Иран без запретов и ограничений

25 августа 2010
A A A


Спросите нашего обывателя, что он знает о современном Иране? В ответ вы наверняка услышите, что это — древняя и красивая страна в Южной Азии. Во время Второй мировой войны Сталин ездил на Тегеранскую конференцию. Всем известно, что Иран изобилует различными достопримечательностями. Практически каждый город буквально дышит древностью: остатки зороастрийских крепостей и храмов, узкие улочки старых кварталов, восточные базары, небывалые по величине и красоте мечети. Не секрет, что Иран рвётся к обладанию ядерным оружием. Режимом правят исламские ортодоксы, считающие западную цивилизацию оплотом порока. Редко кому из иностранцев удаётся взглянуть на жизнь иранцев, что называется, изнутри. Мне повезло: по «задворкам» Исламской Республики Иран меня согласилась провести моя новая знакомая Митра. Она помогла мне почувствовать, как живут люди там, где религиозный диктат выстроил массу запретов и ограничений. На обложке паспорта, который я держу в руках, арабской вязью написано: «Исламская Республика Иран». «Я из Персии», — гордо объясняет владелица документа Митра. Как и многие её соотечественники, она предпочитает называть себя персиянкой, а не иранкой. Её мама из Шираза, отец из Тегерана. Это город, в котором родилась и прожила четверть века Митра. Согласно официальной статистике, более 90 процентов населения Ирана исповедуют ислам. А как же иначе? Ведь будучи не мусульманином, практически нереально устроиться на работу. Но напомним, что в исламе акт веры, джихад, что дословно переводится с арабского как «усилие», это в первую очередь волевое, координируемое разумом преобразование окружающего мира на духовных основаниях. Таким образом, у людей должна быть свобода выбора, что является одним из основных правил этой религии. Да, ислам предписывает женщинам выглядеть скромно, но это должен быть акт доброй воли, личное желание, координируемое разумом, а не полицейскими на улицах. Дресс-код здесь распространяется не только на местных жительниц, но и на туристок. Мы идём с Митрой по улице, но вдруг нас останавливает патруль и делает предупреждение: у Митры, на их взгляд, платок слишком прозрачный, а у меня слишком далеко уехал на затылок. — Если бы ты не была иностранкой, нас бы забрали в участок и заставили заплатить штраф, — сказала Митра, когда мы отошли на достаточное расстояние от патрульных. Ей самой как-то раз пришлось провести ночь в «обезьяннике» за то, что она надела платье, не полностью закрывающее ноги. Естественно, она не собиралась разгуливать в таком виде по городу, просто хотела пройти десять шагов от машины до двери подъезда, но не успела. Бдительная милиция задержала её. Хотя, надо отдать должное, благодаря такой непомерной бдительности Иран является довольно безопасной страной, у уличных хулиганов практически нет шансов остаться незамеченными под всевидящим оком наводняющих город патрулей. Лимон и дынька Скромный вид, навязанный властями, иранки пытаются приукрасить пока что ещё не запрещёнными методами. Ни в одной стране мира женщины не уделяют столько внимания макияжу. Косметика придаёт лицам кукольное выражение: непомерно длинные ресницы, гипнотизирующие стрелки в уголках глаз, идеально гладкая кожа, румяные щёки, припудренные носы, яркие губы — так выглядит среднестатистическая девушка. — У нас широко распространена пластическая хирургия, — выдаёт страшную тайну Митра. — Примерно каждый второй иранец независимо от пола изменяет форму носа. Одному моему знакомому его избранница вынесла ультиматум — свадьба не состоится до тех пор, пока он не согласится переделать свой нос. Другая популярная операция, как выяснилось, связана с модификацией исключительно женского тела. Речь идёт об изменении размера и формы груди. Обратить внимание на эту часть тела хочет каждая пятая девушка. Две самые излюбленные формы называются «лимон» и «дынька», они наиболее рельефно смотрятся под тканевым манто, как называют там верхнюю накидку, без которой нельзя появляться на публике. Соблюдать «правила приличия» необходимо на улице и в общественных местах. Оказавшись в помещении, не контролируемом полицией, будь то дом или офис, иранки скидывают свои манто и шали и выглядят, как любая западная женщина, а порою даже более смело. Любопытно, что бутики в торговых центрах изобилуют одеждой, которую теоретически, по нормам Ирана, носить противопоказано: платья для коктейля, блузки с глубоким вырезом, короткие топы, мини-юбки, купальники. В Тегеране довольно много открытых бассейнов. Само собой разумеется, что часы работы для мужчин и женщин разные. Так как я являюсь представительницей женского пола, то могу сообщить только о том, чем занимаются в бассейне женщины. Им наплевать на бассейн как таковой — они загорают. Прокопчённые тела, половина из которых топлесс, занимают все бортики. Из ста человек не более двух-трёх всё-таки залезут в воду, чтобы освежиться. Остальные предпочитают орошать себя водой из пульверизаторов . Пьют ли иранцы спиртное Возможно, в присутствии противоположного пола иранки ведут себя скромнее, подумают некоторые. И ошибутся. В каждом крупном городе Ирана существуют особые улицы, куда молодёжь приезжает «выглядывать» друг друга. Мы с Митрой тоже отправились в одно из таких мест. Парни и девушки там ездят по кругу на машинах с открытыми окнами под громкую музыку и оценивают потенциальных партнёров. Немаловажно при этом, насколько крутая у тебя тачка и есть ли у тебя чувство юмора. Потому что, проезжая по кругу, партнёры обмениваются репликами. Не без юмора. Такой способ социализации, на мой взгляд, служит заменой клубным движениям, ведь клубы в этой стране запрещены. — Ислам требует, чтобы сознание человека всегда оставалось чистым, — уверяет меня Митра. — По этой причине мусульмане должны воздерживаться от алкоголя, наркотических препаратов, вожделения, азартных игр и всего, что может помутить разум. Поэтому в стране запрещена продажа алкогольных напитков... Означает ли это, что никто не пьёт? Оказалось, что нет. Запрет способствует развитию подпольной торговли спиртным и, соответственно, спекуляции, против которой, казалось бы, здесь должен быть любой правоверный мусульманин. Ан нет! Предпочтение отдаётся крепким напиткам. Пить пиво просто-напросто нерентабельно, считают иранцы. Ведь с учётом переплаты каждая бутылка будет золотой по цене. Правда, и тут есть выход из положения: можно легально приобрести в магазине безалкогольное пиво, а затем добавить в него что-нибудь покрепче. На иранском «чёрном» рынке доступны все известные мировые бренды выпивки. Есть и алкоголь подпольного местного производства, расфасованный по алюминиевым банкам с надписями: «водка», «виски», «джин», «ром». Стоимость объёма 0,33 литра составляет от 6 до 10 долларов. Никаких выходных данных, за исключением «made in UK» или «made in Europe», не указано. Перевод стрелок на другие страны необходим, по всей видимости, чтобы в случае раскрытия подпольного бизнеса уголовная ответственность грозила только за распространение, а не за производство. Ещё один любопытный факт — иранцы не особо боятся ездить за рулём подшофе. Главное, чтобы не было запаха или иных явных свидетельств наличия алкоголя в крови. Дорожный патруль не может без веской причины обвинить водителя в нетрезвости, ведь алкоголь теоретически недоступен. Из безалкогольных напитков популярны чай и кисломолочный газированный «дах», который можно сравнить по вкусу с айраном. Основной продукт питания, без которого иранцам жизнь не в радость, — мясо. Свинина, само собой разумеется, не употребляется. В ход идут баранина, курица и говядина. Самое популярное блюдо — кебаб и стейки, однако существуют и более экзотические рецепты с использованием мозгов, языков, желудков и прочей требухи. Самый популярный фаст-фуд — сэндвичи и шаурма. В Тегеране при желании можно найти все ведущие кухни мира, но традиционных ресторанов с иранскими блюдами явно больше. Под традицией я имею в виду не только приготовленные блюда, но и сам способ сервировки, с которым я познакомилась, когда мы зашли пообедать в ресторан. Не успели мы сесть за столик, как перед нами появился человек с большим чаном и половником. Оказывается, всем новоприбывшим в ресторан предлагается суп. Затем на столе появились салат, зелень и лепёшки, причём не важно, заказывал ли ты их или нет. Но в счёте всё это будет учтено только в том случае, если будет съедено. А не будете есть, так и не платите. Из меню заказываются основные блюда и рис. Рис в Иране — неотъемлемая часть трапезы, так же как в Южной Индии и некоторых африканских странах. Причём не плошка пустого риса — аналог нашему хлебу, как это принято в Китае, Японии, Филиппинах, а рис как самостоятельное блюдо, смешанный с какими-нибудь специями или овощами. В мечеть за прохладой Помимо ресторанов иранцы часто выбираются в парки на пикники всей семьёй. В выходные, которые в этой стране приходятся на четверг и пятницу, предпочитают выезжать подальше от города на природу. В этом смысле жителям юга с его пустынным ландшафтом повезло куда меньше, чем жителям севера, которым досталась полоса лесистых гор вдоль Каспийского моря. Иран — довольно внушительная по территории страна, хотя и не идёт ни в какое сравнение с прежними размерами Персии. Тем не менее среди своих ближайших соседей она до сих пор остаётся самой крупной. — На территории Ирана используется персидский язык, или фарси, а не арабский, как считают многие, введённые в заблуждение арабским шрифтом, — объясняет Митра. — В древней Персии пользовались клинописью, но после прихода арабов в VII веке она была заменена арабской графикой. Иранцы добавили к арабскому алфавиту ещё четыре буквы, а от использования вспомогательных знаков огласовки — харакатов, обозначающих следующий за согласным гласный звук, отказались. Таким образом, чтобы правильно прочитать слово, его необходимо знать. Литературный язык существенно отличается от разговорного как на уровне фонетики, так и синтаксиса, грамматики и словообразования. Тех, кто способен адекватно изъясняться в обеих формах языка, можно заслуженно считать билингвистом. Чистокровному персу сильно «режет» ухо арабский акцент, его парадируют и высмеивают в многочисленных анекдотах. Нет там «Макдоналдсов» Было бы неверно считать Иран страной одной конфессии. Ислам шиитского толка прочно укоренился на этой территории с момента своего прихода и, бесспорно, занимает доминирующее положение. Но нельзя забывать, что эти края подарили миру одну из древнейших религий, последователей которой на земле остаётся всё меньше. Речь идёт о зороастризме. Проповедником зороастризма был Заратустра, чьё имя многим известно благодаря сочинению Ницше «Так говорил Заратустра». Точная дата жизни Заратустры, а соответственно, и зарождения веры остаётся загадкой. Разброс в датировках составляет добрую тысячу с лишним лет начиная с 1800-х годов до н.э. и кончая VI веком до н.э. Заратустра призывал следовать добру и отвергать зло. Основой праведной жизни служит следующее правило: «мысли добро, говори добро, твори добро» — хумата, хухта, хваршта. В зороастризм своими корнями уходит один из национальных иранских праздников Новруз, что в переводе с персидского означает «новый день». Он совпадает с весенним солнцестоянием и является точкой отсчёта нового года по иранскому календарю. Отмечают его практически все независимо от религиозной принадлежности. У школьников на это время выпадают двухнедельные каникулы, на работе люди получают пару дополнительных выходных. В ближайшую перед Новрузом ночь со вторника на среду повсеместно справляется ещё один праздник — «чахаршамбе сури» с прыжками через огонь и гаданием. Для зороастрийцев этот ритуал имеет сакральное значение, так как огонь обладает очищающей силой. Для прочих же это просто повод повеселиться, запускать фейерверки, вкусно поесть. Помимо мусульман и зороастрийцев в Иране можно встретить иудеев, христиан, индусов, буддистов. Но все они предпочитают не демонстрировать конфессиональную принадлежность, коль скоро она не совпадает с официальной, и держать свои религиозные убеждения при себе. Но и мечети не являются центрами скопления исключительно истых приверженцев ислама, особенно в жаркие дни, ведь они оборудованы превосходной системой вентиляции и кондиционирования. Студенты приходят в просторные молельные залы с конспектами для подготовки к экзаменам. Во внутренних двориках под деревьями сидят целые семьи, пришедшие на пикник, разве что без мангалов. Да и случайные прохожие порой не преминут заглянуть в это религиозное учреждение, ведь в Иране нет «Макдоналдсов», обычно исполняющих для утомлённого путника функцию бесплатного туалета. Источник:"ekhoplanet.ru"
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.