Круг экспортеров украинского оружия становится шире

02 декабря 2004
Кабинет министров Украины расширил круг "допущенных" к оружейному экспорту предприятий. В частности, госпредприятию "Киевский авиаремонтный завод 410 гражданской авиации", Киевскому государственному авиазаводу "Авиант" и Харьковскому государственному авиационному производственному предприятию (ХГАПП) были предоставлены права экспорта и импорта товаров военного назначения и товаров, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Это событие свидетельствует о тенденции демонополизации сферы оружейного экспорта. До этого АНТК им. Антонова был единственным предприятием украинской авиастроительной отрасли, имеющим право самостоятельного экспорта спецуслуг и военной техники. До сих пор в стране действовал принцип: наделять экспортными полномочиями лишь те предприятия, которые уже заметно выделяются на рынке. Именно так полномочия экспортера после завершения шестисоттысячного танкового контракта получил "Завод им. Малышева".

Действительно, авиастроение как отрасль лидирует на Украине в течение последних полутора лет. На фоне жидких успехов других отраслей заключение контрактов на поставки пяти харьковских Ан-140 в Ливию, четырех таких же машин в Азербайджан, четырех машинокомплектов для Ан-140 в Иран, сборку одного Ан-40 на российском авиазаводе "Авиакор", трех Ан-74ТК-200 - одному из государств Северной Африки, четырех военно-транспортных самолетов Ан-32 Ливии, четырех Ан-32 - Мексике, четырех Ан-32 - Эквадору и еще двух таких же машин - Бангладешу кажется емким экспортным довеском. Это - не считая сделок по комплектующим к новым российским боевым самолетам.

Правда, сегодня мало кто вспоминает, что сделки на поставки военно-транспортной авиатехники были заключены "Укрспецэкспортом". Но в этом и хитрость - заставить департаменты внешнеэкономической деятельности самих заводов конкурировать с разветвленной структурой связей и контактов спецэкспортеров, чтобы освободиться от уплаты комиссионных.

Но дело не только и не столько в конкуренции на внешних рынках между заводами и спецэкспортерами. Определенно бомба заложена и во взаимоотношения самих авиастроителей. К примеру, Киевский АРП №410 ГА получил полномочия на право осуществления экспорта услуг по ремонту и обслуживанию военных самолетов типа "Ан", двигателей и составных частей к ним, а также импорта товаров военного назначения для потребностей собственного производства. А ведь на подобных услугах сегодня зарабатывает и АНТК им. Антонова. А к чему ведет выход на внешние рынки нескольких структур с одинаковой номенклатурой услуг или продукции, давно известно. К демпингу и скандалам.

Похожая ситуация с харьковским авиазаводом, который заметно набрал темпы в продажах новых самолетов и теперь будет вынужден соревноваться с АНТК им. Антонова, продлевающим ресурс старым. Кроме того, некоторые государства уже объявили о желании приобрести военную версию Ан-140, что существенно расширяет рынок для этой региональной машины.


Avia.ru, 01.12.04.
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03889 sec