"Танкерная война" на Каспии

27 августа 2003
A A A


В последнее время все чаще поступают сведения о проведении военных учений на Каспийском море. По мнению аналитиков, эта демонстрация силы является своеобразным вестником того, что хрупкое политическое равновесие в регионе может быть разрушено. И речь идет не только о разделении прибыли, которую получат страны от нефтедобычи на Каспии, но и о сотне миллионов долларов от транспортировки нефти, добываемой в странах Центральной Азии. Ни для кого не секрет, что запасы нефти, добываемой в азербайджанском секторе более ста лет, истощаются, в то время как целинные залежи восточного берега Каспия манят к себе иностранных инвесторов. Особо подчеркнем, что "черное золото" превращается в звонкую монету лишь после его реализации на мировых нефтяных биржах. То есть немаловажную роль разработки нефти в странах Центральной Азии играет вопрос - каким путем будет транспортироваться нефть с восточного берега Каспия? В вопросе транспортировки нефти Каспия оказались заинтересованы сразу три мировых центра, претендующих на гегемонию в мировой политике. Первый маршрут транспортировки нефти с восточного берега Каспия - это Россия, которая в вопросе транспортировки каспийской нефти активно использует действующий нефтепровод, построенный Каспийской трубопроводной компанией и соединивший казахстанское месторождение Тенгиз с российским портом Новороссийск. После развала СССР в протекающие в регионе процессы активно включились США. И они вряд ли допустят ослабления своих позиций в столь стратегически важном регионе, как Кавказ., являющемся "подбрюшьем" ослабевшего, но все еще опасного конкурента в лице России. С учетом того, что США находятся на расстоянии нескольких тысяч километров от региона, администрация Белого дома, активно поддерживаемая своим союзником - Турцией, использует для проведения своей политики в регионе Азербайджан. Но главным "козырем" в вопросе транспортировки нефти из стран Центральной Азии видится строящийся нефтепровод Баку-Джейхан, к которому, как известно, уже присоединились несколько компаний, участвующих в разработке крупного казахского месторождения Кашаган. Третьим мировым центром является Иран, который борется со своим вечным оппонентом - Саудовской Аравией (которая, кстати, имеет достаточно хорошие отношения с США) - за ведущую роль в исламском мире. Сейчас Иран для транспортировки нефти из стран Центральной Азии построил специальные портовые сооружения в Нека (южное побережье Каспийского моря) и проложил трубопровод длиной в 320 км до нефтеочистительного комбината в Тегеране. На комбинатах в Тегеране и Тебризе было установлено оборудование для переработки нефти из среднеазиатских государств. С увеличением поставок нефти из Средней Азии потребуются дополнительные нефтеперерабатывающие предприятия. На настоящий момент производительность нефтепровода составляет 50 тыс. баррелей в день. В сентябре она должна быть доведена до 120 тыс. баррелей. На данный момент нефть из Туркменистана и Казахстана доставляется на танкерах в порт Нека и оттуда по трубопроводу перекачивается на комбинаты в Тегеране и Тебризе. 25 июля с целью увеличения объемов поставок нефти иранское правительство подписало контракт с местной компанией "Садра" и одной российской компанией на строительство шести нефтеналивных танкеров. Контракт оценивается в 240 млн. долларов. Водоизмещение танкеров будет равняться 63 тыс. тонн. Они будут спущены на воду в 2005 году, и их предполагается использовать для транспортировки центральноазиатской нефти. Взамен полученной из стран Центральной Азии и переработанной на упомянутых комбинатах нефти, Иран такое же количество этого сырья будет отправлять потребителям с острова Харк, с которыми у среднеазиатских экспортеров подписаны соответствующие соглашения (Iran.ru). Где повод для тревоги? На первый взгляд Азербайджан, который реализует проект Баку-Джейхан, не должен слишком волноваться из-за вопросов транспортировки нефти с восточного берега Каспия. Но эта точка зрения абсолютно не верна. В данный момент азербайджанские танкера способны транспортировать до 12 млн. тонн нефти ежегодно (в акватории моря приблизительно 12 танкеров вместимостью от 7 тыс. до 12 тыс. тонн). Как известно, Каспийское пароходство решило пополнить свой парк еще четырьмя танкерами (два танкера водоизмещением 12 тыс.тонн, другие водоизмещением 8 тыс. тонн). Как известно, только один из танкеров стоимостью 8 млн. 750 тыс. долларов - "Профессор Азиз Алиев" - уже принят на баланс Каспара. После завершения строительства всех танкеров Каспар сможет перевозить до 20 млн.тонн нефти в год с восточного берега Каспия. Но конкуренты в лице России и Ирана не дремлют. В ходе прошедшей в Баку некоторое время назад выставки-конференции "Нефть и газ Каспия - 2003" компания "Алегратранс" объявила о достижении договоренности о строительстве трех челночных танкеров грузоподъемностью каждой до 60 тыс. тонн для Каспийского моря (предполагаемые инвестиции на три танкера должны составить 100 млн. долларов). В соответствии с соглашением, подписанным с астраханской судоверфью "Красные баррикады", поставка первого танкера будет осуществлена уже в 2004 году. Как заявил тогда представитель компании Олег Воструков, построенные сверхмощные танкера, которые навсегда поселятся на Каспии и будут перемещаться между берегами прикаспийских стран, позволят снизить затраты на транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов примерно на 5 долларов за тонну. При этом, по утверждению представителей компании, эти три судна будут способны уложиться в 200 рейсов для перевозки 12 миллионов тонн нефти в год. По словам О.Вострукова, мощности терминалов в Азербайджане позволят принять до 20 млн. тонн нефти год. Конечно, для использования этих судов нового типа потребуется дополнительное инвестирование в терминалы, погрузочные и разгрузочные мощности. То есть в данном случае речь идет о необходимости перевооружения терминалов. В этом контексте становится понятно, что контракт с иранской компанией "Садра" и одной российской компанией на строительство шести нефтеналивных танкеров (контрактной стоимостью 240 млн. долларов) подразумевает возможность транспортировки нефти на уровне 24 миллионов тонн нефти. Одним словом, иранская сторона решила не упускать шанс на получение своего куша от танкерных перевозок на Каспии. Насколько это выгодно, можете сами рассчитать на примере Ирана, национальная компания которого, имея танкера общим воодоизмещением 6 млн.тонн (приблизительно объем перевозимых грузов составил около 60 млн.тонн), получила прибыль в прошлом году на уровне 350 млн. долларов. И речь идет не только о возможном противостоянии танкерных флотов различных стран, но и разных классов судов, что требует "перевооружения" береговых причалов. То есть, для сверхмощных танкеров необходимы и новые портовые сооружения, и осуществление мер по углублению дна и т.д. И если Казахстан и Туркменистан согласятся переоборудовать свои причалы, отдав предпочтение российским и иранским нефтеперевозчикам, то возникает вопрос: в какой степени с ними смогут конкурировать азербайджанские суда, у которых будет в пять раз меньше объем водоизмещения даже с учетом танкеров с водоизмещением 12 тыс. тонн? Разумеется, в пользу Каспара может сыграть фактор того, что азербайджанская сторона откажется от "перевооружения" своих портов для приема нефти со сверхмощных танкеров. Но в этом случае может возникнуть угроза, что танкера предпочтут держать курс в российский порт Махачкала или иранский порт Нека. Вложив десятки и сотни миллионов долларов в усовершенствование своих грузовых судов, прикаспийские страны сделают все возможное, чтобы их суда стали победителями на Каспии в вопросе транспортировки нефти и нефтепродуктов с восточного берега водоема. И здесь никто не может дать гарантию, что Вооруженные морские силы (ВМС) того или иного прикаспийского государства не решат подсобить своим гражданским судам заработать пару миллионов долларов при транспортировке нефти. Не стоит забывать о случае, когда иранские ВМС под угрозой применения силы, вынудили азербайджанское исследовательское судно "Геофизик-3" покинуть месторождение "Алов". До потока большой нефти с восточного берега Каспия остается все меньше времени, а вопрос его статуса водного бассейна все еще "висит в воздухе". В этих условиях нельзя исключать вероятности того, что на маршруте танкерных судов какое-нибудь из прикаспийских государств, вооружившись принципом "морская поверхность" неделима, начнет проводить военные учения. Словом, если в ближайшие годы вопрос о статусе Каспия не найдет своего решения, регион может превратиться в настоящую "пороховую бочку", для взрыва которой достаточно будет малейшей искры. Особенно нефтяной... Источник: Билик Дуньясы от 26.08.2003
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.