Иранский родственник «Елены»

05 декабря 2011
A A A


В «Разводе Надера и Симин» Асгара Фархади та же тема, что у Звягинцева: столкновение двух социальных слоев и укладов жизни В российский прокат выходит «Развод Надера и Симин» — один из самых нашумевших фильмов года, победитель последнего Берлинале сразу в нескольких номинациях. Снял его иранец Асгар Фархади, в 2003-м открытый Московским кинофестивалем. Картина, естественно, проходит по разряду артхауса, как, впрочем, и любая другая, героями которой выступают люди, а не спецэффекты. Между тем «Развод Надера и Симин» — фильм самый что ни на есть зрительский. Настоящий психологический триллер. Да, он снят на фарси и не дублирован, а идет с субтитрами, но эти диалоги стоят того, чтобы быть услышанными (прочитанными), а вся коллизия — чтобы попытаться в ней разобраться. Первая сцена. Суд. Бракоразводный процесс. Муж и жена, обоим слегка за 30, — типичные интеллигентны среднего класса. По виду их вполне можно принять за европейцев, тем более что вместо паранджи у женщины на голове элегантный платок. Выясняется, что развод нужен по единственной причине: жена хочет эмигрировать, потому что не видит в «этой стране» будущего для себя и дочери-подростка. А муж уезжать отказывается, поскольку не может бросить больного отца. Суд дает время на размышления, женщина переезжает к своим родителям, а девочка остается дома, с отцом — тайно надеясь, что это заставит мать образумиться и вернуться. Теперь супруги не могут подменять друг друга у постели больного старика, и значит, нужна сиделка. Она и появляется: того же возраста, что герои, благообразная, богобоязненная, не очень умелая, с маленькой девочкой, сопровождающей ее повсюду, и еще одним ребенком, которого, она, как принято говорить в таких случаях, «носит под сердцем». Правда, хозяину дома о своей беременности не сообщает. В один прекрасный день сиделка привязывает спящего старика к кровати, чтобы тот не упал, и уходит из дома по собственным срочным делам. Отсутствует недолго, но этого времени оказывается достаточно, чтобы произошло нечто, изменившее судьбу всех, причастных к этой истории. Иранский фильм очень напоминает нашу «Елену» — и не только умением режиссера рассказать бытовую историю так, что она превращается в эпическое повествование о временах и нравах. В основе обеих картин — столкновения двух социальных слоев и укладов жизни. Люмпенизированного (супруг сиделки — агрессивный, хамоватый мужичок — уже давно болтается без работы, срывая злобу на окружающих) и относительно благополучного, рафинированного. Только если в российской картине это высшая прослойка среднего класса, то в иранской — его типичные представители: люди, живущие на зарплату, делающие уроки с дочкой, заботящиеся о престарелых родителях… Иран — далекая и малознакомая нам страна, но, если судить по фильму, у нас с ней немало общего. Во всяком случае, присутственные места: больница, суд, полицейский участок — очень похожи. Несмотря даже на то, что мысль о взятках тут никому не приходит в голову. Поставить себя на место героев легко. И тем, кто, как в старом анекдоте, живет в соответствии с принципом: «Я не знаю, о чем вы тут говорите, но ехать надо», и тем, кто не хочет или не может никуда уезжать, но пытается и в «этой стране» жить, сохраняя достоинство и представления о долге. Ощущение, в котором пребывает герой фильма (обстоятельства складываются так, будто специально загоняют тебя в угол), наверняка многие из нас испытывали. И сам герой, которого все уже так достало, что он пошел на принцип: не прогибаться перед быдлом, — тоже персонаж до боли знакомый. Но есть и одно существенное отличие. В финале герой уже готов откупиться от люмпенской семейки, но просит сиделку поклясться на Коране, что обвинения, выдвинутые ею, не ложны. И та отказывается. Потому что грех. А значит, деньги, которые бывший работодатель готов заплатить в качестве компенсации, принесут в дом несчастье. Представить себе российский фильм, где развязка наступает из-за того, что человек испугался ложной клятвы, можно. Но только если фильм проходит по разряду фантастики. А для Ирана это — вполне реалистическое произведение. Кстати, заявленное от страны на «Оскар». И жаль, что не придется ему столкнуться хотя бы в длинном оскаровском списке с «Еленой». Красивая получилась бы комбинация.
Источник: ИЗВЕСТИЯ.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.