Железнодорожное строительство в Иране

21 мая 2004




Первые железные дороги в Иране строили иностранцы. В 1887 году английские специалисты построили пригородную линию длиной 10 км Тегеран — Шехр-э-Рей, в 1915 году специалисты из России — первую магистральную линию длиной 148 км Тебриз — Джульфа. За ними последовали линии Захедан — Мирджаве и Шерефхане — Суфиан.

Дальнейшее строительство осуществлялось в соответствии с планом создания национальной сети железных дорог, принятым парламентом страны в 1925 году. Первым этапом его реализации стало строительство железнодорожной станции в Тегеране в 1927 году, а важнейшей задачей — соединение Каспийского моря с Персидским заливом. В 1938 году общая длина сети достигла 1290 км. Особенно интенсивно строительство железных дорог велось после Второй мировой войны, когда были построены важнейшие магистрали, составляющие ядро сети. Итоговые сведения о действующих в настоящее время в Иране железнодорожных линиях приведены в табл. 1.


Таблица 1

Сеть железных дорог Ирана в 2002 г.

Линия Длина, км Годы строительства
Тебриз — Джульфа 148 1912 – 1916
Захедан — Мирджаве 94 1920 – 1921
Тегеран — Бендер-Торкемен 461 1928 – 1938
Тегеран — Бендер-Хомейни 928 1928 – 1939
Ахваз — Хорремшехр 121 1942 – 1943
Сарбандар — Мешхер 12 1950 – 1951
Гермсар — Мешхед 812 1938 – 1958
Тегеран — Тебриз 736 1939 – 1959
Гоган — Бендер-Торкемен 35 1960 – 1961
Тебриз — Рази 192 1912 – 1971
Кум — Зеренд 847 1939 – 1971
Исфахан — Зеррин-Шехр 111 1969 – 1971
Зеранд — Керман 80 1975 – 1979
Бафк — Бендер-Аббас 626 1982 – 1995
Мешхед — Серахс 165 1993 – 1997
Априн — Малеки 24 1993 – 1997
Бад — Мейбод 254 1996 – 1998
Априн — Мохаммедие-2 122 1994 – 1999
Чадормалу — Мейбод 219 1992 – 1999
Бендер-Эмирабад — Ростамкола 20 1996 – 2001
Мохаммедие-2 – Мохаммедие-1 6 1994 – 1999


Одновременно велась реконструкция ранее построенных линий, в основном путем укладки второго пути. Сведения о линиях, преобразованных в двухпутные, приведены в табл. 2.



Таблица 2

Двухпутные линии и участки железных дорог Ирана в 2002 г.
Линия (участок) Длина, км Сроки укладки второго пути
Хасанабад — Дизиче 44 1991 – 1992
Миандешт — Бендер-Хомейни 92 1982 – 1994
Гермсар — Ширинчешме 419 1995 – 2001
Тегеран — Гермсар 114 1991 – 1997
Тегеран — Априн 20 1991 – 1997
Щураб — Мохаммедие-2 20 1998 – 1999
Априн — Мохаммедие-2 122 1994 – 2001
Малеки — Карадж 18 1991 – 2001


В настоящее время общая эксплуатационная протяженность сети железных дорог Ирана составляет 6013 км, развернутая — 6862 км. Длина второстепенных ответвлений, линий промышленного железнодорожного транспорта и станционных путей равна 2708 км.

Среди пассажирских станций, помимо Тегерана, выделяется Мешхед — священный город мусульман, куда ежегодно совершают поездки тысячи паломников. Кроме того, Мешхед является важным узлом связей Ирана со странами Центральной Азии.

Важная пограничная станция расположена в Джульфе, через которую проходят импортно-экспортные грузовые перевозки в связях со странами Закавказья. Здесь же имеется пункт перестановки вагонов на другие тележки, что необходимо из-за разницы в ширине колеи железных дорог Ирана и Азербайджана (1435 и 1520 мм соответственно). Большой потенциал развития имеет станция Рази на турецкой границе, поскольку через Турцию осуществляются сухопутные связи Ирана с Европой.

Большое значение имеют линии на юго-западе страны, наиболее экономически развитом. Здесь в Эраке расположен крупный машиностроительный завод, в Парсе — завод по строительству железнодорожного подвижного состава, в Шахзанде — сахарный завод, в Эзне — нефтеперерабатывающий комбинат. Важна также линия, ведущая в Чадормалу — район добычи железной руды.

Растет грузооборот на линии, связывающей с глубинными районами страны Бендер-Аббас — крупный порт на побережье Персидского залива с большим грузовым терминалом.

Среди отдельных объектов, построенных за последние 20 лет, следует отметить сортировочные станции Априн вблизи Тегерана и Мохаммедие между Кумом и Бадом, несколько ответвлений от основных линий для обслуживания портов, горнодобывающих и промышленных предприятий, крупное депо в Лотфабаде возле перехода через границу с Туркменистаном.

Новые линии

Планом развития железных дорог Ирана предусмотрены строительство ряда новых линий и реконструкция действующих. Сведения о важнейших строящихся и реконструируемых в настоящее время линиях приведены в табл. 3.

Следует отметить те из них, которые предназначены для улучшения транспортного обслуживания северо-восточных районов страны: Захедан — Бендер-Аббас и Бафк — Мешхед. Последняя пройдет через район добычи угля в Тебесе, а также станет частью будущего транзитного направления в сторону Афганистана.

Линия Миане — Бостанабад — Тебриз, которая спрямит маршрут от Тегерана до Тебриза и сократит его длину на 128 км, может привлечь дополнительный объем перевозок, оцениваемый в 2 млн. т грузов и 2 млн. пассажиров в год, в том числе в международных сообщениях.



Таблица 3

Строящиеся и реконструируемые линии железных дорог Ирана

Линия Длина, км
Априн — Бахрам 31
Бендер-Аббас — Захедан 539
Исфахан — Шираз 507
Бафк — Мешхед 800
Миане — Тебриз 200
Урмия — действующая сеть 180
Гермсар — Мешхед (завершение укладки второго пути) 393


Таблица 4

Проекты новых линий железных дорог Ирана

Линия Длина, км
Керманшехр — Хосрови 395
Керман — Захедан 539
Кум — Исфахан 240
Миане — Ардебиль 153
Казвин — Энзели 225
Бад — Гермсар 192
Исфахан — Эзна 320
Керман — Чах-Бехар 610
Лар — действующая сеть 143


Кроме того, еще ряд линий находится на разных этапах проектирования. Сведения о наиболее продвинутых проектах приведены в табл. 4. Среди них особое значение придается линиям Казвин — Энзели, которая даст дополнительный выход к Каспийскому морю и улучшит условия сообщений в направлении север — юг, и Керман — Мирджаве, которая станет завершающим звеном железнодорожной связи с Пакистаном (в настоящее время на действующем участке Мирджаве — Захедан уложен путь колеи 1676 мм, как на железных дорогах Пакистана; когда линия дойдет до Захедана, здесь предусмотрено уложить второй путь нормальной колеи) и также будет иметь большое значение для транзитных перевозок в направлении запад — восток.


Источник: www.rzd.ru


Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02943 sec