Российская нефть пойдет по нефтепроводу Одесса-Броды

27 июля 2004


Нефтепровод Одесса-Броды с 1 августа начнет заполняться нефтью российских компаний, заявил на бизнес-форуме украинских и российских деловых кругов в Ялте глава НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко. "С 1 августа нефтепровод начнет заполняться, и будет работать на пользу экономик наших двух стран", - подчеркнул он, сообщила пресс-служба правительства Украины. В IV квартале 2004г. по новому маршруту планируется прокачать 2 млн т сырья.

Компании группы ТНК-ВР и ОАО "Укртранснефть" на прошлой неделе подписали пакет из пяти документов по выделению кредита до 108 млн долл. на закупку 425 тыс. т технологической нефти для заполнения в августе-сентябре системы Одесса-Броды.

"Укртранснефть" обратилась в Национальный банк Украины для получения индивидуальной лицензии на открытие счета в одном из первоклассных западных банков для перевода туда кредита от кипрской Skilton Ltd, входящей в ТНК-ВР.

Наблюдательный совет "Укртранснефти" на заседании 8 июля уполномочил руководство компании подписать с группой ТНК-ВР документы по заполнению и запуску в реверсном режиме нефтепровода Одесса-Броды для прокачки российской нефти Urals в черноморский порт Южный. Ежегодный доход украинской стороны от транспортировки до 9 млн т сырья оценивается в 91,8 млн долл.

Напомним, правительство Украины 4 февраля 2004г. приняло постановление, которым признало наиболее выгодным направлением эксплуатации нефтепровода Одесса-Броды перекачку нефти из Одессы в Броды с дальнейшей ее транспортировкой в Польшу. Однако уже 5 июля было принято еще одно правительственное решение, которым признана возможность прокачки нефти по системе как в направлении Бродов, так и в направлении Одессы.

Аналитики рейтингового агентства Fitch Ratings так оценили решение правительства Украины о временном реверсном использовании нефтепровода Одесса-Броды (с севера на юг) для транспортировки российской сырой нефти: если использование нефтепровода станет постоянным, что может случиться, то это повлечет за собой положительные последствия для российских нефтяных компаний.

Пока, напомним, правительство Украины объявило, что использование нефтепровода в реверсном режиме продлится только три года, пока идет строительство дополнительной ветки нефтепровода из города Броды до польского города Плоцк. Fitch с осторожностью отмечает, что план по нефтепроводу Одесса-Броды, одобренный в феврале 2004г., должен был привести к тому, что по направлению из Одессы в Броды будет транспортироваться только каспийская сырая нефть, которая затем будет направляться по южной ветви нефтепровода "Дружба" через Словакию и Венгрию, до тех пор пока не будет завершено строительство нефтепровода Броды-Плоцк (Польша).

Если это действительно так, то начало использования нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме является положительным фактором для российских нефтяных компаний, так как они, вероятно, больше не будут сталкиваться с конкуренцией со стороны каспийских нефтяных компаний на южной ветке нефтепровода "Дружба". Однако положительное влияние такого режима ограничено реалиями логистики в турецких проливах. Решение о реверсе и фактическом увеличении транзита через турецкие проливы повлекло за собой опасения со стороны Еврокомиссии о возможной экологической угрозе для Черного моря и пролива Босфор. Fitch полагает, что потеря мощности не обязательно является негативным фактором для каспийских нефтяных компаний, и вряд ли будет иметь длительное влияние.

В определенной степени, отсутствие заинтересованности в транспортировке каспийской сырой нефти через Одесса-Броды является одной из причин, по которой нефтепровод не эксплуатировался после завершения его строительства в 2001г. Судя по всему, каспийские нефтяные компании проводят адекватное планирование экспортных мощностей. Например, Иран продолжает воплощать свою своп-программу, по которой казахстанская нефть транспортируется в порты Ирана на Каспии для иранских потребителей, а нефть из южных районов Ирана продается на мировых рынках. Казахстан также продвигает планы по увеличению возможностей экспорта в Китай.

Кроме того, сохраняется неясность по поводу готовности Польши продолжить строительство ветки нефтепровода Броды-Плоцк, учитывая стоимость проекта и невозможности гарантировать поставки нефти с Каспия, которые необходимы, чтобы проект стал экономически обоснованным и прибыльным. Недавние пересмотры принятых решений еще сильнее подорвали репутацию украинской стороны, из-за чего планы по созданию совместного предприятия с польской компанией Przyjazn могут остаться неосуществленными.

Fitch рассматривает это как еще один положительный фактор для российских нефтяных компаний. В феврале 2004 г. правительство Украины одобрило эксплуатацию нефтепровода Одесса-Броды, стоимостью 500 млн долл., построенного в 2001г., для транспортировки нефти из Казахстана и Азербайджана на рынки Западной Европы. Однако в этом месяце правительство Украины пересмотрело данное решение и объявило, что сначала по нефтепроводу по маршруту Броды-Одесса будут транспортированы 9,0 млн т российской сырой нефти, что, по-видимому, связано с неспособностью обеспечить поставки каспийской нефти, необходимые для эксплуатации нефтепровода, как планировалось изначально.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) согласился предоставить кредиты для первых поставок сырой нефти "Укртранснафты" через нефтепровод, в то время как ТНК-BP планирует перекачивать через него 1,3-1,4 млн т сырой нефти в год, а другие российские компании намерены обеспечить транспортировку нефти на оставшийся объем пропускной мощности.

РБК, 26.07.2004
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04364 sec