Хождение за три моря через Россию

15 октября 2003
A A A


В сентябре этого года произошло несколько событий, которые могут серьезно повлиять на евроазиатские транспортные потоки. В российском морском порту Оля на Северном Каспии, в Астраханской области, построен контейнерный терминал мощностью переработки 400 тыс. тонн экспортно-импортных контейнерных грузов в год. Он добавился к уже существующим трем грузотранзитным терминалам и одному паромному причалу. Одновременно завершено строительство зернового терминала в Махачкалинском морском порту мощностью до 150 тыс. тонн зерна в год. К 2005 году мощности терминала увеличатся до 500 тыс. тонн в год. Строительство этих портовых объектов связано с развитием международного транспортного коридора 'Север-Юг', который проходит из Индии через территорию Ирана и России в страны Балтии и Северной Европы. Межправительственное соглашение о создании коридора 'Север-Юг' было подписано Россией, Индией и Ираном еще в 2000 году. 10 сентября этого года к соглашению присоединились Белоруссия и Казахстан. По словам министра транспорта РФ Сергея Франка, до конца этого года к соглашению также присоединятся Сирия, Ливан, Оман, Пакистан и Таджикистан. Ведутся аналогичные консультации стран-подписантов с Туркменией, Узбекистаном, Украиной, Швецией, Финляндией, Норвегией, странами Балтии. Такая артерия позволит в 2004-2009 годах переориентировать на Каспийское направление, по экспертным оценкам, от трети до 65% грузопотоков, ныне следующих через проливы Босфор и Дарданеллы, где турецкая сторона вопреки соответствующим международным соглашениям чинит с середины 90-х препятствия грузоперевозкам, особенно российским. Ущерб РФ здесь ежегодно достигает 400-550 млн долларов. Если же Россия в полной мере использует свое транспортно-географическое положение, ситуация изменится с точностью до наоборот. По оценкам Минтранса и МПС РФ, среднегодовые доходы России от грузотранзита по новому коридору (Скандинавия-Волго-Балт-Волга-Каспий-Иран), с учетом ответвлений из Белоруссии, с Украины и из Центральной Азии, составят 500-600 млн долларов. Помимо экономической выгоды Россия и другие страны-участницы смогут постепенно преодолеть многовековую транзитную зависимость от Анкары. Проект имеет огромные перспективы, если учесть, что к 2010-2012 годам Иран планирует завершить строительство судоходного канала Каспий-Персидский залив (Энзели-Хорремшехр) и к тому же согласился ввести льготные тарифы на транзит грузов по новому коридору. В будущем новый коридор сможет оттянуть на себя часть транзита, идущего ныне и через Суэцкий канал, вместе с соответствующими доходами. По мнению первого замминистра путей сообщения РФ Владимира Якунина, 'международный транспортный коридор 'Север-Юг' позволяет эффективно реализовывать геополитические и экономико-географические преимущества участвующих в этой артерии государств, а также оперативно реагировать на тенденции экономики и транзитной политики стран бассейна Персидского залива, Скандинавии и Балтии'. Алексей Чичкин Источник: Русский предприниматель от 15.10.2003
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.