На Яламе ждут буровую

24 мая 2004
На Яламе ждут буровую В феврале текущего года в Москве состоялись переговоры между президентом России Владимиром Путиным и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Они наглядно показали, что развитие российско-азербайджанского сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса вносит значительный вклад в решение стратегических задач, стоящих перед Россией и Азербайджаном. Россия в Азербайджане представлена главным образом компанией «ЛУКОЙЛ». На сегодня, начиная с 1995 года - момента прихода «ЛУКОЙЛа» в Азербайджан, компания инвестировала в экономику страны более $600 млн. В настоящее время в ее пакет добычных проектов входят: разведка и разработка газоконденсатного месторождения Шах-Дениз (10% участия в составе СП LUKAgip), реабилитация сухопутных месторождений Зых и Говсаны («ЛУКОЙЛ Оверсиз» - 50%) и разведка углеводородных запасов перспективной структуры Ялама (D-222) («ЛУКОЙЛ Оверсиз» - 80%). В текущем году основные усилия компания сосредоточит на яламском проекте - здесь начнется разведочное бурение. Минимальная стоимость работ по данному проекту оценивается более чем в $100 млн. Бурение скважин будет вестись с самой мощной и современной буровой морской установки Каспия «Гейдар Алиев», до недавнего времени носившей название «Лидер». Ялама является азербайджанской частью крупной перспективной структуры - Яламо-Самурского свода (примерно половина Яламо-Самурского свода расположена в российском секторе Каспия - см. также «Комплексный подход»). Глубины моря на Яламе варьируются от 80 до 700 м. Комплексный подход В 1999 году «ЛУКОЙЛ» получил лицензию на разведку российского морского блока Ялама-Самур, который, по оценкам российских и азербайджанских геологов, представляет единую с азербайджанской Яламой перспективную структуру. По информации из «ЛУКОЙЛа», компания в настоящее время ведет работы по подготовке российского блока к разведочному бурению. Логично предположить, что в целях минимизации инвестиций в геологоразведку и последующую разработку «ЛУКОЙЛу», как главному инвестору этих проектов, будет выгодно реализовывать их комплексно. Тем более, что последнее политическое ограничение, препятствующее юнитизации проектов «Ялама» и «Ялама-Самур», было снято после подписания в 2002 году Россией и Азербайджаном межправительственного соглашения о морской границе на Каспийском море. Тогда же стороны договорились об основах совместной разработки пограничных углеводородных структур. Так что появление ГНКАР в российском проекте - дело недалекого будущего.

Соглашение о разведке, разработке и долевом разделе добычи (СРРДРД) по Яламе было подписано летом 1997 года в Москве в ходе официального визита президента Азербайджана Гейдара Алиева в Россию. В декабре этого же года, после ратификации Милли Меджлисом (парламентом) Азербайджана, оно вступило в силу. Участниками проекта стали «ЛУКОЙЛ» (60%) и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) (40%). На протяжении всех прошедших лет на блоке силами геофизических компаний Caspian Geophysical, «ПетроАльянс» и «Союзморгео» проводились сейсмические (2D и 3D) исследования. По их результатам в начале 2003 года прогнозные запасы углеводородов блока были оценены почти в 300 млн тонн условного топлива. Тогда же выяснилось, что естественные границы структуры выходят за пределы контрактной площади, координаты которой были определены Соглашением 1997 года. В этой связи весной прошлого года «ЛУКОЙЛ» обратился к ГНКАР с предложением о расширении контрактной площади, а также увеличении долевого участия компании в проекте. 4 апреля 2003 года главы «ЛУКОЙЛа» и ГНКАР подписали соответствующие документы. По новым договоренностям размеры контрактной площади Ялама были расширены с 1287 до 3037 км2. За счет переуступки 20% участия ГНКАР на согласованных сторонами условиях доля «ЛУКОЙЛа» в проекте увеличена до 80%. Весной этого года были обнародованы новые, уточненные данные по запасам углеводородов Яламы. Как заявили «НиК» в «ЛУКОЙЛ Оверсиз», компании-операторе данного проекта, в марте ГНКАР объявила, что извлекаемые запасы Яламы составляют 180-200 млн тонн нефти и порядка 150 млрд м3 газа. В общей сложности на начало 2004 года «ЛУКОЙЛ Оверсиз» инвестировал в проект свыше $100 млн. В очереди за ExxonMobil Как заявил «НиК» представитель президента «ЛУКОЙЛа» в Азербайджане, Турции и Грузии и генеральный директор ОАО «ЛУКОЙЛ-Азербайджан» Фикрет Алиев, «несмотря на высокую вероятность открытия на блоке D-222 промышленных запасов углеводородного сырья, окончательный ответ по перспективности структуры может дать только разведочно-оценочное бурение». Минимальная программа работ по Яламе, согласно СРРДРД, предусматривает бурение двух разведочных скважин, и в случае необходимости - еще двух. Проектная глубина первой скважины составит 4500 м, заложена она будет на расстоянии 30 км от берега. Глубина моря в точке бурения составляет 339 м. Стоимость - порядка $50 млн. Разведочное бурение будет осуществлять самая мощная и современная на сегодняшний день на Каспии плавучая полупогружная буровая установка (ППБУ) «Гейдар Алиев» (она также входит в первую пятерку самых мощных и современных ППБУ мира), ранее называвшаяся «Лидер».

Данная ППБУ принадлежит датской компании Maersk, она была введена в эксплуатацию в прошлом году. Установка способна работать на глубинах моря до 1000 м и бурить скважины глубиной до 9140 м. Российская СПБУ «Астра», которая принадлежит «ЛУКОЙЛу», на Яламе использована быть не может - для нее здесь слишком глубоко. Что же касается двух других работающих в азербайджанском секторе ППБУ - «Деде Горгуд» и «Истиглал», то они в ближайшей перспективе будут заняты бурением эксплуатационных и разведочных скважин на месторождениях Азери и Шах-Дениз. Первую скважину на Яламе планировали начать бурить в начале этого года, но сроки пришлось перенести. Начало работы на Яламе напрямую зависит от темпов бурения первой разведочной скважины на блоке Зафар-Машал (оператор проекта - американская ExxonMobil), где сейчас задействована ППБУ «Гейдар Алиев». Бурение первой разведочной скважины на Зафар-Машал было начато 7 ноября 2003 года. Однако возникшие в ходе буровых работ сложности технического характера заставили оператора проекта прекратить работы и начать их повторно в новой точке. Разумеется, в первоначальный график ExxonMobil уже не имеет шансов уложиться. Как результат, бурение на Яламе может начаться только осенью. В случае открытия на Яламе промышленных запасов углеводородного сырья данный проект станет самым масштабным с начала XXI века, реализуемым совместно Россией и Азербайджаном. Объем капиталовложений в целом по проекту оценивается в $2 млрд. Он включает в себя геологические изыскания, разведочные и строительно-монтажные работы, эксплуатацию месторождения, проведение мероприятий по защите окружающей среды от техногенного воздействия, развитие береговой инфраструктуры, а также строительство трубопроводов. Во всех этих работах могут быть задействованы сотни промышленных предприятий и сервисных компаний России и Азербайджана, тысячи граждан обеих стран. Варианты транспортировки Одним из главных аспектов любого каспийского добычного проекта является его транспортная составляющая. Не стал исключением и проект «ЛУКОЙЛа». В силу того, что поблизости от Яламы проходит магистральный нефтепровод Баку-Новороссийск, который после запуска Баку-Джейхана, очевидно, будет как минимум недозагружен, нефть данного блока может транспортироваться как в Новороссийск, так и в Баку и далее на Супсу или на Джейхан. Какой из этих вариантов предпочтительнее для «ЛУКОЙЛа»? Если сравнивать маршруты Ялама-Новороссийск и Ялама-Баку-Супса, то, несмотря на то, что дистанция транспортировки здесь примерно одинакова, однозначно выигрывает первый, поскольку при таком выборе минимизируется транзит нефти по территории третьих стран. Так что реальной альтернативой Новороссийску в данном случае является только Джейхан. Джейхан, в отличие от Новороссийска, способен принимать супертанкеры дедвейтом до 500 тыс.
тонн - нефть отсюда может доставляться фактически в любую точку мира. Второй позитивный момент - при отгрузке из Джейхана автоматически отпадает проблема турецких проливов, которым в последние годы все труднее справляться с возрастающими потоками нефтегрузов. Исключаются также простои танкеров из-за плохих погодных условий. Напомним, по этой причине прошедшей зимой танкеры неделями стояли перед входом в Босфор (подробно о проблеме проливов и способах ее решения см. «Кыйикей-Ибрикбаба» в «НиК» №4, 2004 г.).

По заявлению президента AIOC Дэвида Вудворда, суточные потери с одного танкера составляли $30-40 тыс. Что же касается свободного места в трубе Баку-Джейхан, то, по состоянию на май 2004 года, можно с уверенностью утверждать - компания BTC, инвестор и оператор этого нефтепровода, будет только рада дополнительной загрузке. Тем не менее у этого направления есть и очевидные минусы. Для BTC транспортный тариф, по словам Вудворда, составит $3 за 1 баррель нефти (около $21 за 1 тонну). Таким тарифом будет пользоваться ГНКАР, владеющая 25% акций BTC. Однако «ЛУКОЙЛ» акционером ВТС не является. Поэтому для российской компании тариф будет существенно выше. Сегодня сложно сказать, насколько выше, но с точки зрения экономики транспортировки нефти с Яламы Баку-Джейхан, вероятно, проиграет Новороссийску. Отметим также, что «ЛУКОЙЛ», будучи главным действующим лицом в российском секторе Каспия, с целью минимизации капиталовложений планирует создать единую инфраструктуру по переработке и транспортировке каспийских углеводородов, ориентируясь, опять же, на российскую инфраструктуру. В частности, вблизи Махачкалы компания планирует построить Каспийский ГПЗ, на который намерена «завязать» попутный нефтяной газ Каспия (см. «Газовая доминанта» на стр. 64). Так или иначе, но участники проекта «Ялама» ГНКАР и «ЛУКОЙЛ», скорее всего, будут придерживаться диаметрально противоположных взглядов на маршруты экспорта: ГНКАР будет настаивать на Джейхане, «ЛУКОЙЛ» же будет стремиться использовать российские нефтепроводы. Таким образом, нельзя исключать и смешанного варианта - транспортировки причитающихся сторонам объемов углеводородов одновременно и на Джейхан и на Новороссийск. Альтернативой трубопроводным маршрутам применительно к вывозу каспийской нефти является маршрут водный - в иранский порт Нека по схеме замещения. «ЛУКОЙЛ» использует его с 2002 года (подробнее см. «От Каспия до Персии» в «НиК» №9, 2003 г.). По транспортным расходам иранское направление для каспийской нефти - самое эффективное. По оценкам экспертов, стоимость доставки тонны нефти в Неку составляет всего $10-12, и это несмотря на тот факт, что при ее перевозке используются танкеры дедвейтом не более 10 тыс. тонн. Однако и «ЛУКОЙЛ» и ГНКАР по вышеназванным причинам это направление вряд ли выберут. Кроме того, на этом направлении из-за низкой пропускной способности порта весь 2003 год существовала очень высокая конкуренция между туркменскими, казахстанскими и российскими поставщиками сырья. Не следует также забывать, что к тому моменту, как на Яламе может начаться добыча, в Иран может быть построен нефтепровод из Казахстана (через Туркменистан) мощностью до 50 млн твг, который полностью закроет потребности в нефти северных НПЗ Ирана. Сами участники яламского проекта пока предпочитают «не бежать впереди паровоза». На вопрос «НиК», какой из маршрутов акционеры Яламы намерены выбрать, в ГНКАР и «ЛУКОЙЛ Оверсиз» ответили, что об этом думать рано - сначала нужно найти коммерческие запасы углеводородов.

Источник:"Нефть и Капитал",№25.2004г.
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03195 sec