Одно море на пять флотов

25 июля 2003
Не исключено, что Каспий может превратиться в конфликтный регион

Константин ЧУПРИН - журналист.

РАСПАД СССР и образование новых независимых государств коренным образом изменили международную обстановку на Каспийском море - одном из важнейших мировых резервуаров нефти. Россия предстала перед лицом новой геополитической реальности, что связано, во-первых, с потерей былых преимуществ, являвшихся результатом успешной русской военной экспансии в этом регионе в течение XVIII-XIX вв., и, во-вторых, с нерешенностью уже "перезревшего" вопроса о статусе моря.

СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ 10 ЛЕТ НАЗАД

Главной составляющей военно-морской мощи России на Каспии является Каспийская военная флотилия. Это оперативное объединение русского ВМФ было создано в 1722 г.

Ныне Каспийская военная флотилия включает 106-ю бригаду надводных кораблей, 73-ю бригаду кораблей охраны водного района, бригаду судов обеспечения, управление поисковых и аварийно-спасательных работ, 556-й отдельный дивизион гидрографических судов, 43-й участок гидрографической службы, 11-ю отдельную авиагруппу экранопланов и развернутую уже после распада СССР 77-ю отдельную гвардейскую бригаду морской пехоты.

Общая численность личного состава КВФ составляет порядка 15 тыс. человек. Вдобавок на Каспии имеются морские силы пограничных войск ФСБ в составе Астраханской (17-й) и Махачкалинской бригад пограничных сторожевых кораблей. По боевому составу нынешние военно-морские силы России на Каспии превосходят все, чем обладал здесь некогда Советский Союз. В отличие от всех российских флотов, в значительной, а то и в катастрофической степени утративших прежний боевой потенциал, Каспийская флотилия в постсоветский период, даже после передачи примерно трети прежнего корабельного состава Азербайджану, существенно нарастила свою мощь (главным образом за счет перевода кораблей и катеров с Черного моря). В значительной мере обновлен и состав пограничных кораблей на Каспии. Группировка ВМФ и пограничных войск на Каспии характеризуется превосходством в силах и средствах над корабельными группировками всех остальных прикаспийских стран, вместе взятых, наличием ракетных и артиллерийских кораблей, гарантирующих контроль над морскими коммуникациями.

В то же время следует отметить ограниченность возможностей зенитных средств российских кораблей на Каспии применительно к задачам групповой ПВО. Однако вряд ли это следует считать существенным недостатком, поскольку прикрытиe с воздуха на закрытом Каспийском военно-морском театре возлагается на ВВС. Что касается собственно авиации Каспийской военной флотилии, то в печати появлялись сведения о наличии в ее составе 20 самолетов и 18 вертолетов. Типы их не уточнялись, но, видимо, речь идет о машинах Ан-26, Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ми-8 и, не исключено, переданных флоту Ми-24.

Что касается 77-й отдельной гвардейской Московско-Черниговской бригады морской пехоты, то, надо полагать, в настоящее время ее главная задача - противостоять врагу внутреннему, но сам факт присутствия на Каспии ранее невиданного на здешних берегах подобного российского соединения имеет серьезное геополитическое значение.

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО И ТУРЕЦКАЯ ПОМОЩЬ

Вопрос о дележе советской Каспийской флотилии между Баку и Москвой был жестко поставлен сразу после распада СССР пришедшим к власти в Азербайджане режимом антирусски настроенных представителей Народного фронта во главе с президентом Эльчибеем. Раздел состоялся уже летом 1992 г., причем без широкой огласки, которая сопровождала, например, такой же процесс на Черноморском флоте.

Азербайджан получил сторожевой корабль "Бакинец" проекта 159А (что интересно, второй корабль этого проекта "Комсомолец Дагестана", отошедший России, был в том же 1992 г. сдан на слом), ракетный катер проекта 205У, два артиллерийских катера проекта 205М (еще три их аналога проекта 205П, по некоторым сведениям, оставили Азербайджану пограничники), патрульный катер проекта 1400М, 3 базовых (проекта 12650) и 2 рейдовых (проекта 1258) тральщика, 3 малых (проектов 770Т и 770МА) и средний (проекта 771А) десантных корабля и танкодесантный катер проекта 1785. Азербайджанским ВМС также достались учебный корабль "Ока" проекта 888, два противопожарных судна, малое кабельное судно "Эмба", гидрографическое судно "Резонанс" и некоторые другие вспомогательные плавсредства.

По сообщению неофициального интернет-сайта ВМС Азербайджана, организационно они включают дивизионы охраны водного района, десантных кораблей и судов специального назначения. В составе ВМС, утверждают авторы сайта, имеются патрульный корабль, 3 ракетных катера (что сомнительно, если только азербайджанцам вдобавок к имеющемуся катеру проекта 205У не удалось восстановить ранее сданные на слом 2 ракетных катера проектов 205 и 183Р), 3 базовых и 4 рейдовых тральщика, 7 десантных кораблей, 2 учебных судна и около 20 вспомогательных судов. Численность личного состава флота - порядка 2500 человек. Морские силы пограничных войск объединены в бригаду.

В настоящее время часть доставшихся Азербайджану советских кораблей по своему техническому состоянию уже не имеет боевой ценности. Пополнение корабельного состава национальных ВМС и морской пограничной стражи происходит за счет помощи США и Турции. В 2001 г. погранвойска получили первый из двух обещанных американцами патрульных катеров. В Турции в дополнение к переданному ею катеру "АВ-34" (типа "Тюрк") приобретены еще 30 быстроходных сторожевых катеров).

В принципе Азербайджан располагает собственной производственной базой и профессиональными кадрами для постройки малых боевых кораблей и вспомогательных судов, а также их ремонта. Основу этой базы составляет мощный комплекс из четырех судоремонтных заводов бывшего ПО "Каспсудоремонт", а также военный судоремонтный завод (бывший СРЗ * 23 ВМФ СССР) в Баку. Здесь возможна постройка или сборка из импортных узлов и секций патрульных и десантных катеров, тральщиков и судов обеспечения.

И все же ВМС Азербайджана, хотя и занимающие (номинально) по боевому составу второе место на Каспии, серьезной силы в настоящее время не представляют и далеко не в полной мере отвечают задачам защиты национальных интересов страны. Исключать возможность наращивания его потенциала нельзя, особенно с учетом заинтересованности США, Великобритании и Турции в сохранении своего влияния на Баку.

КАЗАХСТАН И ТУРКМЕНИСТАН

В Казахстане также созданы военно-морские силы, базой которых определен военный порт Баутино (Тюб-Караганский залив). Серьезно обсуждать их боевой потенциал пока не имеет смысла, хотя Астана уже предприняла попытку наладить постройку катеров для своих ВМС на заводе "Зенит" в Уральске.

Сегодня казахстанские военно-морские силы (3000 человек личного состава) располагают 16 патрульными катерами (4 - бывшими советскими проекта 1400М, 4 - полученными от Турции бывшими немецкими проекта 369, 2 - собственной постройки советского проекта 14081М "Сайгак" и 6 - американской постройки типов "Донтлес" и "Гардиан"), 2 бывшими советскими рейдовыми тральщиками проекта 1258 и 2 малыми гидрографическими катерами. В составе ВМС имеются авиационные подразделения, дислоцированные в Актау и Атырау (3 вертолета Ми-8 и 6 Ми-2). В строительстве ВМС республика больше рассчитывает на помощь США и Турции, хотя кое-что перепадает и от России. Для подготовки собственных офицерских кадров в Актау открыто высшее военно-морское училище.

По некоторым сообщениям, командование ВМС Казахстана намеревалось развернуть в районе пересохшего Аральского моря батальон морской пехоты (не исключено, что он уже развернут). Связано это с межгосударственными противоречиями: Казахстан опасается роста влияния Узбекистана.

До распада СССР в Красноводске (ныне порт Туркменбаши) базировалась 228-я бригада охраны водного района Каспийской флотилии, часть кораблей которой вошла в состав военно-морских сил Туркменистана (менее 2000 человек личного состава; в западной прессе упоминался их русский командующий - некий капитан 1 ранга Репин). По всей видимости, Туркменистану достались артиллерийский катер проекта 205М, патрульный катер проекта 14081, базовый тральщик проекта 1252 (принадлежащий к экспериментальной серии первых в мире противоминных кораблей со стеклопластиковым корпусом) и 2 катера на воздушной подушке (вероятно, проекта 1205).

Боеспособность этой "армады" весьма сомнительна. Разумеется, Ашхабад обеспокоен военно-морской активностью соседей по Каспию и пытается обзавестись собственными аргументами на этот счет - сообщалось, в частности, о закупленных на Украине 20 патрульных катерах типа "Гриф" и "Калкан" и подаренном американцами катере "Пойнт Джексон".

ИРАН: НОВЫЙ КУРС

Традиционно Иран, располагающий крупнейшими ВМС в Персидском заливе, рассматривал Каспий в качестве второстепенного в военно-морском отношении театра, что вытекало из статуса моря, определенного советско-иранскими соглашениями. Однако распад СССР коренным образом изменил здесь ситуацию, и поэтому Иран взял курс на резкое увеличение своего военного присутствия на Каспии.

ВМС Ирана на Каспийском море представлены двумя не зависящими друг от друга командованиями. Это командование ВМС армии в зоне Каспийского моря (4-й военно-морской район, военно-морская база Энзели) и командование ВМС Корпуса стражей исламской революции в зоне Каспийского моря (батальон охраны побережья в порту Ноушахр). В портах Ноушахр и Энзели, а также в Реште (недалеко от побережья) действуют учебные центры ВМС армии. На Каспии же расположена школа иранских боевых пловцов.

Всего ВМС Ирана имеют на Каспии около 90 боевых и вспомогательных единиц корабельного состава, преимущественно мелких. В их число входят 3 сверхмалые подводные лодки собственной постройки (северокорейского типа, принимают на борт группу боевых пловцов-подрывников и способны пройти с использованием шнорхеля 1200 миль), устаревший базовый тральщик "Сальман" (американской постройки, типа "Блюберд"), правительственная яхта "Хамзе", патрульные катера и вооруженные моторные лодки. По существующим оценкам, Иран способен в короткое время в 1,5 раза увеличить группировку своих кораблей на Каспии путем переброски катеров из Персидского залива (включая 4 катера на воздушной подушке).

Командование ВМС армии сообщало о намерении развернуть на Каспийском море новые артиллерийские катера типа "Моудж". В прибрежных районах Каспия иранцы могут использовать малые быстроходные (46 узлов) патрульные катера типа "Богхаммар", оснащенные крупнокалиберными пулеметами, безоткатными орудиями и 107-мм 12-ствольными реактивными установками. Экипажи этих катеров вооружены также ручными противотанковыми гранатометами и переносными зенитными ракетными комплексами.

При всех идеологических различиях между Россией и Ираном и несмотря на особую позицию Тегерана по вопросу урегулирования статуса Каспийского моря, логично предположить, что именно эти две страны может серьезно сплотить необходимость скоординированного военно-политического противостояния попыткам "третьей силы" закрепиться на Каспии. А она сюда уже практически вышла - об этом свидетельствует участие американских и британских компаний в разработке сухопутных и морских месторождений нефти и газа в азербайджанском и казахском секторах. Надо полагать, перед выбором геополитического фарватера в скором времени будет поставлен и тоталитарный режим Туркменбаши. Скорее всего "вождь всех туркмен", которому при несговорчивости могут намекнуть на массовые нарушения в Туркменистане прав человека, учтет опыт Саддама Хусейна. Поэтому значение военно-морской составляющей международных отношений в данном регионе должно еще больше возрасти.

Источник: Независимое военное обозрение от 25.07.2003
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03965 sec