Вечера Фирдоуси в Тегеране

28 мая 2008
По сообщению агентства "Мехр" в Иране, отдавая дань памяти Абдулкасему Фирдоуси (934 г. – 1020 г. или 1030 г.) – великому поэту персидского эпоса, в Тегеране с 24 по 26 ордибехешта 1387 г. (13 – 15 мая 2008 г.) были организованы разнообразные культурные программы под названием "вечера Фирдоуси".

Фирдоуси, родившийся в Хорасане известен как автор исторической поэмы "Шахнаме" ("Книга царей"), над которой он работал свыше 30 лет. В "Шахнаме", являющейся выдающимся памятником мировой литературы, в форме поэтического эпоса описываются подвиги мифических иранских героев и борьба иранского народа за независимое существование. Другими словами, эта поэма представляет поэтическую обработку богатейшего фольклорного материала героического эпоса и официальной истории Ирана при Сасанидах (3-й век – начало 7-го века) "Хватай-намак" ("Книга владык"). В "Шахнаме" дается изложение в поэтической форме истории Ирана и Средней Азии с древнейших времен до арабского завоевания. Поэма проникнута пафосом героики и патриотизма, любовью к родине, ненавистью к захватчикам.

В поэме Фирдоуси прославил героическое прошлое иранского "рыцарства" - дехканства (крестьянства), будучи сам выходцем из мелких дехкан. Особенно ярко в поэме описана фигура богатыря Рустама, горячего патриота, доблестного борца за родину, верного долгу, но в тоже время строптивого и независимого по отношению к правителям.

По дошедшим до нашего времени сведениям, за свою поэму Фирдоуси подвергался преследованию со стороны султана Махмуда Газневида, при дворе которого он в то время жил. Поэт вынужден был бежать от преследования и около двадцати лет прожил в нищете, скрываясь и меняя место жительства, чтобы не быть обнаруженным. Мусульманское суннитское духовенство отрицательно отнеслось к поэту и после смерти Фирдоуси отказало ему в религиозном погребальном обряде, считая его "еретиком" - шиитом, так как он был противником арабского завоевания и прославлял "нечестивых", "языческих" героев Ирана домусульманского периода. В современном Иране чтят память поэта Фирдоуси. Еще в шахские времена в Тегеране в центре большой площади воздвигнут памятник поэту.

В программе "вечеров Фердоуси" были организованы выставки, книжные базары и ярмарки произведений культуры, искусства, чтения стихов и "Шахнаме", демонстрация документальных, художественных и анимационных кинофильмов, посвященных тематике "Шахнаме", силовые спортивные состязания, выступления музыкантов и артистов. В этих программах приняли участие как известные артисты, так и дети. Все эти культурные мероприятия заканчивались в 22 часа.

Еще в феврале 2008 г. в Тегеране было решено 1388 год (21 марта 2009 – 20 марта 2010) объявить годом Фирдоуси. Хотя первоначально предполагалось текущий 1387 год (21 марта 2008 – 20 марта 2009) посвятить памяти Фирдоуси. Но с учетом того, что еще 2 года тому назад Таджикистан объявил 1387 год – годом Рудаки и ЮНЕСКО приняло это предложение (торжества будут проходить на родине рождения великого таджикско-персидского поэта в Душамбе), в Тегеране посчитали не целесообразным совмещать чествование двух великих поэтов. К тому же было подчеркнуто, что сам Фирдоуси считал именно 400 г. лунной хиджры – заключительным годом составления "Шахнаме", что по подсчетам иранцев соответствует 388 году солнечного календаря (21 марта 1009 г. – 20 марта 1010 г.). Таким образом 1388 год является 1000-м годом завершения "Шахнаме".

Экс-президент Ирана ходжат-оль-эслам Хатами, выступая 9 мая 2008 года на научной конференции, характеризовал Фирдоуси как великого мыслителя, создавшего ценнейшее произведение, являющееся "собранием документов национальной сущности иранской нации".

Прежде всего, сказал Хатами, это литературное произведение и в то же время являющееся эпическим произведением, в котором собраны многие легенды и мифы. А когда эпос и легенды объединяются, то они производят "удвоенное действие". Выдающееся искусство Фирдоуси, считает Хатами, состоит в том, что он, "включая легенду в эпос, изрекает величайшую мудрость, в которой знание, благодеяние, красота и истина сливаются в единое целое".

Экс-президент, говоря о смысле понимания власти и ее разновидностях "в старые прежние времена и в настоящее время", считает, что Фирдоуси блестяще указывал на то, что власть имущие должны обладать мудростью, теоретическими и научными знаниями. При этом Хатами подчеркнул, что Фирдоуси является "великим представителем лучшей иранской культуры, обогащенной исламом".

Чернета Олег Григорьевич, кандидат исторических наук

инфо ШОС

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03595 sec