Первому индийскому бридеру исполнилось 20 лет

18 октября 2005


Первый индийский быстрый реактор с натриевым теплоносителем FBTR отмечает в эти дни своё 20-летие.

FBTR расположен в Центре атомных исследований имени Индиры Ганди (IGCAR) в Калпаккаме. «Опытный быстрый реактор представляет собой настоящее сердце IGCAR», – говорит П.В.Рамалингам, руководитель реакторного департамента центра.

Тепловая мощность реактора FBTR составляет 40 МВт.

Его основное назначение заключается не в производстве электричества, а в проведении научных исследований в обоснование будущей индийской программы быстрых реакторов.

Быстрые реакторы-размножители позволяют вовлекать в ЯТЦ изотоп 238U и увеличить на порядки эффективность использования урана в атомной энергетике. Кроме того, при помощи бридеров становится возможным реализация ториевого топливного цикла. Последнее соображение является крайне важным для Индии, не имеющей крупных месторождений урана, но зато обладающей значительными запасами тория.

Сооружение реактора FBTR велось силами индийских специалистов с «незначительной» иностранной помощью.

Технический проект (basic design) FBTR представляет собой адаптацию проекта французского реактора «Rapsodie», однако уже на этапе проработки концепции установки было принято решение внести изменения в проект и построить реактор самостоятельно.

Так, электрическая часть FBTR была спроектирована индийскими атомщиками.

Впрочем, помощь французского комиссариата по атомной энергии не ограничилась только передачей чертежей. Франция провела подготовку индийского персонала на «Rapsodie», а также помогла индийцам в освоении производства основного оборудования для FBTR.

Из оборудования, установленного на первом индийском бридере, на долю иностранных производителей приходится 20%.

FBTR впервые достиг критики 18 октября 1985 года. С тех пор, общее время работы реактора достигло 36000 часов, в том числе – 20000 часов без каких-либо сбоев и нарушений. Реактор произвёл в общей сложности 5 миллионов кВт-час электроэнергии и дал бесценный опыт индийским проектантам во время работы над проектом реактора PFBR-500.

За всё время эксплуатации FBTR, персоналу пришлось столкнуться лишь с двумя серьёзными инцидентами. В 1987 году во время перегрузки оборвалась направляющая труба, использующаяся для позиционирования перегружаемых ТВС. А в 2002 году из-за заводского дефекта арматуры 75 кг радиоактивного натрия вытекло в помещении для очистки теплоносителя.

Активная зона FBTR исходно набиралась из 65 кассет со смешанным оксидным топливом (MOX-топливом). Однако в 1977 году на установке возникли проблемы, связанные с совместимостью MOX-топлива и натриевого теплоносителя. В поисках альтернативы, специалисты IGCAR разработали смешанное уран-плутониевое карбидное топливо.

Уран-плутониевые карбиды, как правило, не используются в мировой атомной энергетике, и индийским атомщикам пришлось решать уникальную задачу по разработке подобного топлива самостоятельно. Реактор FBTR выступал при этом в качестве установки для тестирования новых топливных элементов.

К сегодняшнему дню, максимальная глубина выгорания смешанного карбидного топлива, достигнутая на FBTR, составляет 150000 МВт-сут/т. По расчётам и предварительным оценкам, подобное топливо останется работоспособным до выгорания 170000 МВт-сут/т.

Появление на горизонте энергетического бридера PFBR-500 не ставит крест на дальнейшей карьере его младшего брата. В настоящее время в IGCAR задумываются над модернизацией FBTR и увеличением его мощности за счёт расширения активной зоны. Атомщики рассчитывают, что жизнь FBTR прожита всего лишь наполовину, и он сможет прослужить ещё 20 лет.

Как и ранее, на FBTR планируют испытывать новые виды ядерного горючего. Согласно одному из рассматриваемых вариантов, активная зона FBTR может стать составной. Смешанное карбидное топливо будет располагаться в центре, а MOX-топливо – на периферии активной зоны.

«В середине XXI века индийская энергосистема будет получать ток, произведенный большой группой быстрых реакторов. Но FBTR навсегда останется в памяти как прародитель индийских бридеров», – говорится в официальном заявлении IGCAR, сделанном в связи с 20-летием FBTR.

IranAtom.Ru

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03792 sec