Навруз - праздник весны и начала нового года

20 марта 2009
Иранские, кавказские и тюркские народы в двадцатых числах марта отмечают праздник весны и начала нового года. Именно этот праздник называется Навруз, что в переводе с персидского означает «новый день». В Иране, республиках Средней Азии и Азербайджане его отмечают 21 марта. Как государственный праздник его чтят в Таджикистане в течение четырёх дней (с 22 по 25 марта), в Казахстане на Навруз гуляют трое суток: с 21 по 23 число.

Навруз - это первый день иранского календаря, который совпадает с днём весеннего равноденствия. Согласно традициям, в это время начинается сезон роста и процветания.

Навруз считается самым большим из всех праздников поклонения Солнцу и огню. Готовились к нему заранее. А отмечали в течение недели, а то и двух – всё зависело о того, насколько благополучен народ.

Древнегреческий летописец Страбон так преподнёс празднование Навруза:

- В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня - это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь.

Отмечается, что в наши дни в Иране празднование длится, как правило, 13 дней. При этом первые пять суток посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день носит имя Шахрйаран Навруз (или шахский Навруз), а тринадцатый - Сизда-бедар («Тринадцатое вне дома»).

С древних времён до наступления Навруза у восточных народов принято убираться в домах и рассчитываться с долгами.

Одним из традиционных ритуалов во время Навруза считается составление хафт сина, своеобразного набора блюд к праздничному столу. Хафт син включает себя 7 элементов, названия которых начинаются с буквы С — «Син», пятнадцатой буквы персидского алфавита:

1. Сенджед — маслины, символ любви;
2. Сиб — яблоки, символ красоты и здоровья;
3. Сир — чеснок, символ медицины;
4. Саману — хлебный пудинг, символ достатка;
5. Сабзи — зелень (в этом контексте — злаки), символ возрождения природы;
6. Серке — уксус, символ мудрости и терпения;
7. Сомаг — сумах, символ рассвета.

Одно из наиболее известных блюд праздничного меню – это сумаляк. Оно готовится из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле с добавлением муки в течение 10-12 часов.

Как гласят предания, сумаляк нужно варить с песнопениями и шутливыми, веселыми припевками. После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумаляка, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Считается, что этот рецепт изобрели одни из первых людей, поселившихся на территории Средней Азии, во время лютой зимы. Согласно легенде, морозы крепчали, а запасы продовольствия почти закончились, и поселенцам ничего не оставалось, как сварить проросшие пшеничные зерна вместе со всем, что у них было из продуктов. Такое блюдо помогло им спастись от голода и прибавило сил. С тех пор сумаляк готовят каждый год.
Кроме того, на стол обычно подаются круглые лепёшки из пшеницы, риса, кунжута, ячменя, чечевицы, проса, кукурузы, гороха, бобов и фасоли. В большинстве семей на стол выкладывают Коран (религиозную книгу, священную для приверженцев всех исламских направлений), Шахнаме («Книгу царей»), сладости, орехи, украшенные яйца, зеркало, а также ленту или любую композицию из традиционных иранских цветов (зелёный-белый-красный), либо сам флаг.

По старинной традиции каждый участник праздника должен выполнить три условия: посадить цветы и не менее трех саженцев деревьев; настроить себя на добрые дела и радость, помириться с тем, с кем был в ссоре; а также стремиться жить по-новому, честно и достойно.

Считается, что Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Всемирно известный классик восточной поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ Омар Хайям связывал возникновение Навруза с именами легендарных царей Джемшида и Каюмурса.

АИФ

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03866 sec