришлось выложить за прокладку трубы на боржомском участке, а также средств, предназначенных грузинскому правительству.

Оператору проекта – компании British Petroleum приходится выкладывать немалые суммы. А в Тбилиси считают, что прежнее грузинское руководство в свое время дало добро на строительство на своей территории нефтепровода БТД, а также Южно-Кавказского трубопровода (с месторождения «Шахдениз» до турецкого города Эрзурум), и явно продешевило.

В этой связи британская нефтяная компания намерена предоставить Грузии около 50 млн дол. в течение ближайших пяти лет на бюджетные нужды и финансирование ряда социальных программ. По словам генерального менеджера BP в Грузии Рифа Диггингса, дочерняя компания BTC, которая занимается в Грузии строительством нефтепровода, уже предоставила грузинскому правительству грант на сумму 9 млн дол. для поддержки госбюджета страны в 2005 году. Кроме этого, компания BP намерена в нынешнем году после завершения строительства нефтепровода предоставить грузинским властям грант на сумму 11 млн дол., а с 2006 года в течение пяти лет - еще по 4 миллиона.

Однако, несмотря на удорожание трубопровода, акционеры не прибегнут к дополнительным кредитам. Как отметил Дэвид Вудворд, это связано с тем, что привлеченный заем со стороны международных финансовых институтов был рассчитан с возможными дополнительными издержками.


Мариам Степанян
Gazetasng.ru, 31.01.05.
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04503 sec