В Ташкенте состоялся семинар, посвященный творчеству Мирза Абдулкадира Бедиля

16 декабря 2005
A A A


Ташкент, 16 декабря 2005 года -- Сегодня в Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами Ганджави состоялся семинар, посвященный творчеству Мирза Абдулкадира Бедиля (1644 – 1721) – персоязычного поэта Индии и суфия, оказавшего огромное влияние на культуру Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Индии. Как сообщил корреспондент ИРНА, с докладами о жизни и творчестве Мирза Абдулкадира Бедиля выступили посол Ирана в Ташкенте Мохаммад Фатхали, глава Культурного представительства при посольстве ИРИ Аббас-Али Вафаи, известные узбекские ученые Наджмиддин Камолов и Хамиджан Хамиди, а также 10 преподавателей персидского языка и литературы ТГПУ. Выступавшие отметили огромное значение творчества Бедиля как одного из выдающихся литераторов XVII - XVIII вв., вобравшего в свое творчество многие особенности эпохи. Мирза Абдулкадир Бедиль как никто, восславил мир земной, человека и труд его, знания и разум, справедливость и равенство. С верой в разум человеческий у Бедиля идет рука об руку вера в неделимое единство мира и бога. Бедиль считается классиком «индийского стиля». Его образы сложны, философски глубоки и многозначны. Простые слова порой слагаются в его стихах в сложнейшие метафоры, необычайно глубокие по мысли и красивые по звучанию. Основными произведениями Бедиля являются «Талисман изумления» (1669), философско-дидактическое сочинение «Познание» (1711-1712), включающее романтическую поэму «Комде и Мадан». Творчество Бедиля постигла жестокая судьба. Он не был при жизни популярен в Индии – отчасти потому, что писал на фарси, отчасти потому, что был необычайно сложен. Широкая известность пришла к нему после смерти. Во всех литературах мусульманского мира в XVIII в. возникает направление, получившее название «бедилизм». Оно, как правило, охватывало философскую лирику, сложную по содержанию и форме, близкую по характеру поэзии «индийского стиля», с ее достоинствами и издержками. Толкование многозначной поэзии Бедиля и при жизни поэта, и в наши дни порой бывает пристрастным и односторонним. Знатоки суфизма, как в прошлых веках, так и сейчас превозносят его произведения как истинно религиозные, с другой стороны, известен, например, такой факт: в конце XIX в. один бухарский эмир запретил чтение стихов Бедиля, сочтя все творчество поэта откровенно атеистическим. Фото: ТГПУ им. Низами Ганджави
Источник: ИРНА

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.