Новости за 05.08.2002

Из варяг в греки через Иран

//GazetaSNG.ru// Алексей Чичкин В интервью российским СМИ специальный представитель президента РФ по Каспию Виктор Калюжный заявил, что на недавней встрече в Тегеране специальной рабочей группы по каспийскому урегулированию, Туркмения выступила за выделение так называемой "срединной зоны" на водной акватории для свободного международного судоходства. По его мнени, такая позиция, если ее поддержат другие страны региона, может ускорить сооружение судоходного канала Каспий-Персидский залив, выгодного многим странам СНГ, а также Северной и Восточной Европы. На строительство этого канала очень рассчитывает Иран. Этого обстоятельства оказалась достаточным для внесения этого проекта администрацией США в "черный список", хотя даже примерные сроки его реализации пока не определены. Но Вашингтон заранее заявил, что в случае сооружения канала намерен немедленно подвергнуть экономико-политическим санкциям те страны и компании, которые будут участвовать в его реализации. Сооружение судоходного канала Каспий-Персидский залив сможет втрое сократить путь из Северно-Восточной Европы и западного региона бывшего СССР (включая европейский регион РФ) в бассейн Индийского океана. Напомним, что сегодня основной маршрут в этот регион проходит через эгейско-черноморские проливы, и Турция, вопреки международным конвенциям, ограничивает свободу торгового мореплавания в Босфоре-Дарданеллах. Убытки России от такой политики, по оценкам Минтранса РФ, достигают 260-300 млн долларов в год. Характерно недавнее заявления Госдепа США о том, что экологическая ситуация в проливах не позволяет увеличивать грузотранзит по данному направлению. Понятно, что путь через Иран противоречит долгосрочным интересам США и Турции в регионе. Во всяком случае, "трансиранский" проект резко ослабляет зависимость от транзитной политики Турции. Да и примыкающие к новому каналу страны смогут извлекать доходы от транзита по этой артерии. Канал между Каспием и Персидским Заливом планировался еще в начале 1960-х годов, и шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви предлагал СССР участвовать в данном проекте. Но тогда под давлением США проект был заморожен. Сегодня, по имеющейся информации из Минтранса РФ, Россия готова более внимательно отнестись к его реализации. Источник: ГазетаСНГ от 2.08.2002

читать далее

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.