Новости за 21.02.2002

Россия и США взяли курс на подписание новых стратегических документов

Алексеев Юрий 20 февраля 2002 Во вторник в Москве завершились очередные консультации между заместителем министра иностранных дел России Георгием Мамедовым и старшим заместителем госсекретаря США Джоном Болтоном, в ходе которых рассматривались вопросы, связанные с планируемым подписанием между двумя странами соглашения о радикальном сокращении стратегических наступательных вооружений и декларации о новых стратегических отношениях. Стороны положительно оценивают итоги московских встреч, отмечают некоторое сближение позиций, но в то же время признают наличие ряда проблем, которые пока не удалось согласовать.Сразу по завершении встречи с министром иностранных дел России Игорем Ивановым, на итоговой пресс-конференции Болтон особо подчеркнул, что сегодня на пути к подписанию упомянутых документов "непреодолимых препятствий нет". Он также напомнил, что президенты двух стран дали указание согласовать проекты документов к предстоящему визиту руководителя США в Москву. При этом Болтон подчеркнул, что стороны активно стремятся выполнить эти директивы. Вместе с тем он отметил, что времени для завершения этой "большой работы" и до визита Джорджа Буша в Москву осталось мало. В этой связи американский дипломат не исключил возможности того, что документы к визиту готовы не будут.Российская сторона к вопросу об обязательствах по подготовке документов к подписанию, похоже, относится более серьезно. В беседе с корреспондентом Страны.Ru дипломатический источник отметил, что со "временем в такого рода делах всегда бывает напряженно". При этом он весьма охотно согласился с выводом Джона Болтона о том, что непреодолимых препятствий на пути к подписанию документов сейчас не существует.Так ли это в действительности? Видимо, да. Сторонам уже удалось договориться по очень важному вопросу - о необходимости подписания именно юридически обязывающего соглашения по вопросу о радикальном сокращении СНВ. Раньше американская сторона отвергала предложение Москвы на этот счет. И как отметил Джон Болтон, американский президент согласился на российское предложение, отнюдь не уступив России, а проявив "геополитическое мышление". Правда, стороны до сих пор по-разному называют этот документ. В российском проекте он называется договором, а в американском - соглашением, а точнее, требующим исполнения соглашением - "executive agreement". Российские эксперты сейчас работают над уточнением истинного смысла этого термина.Москва также положительно рассматривает и намерение американской администрации направить проект документа, когда он будет согласован, на рассмотрение в конгресс. Очевидно, что такой же шаг будет предпринят и российской стороной.Есть еще один позитив. Помимо юридически обязывающего документа, стороны подтвердили договоренность о том, что выйдут на условленный уровень ядерных боезарядов - 1700-2200 для каждой стороны. Нет споров и по поводу сроков действия такой договоренности - 10 лет.Важным также представляется достижение согласия о том, что это соглашение будет опираться на положения Договора СНВ-1. Договор СНВ-1 действительно служит солидной реальной базой для реальных сокращений. Как отметил источник, это уже проверенный жизнью фундамент, и поэтому российская сторона предложила, чтобы будущая договоренность опиралась на него. Американцы с этим согласились.Безусловным позитивом является и то, что стороны условились разработать дополнительные меры транспарентности и доверия, которые шли бы сверх положений СНВ-1. Работа это, конечно, непростая, считает источник, но и здесь, по его мнению, есть много точек соприкосновения. Речь идет о дополнительных, сверх положений СНВ-1, обменах информацией, об уведомлениях и так далее. Как полагает дипломатический источник, эта работа, возможно, будет завершена не сразу, а продолжится после подписания соглашения. В соглашении могут быть определены какие-то базовые подходы к этим дополнительным мерам транспарентности и доверия, а дальше уже эксперты продолжат работу по конкретизации таких мер.Так что подвижек в деле сближения позиций сторон действительно много, и есть все основания полагать, что и дальнейшее проявление партнерами гибкого мышления поможет сторонам устранить оставшиеся препятствия. Переговоры - это процесс сложный, и вполне естественно то, что в ходе консультаций в Москве не обо всем удалось договориться.Так, в процессе переговоров американцы вводят новые формулы. В частности, они использовали понятие "оперативно развернутые боезаряды" и предложили вести подсчет именно этих боезарядов. Как отметил источник, для российской стороны не совсем понятно, что американская сторона подразумевает под "оперативно развернутыми боезарядами". Очевидно, речь идет о боезарядах, установленных на носителях (подводных лодках, бомбардировщиках и МБР), которые находятся на боевом дежурстве. Все же, что сверх этого будет высвобождаться в порядке сокращений, американцы предлагают не ликвидировать, а использовать в качестве стратегического резерва. Российская сторона называет это "возвратным потенциалом". Естественно, здесь возникает много вопросов: что это за резерв, для каких целей, какой состав этого резерва и другие. Эти вопросы еще предстоит уточнять - в них для российской стороны много неясного.Второе существенное расхождение касается противоракетной обороны. У России на этот счет позиция простая: выход США из Договора по ПРО - это ошибка Вашингтона, которая создает условия для образования правового вакуума. Этот вакуум надо устранить. Поэтому одной из задач Москва и считает подготовку договора по дальнейшему сокращению СНВ, но этого мало. Российская сторона предлагает опираться на ту формулу, которая была зафиксирована в Генуэзском совместном заявлении президентов России и США от 22 июля 2001 года, где говорилось о взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Документ не подписывался, а был принят президентами двух стран. Российская сторона считает, что и этот документ должен быть положен в основу будущих договоренностей.Далее: американцы публично заявляли, что противоракетная оборона, которую они намерены создавать, будет носить ограниченный характер. Необходимо уточнение, что значит "ограниченный". Да и вообще очертания новой системы ПРО пока не ясны. Поэтому Москва хотела бы получить от американцев какие-то ее параметры.Наконец, американцы подчеркивают, что такая оборона не будет направлена против России. Что означает это в реальности, тоже пока не ясно. Это надо прояснить и, как считает российская сторона, зафиксировать в тексте соглашения.Второй документ, готовящийся к подписанию, - декларация о новых стратегических отношениях. Это будет не юридически обязывающий, а политический документ. Там будут прописаны принципы и направления взаимоотношений. Джон Болтон отметил, что в этом документе могла бы быть отражена общая позиция по таким проблемам, как СНВ, возможно - по сотрудничеству в рамках отдельных элементов программы ПРО, по борьбе с терроризмом, по взаимодействию в политической и экономической областях и, конечно, по проблеме нераспространения оружия массового уничтожения.Что касается ПРО, то российская сторона считает важным четко обозначить в этом документе положения о том, как в новый характер наших отношений вписываются планы США в области ПРО и какие дополнительные меры по обеспечению транспарентности и предсказуемости будут приниматься в этой связи.Что касается проблемы нераспространения ОМУ. Американцы, отметил источник, действительно и публично, и в ходе переговоров поднимают вопрос о тех, кого они называют "изгоями" или элементами "оси зла". Российская позиция здесь проста и очевидна. Она легко прослеживается на примере Ирана. В ходе сотрудничества с этой страной в области мирной атомной энергетики, в сфере мирного военно-технического сотрудничества, а также в процессе контактов по линии государственных служб российская сторона строго соблюдает все свои международные обязательства. Иран является участником МАГАТЭ. Иран регулярно посещают инспекции этой авторитетной организации. И не было ни одного случая, когда эти инспекции выявили бы какие-либо факты, свидетельствующие о "замахе" иранцев на создание ОМУ. Все российские поставки Ирану осуществляются в строгом соответствии с международными обязательствами. Российские госструктуры никаких ракет Ирану не поставляют. "Если же у американцев есть факты, свидетельствующие об обратном, то пусть они их представят. Но таких фактов нет", - подчеркнул источник.Он обратил внимание на то, что нераспространение ОМУ - это действительно общая задача России и США. И с учетом географического положения России российская сторона заинтересована в ее решении не меньше, а может, даже больше, чем США. Что же касается применения таких терминов, как "ось зла" и "страны-изгои", то российская сторона категорически не принимает их. "У каждой из этих стран - своя специфика: различное географическое окружение, различные корни исторических и религиозных конфликтов. И под одну гребенку всех причесывать нельзя. Главное - это не угрозы и ультиматумы, а применение политико-дипломатических методов для решения конфликтных ситуаций. И тогда не будет поводов называть целые страны "изгоями", - сказал источник.На встрече с Джоном Болтоном глава российского МИД Игорь Иванов отметил, что главы внешнеполитических ведомств России и США готовы в любое время подключиться к переговорному процессу, чтобы придать ему необходимое ускорение. Российский министр и американский госсекретарь и сейчас практически постоянно находятся в контакте. Из дипломатических источников в российской столице Стране.Ru стало известно, что уже в ближайшие дни возобновятся переговоры высокопоставленных представителей внешнеполитических ведомств.www.iran.ru

читать далее

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.