Россия и мусульманский мир: диалог имеет перспективы

05 ноября 2003
A A A


Отношения двуглавого орла и полумесяца Пророка последнее время не покидают экранов и газетных полос. Причем у нас серп Магомета слился с чеченским волком, то есть ислам не иначе как 'агрессивный', террористы - значит 'исламские', и свастику вообще заменил полумесяц. А 'ваххабит' теперь - это то же самое, что для фронтовиков 'власовец'. И в условиях 'Норд-Оста' и Волгодонска требовалось осознать, пишет Federalpost.ru, что исламские страны не засылают толпами в нашу страну шпионов и диверсантов, не мечтают подорвать нас изнутри, убить Отца Народов и поработить Великую Родину. На фоне чеченской проблемы, где при слове 'ислам' возникал бородатый дядька с динамитом, перестроиться от соблазна 'мочить всех' к трезвомыслию более чем сложно. Тем не менее, даже в условиях Чечни российское правительство пыталось восстановить утерянный когда-то контакт с исламскими странами. То же самое пытались сделать и с той стороны. Результат - 'новое мЫшление' на тему отношений к исламской проблеме в России и к нам - у них. Если в СССР не было секса, то в России, похоже, не было мусульман. Главным поворотным пунктом стало признание того, что мусульмане все-таки вторая по величине конфессия в России и народов с исламской культурой у нас более чем много. Отсюда естественно, что страна с большим количеством мусульман должна активно участвовать в жизни исламского мира и, по крайней мере, быть в нем представлена. С этим наш президент и поехал в Куала-Лумпур на саммит 'мусульманской ООН' - Организации Исламская конференция. Аналогично Путину мыслят и страны полумесяца, так что инициатива России о вступлении в ОИК была понята и одобрена. При этом конечно, было мнение, что желание быть в Конференции - из серии состоять желательно во всех международных клубах, от 'большой восьмерки' до ВТО. Однако именно от этого членства может быть прямая польза и для внешней, и для внутренней политики России. Исламская Конференция - это действительно 'внутренняя ООН' мусульманского мира, возникшая в 1969 году. Даже структура ее аналогична ООНовской, вплоть до Исламского Банка. Входят в нее 60 стран, почти четверть Земли. И любому государству, в том числе нашему, выгодно быть членом такой организации, где принимаются решения целого мира - в данном случае исламского. Хотя бы для того, чтобы достигать своих целей. Если мы хотим, чтобы наша страна была влиятельной, мы должны присутствовать везде.. Этот главный закон геополитики при отказе от имперского статуса вовсе не потерял значимости и до сих пор работает неплохо. Мусульманский фактор в мировой политике будет только возрастать - с ростом населения, технологий, богатства. И в этом свете нам не имеет смысла находиться в стороне от дел мусульманского мира. Наоборот, естественно отстаивать свои интересы в этом мире, влиять и добиваться на пользу России. Как это мы давно делаем в ООН и Евросоюзе. Но это не означает, что Исламская Конференция заменит России Совет Европы. Проще говоря, это не 'смена ориентации' и не петровский 'поворот задом к Западу'. Одно другому, как говорится, не мешает - вести дела с Европой надо через Совет Европы, а с мусульманским миром - через их организации. И диалог России с Западом будет по-прежнему тесным и Интенсивным, как и раньше. Он даже может стать лучше, причем именно благодаря параллельному диалогу с 'исламской ООН'. Ведь Россия уже довольно давно пытается играть особую роль в конфликте Востока и Запада, участвуя в качестве посредника и в американо-иракском, и в арабо-израильском конфликтах (не говоря уже о Югославии и международном терроризме). Так что в идеале и США, и Израиль смогут оценить полезность подобного двустороннего диалога для себя. Причем вестись он будет и оптом, и в розницу - то есть и с международными организациями, и с отдельными странами по необходимости. Отсюда часто ставят вопрос: если можно договориться с каждой отдельно взятой страной, то не лучше ли вести переговоры глаз на глаз, по тихой, а не оптом с кучей 'косоглазых дармоедов'? Дело в том, что с каждым по отдельности общих проблем не обсудишь. Иначе бы, кстати, какой смысл был держать все эти огромные международные организации с кучей штата? Вон у Секретариата ООН в Нью-Йорке какой небоскреб - чуть поменьше мишеней бен Ладена. А раз исламский мир - это еще и наш мир, то нам и предстоит обсуждать его проблемы в мусульманском сообществе в виде Исламской Конференции. Кстати, и в Европе, куда мы триста лет просимся, живет немало мусульман - более семи миллионов. С отдельно взятыми странами, естественно, Россия тоже активно контактирует. Один только Путин успел встретиться с руководителями Египта, Эмиратов, Ирана, мусульманских стран СНГ. Из последних шесть стран входят в ту же Исламскую Конференцию, так что с бывшего Союза мы там будем не первые. Киргизия, Туркмения, Азербайджан и Таджикистан 'прописались' там с распада Союза, а Казахстан и Узбекистан - в 1996 году. Египет, Иордания, Палестина, Эмираты, Иран с Ираком, Турция, Афган и Пакистан - это наши партнеры и друзья, сфера дружеских интересов, причем давняя. С 1950-х годов Союз помогал мусульманам морально и материально, поддерживал их в борьбе за равноправие с Европой. Высотная Асуанская плотина, почти вся промышленность Афганистана, 'МиГи' и 'Сушки'. В армии Эмиратов - памятники этой давней дружбы. Наших генсеков награждали высшими и редчайшими орденами исламских стран, их вожди носили наши Звезды Героя. Традиции глубокие, и не вина мусульман, что Россия так долго не обращала на них внимания. И все-таки от вступления в ОИК главным будет не политический, а духовный эффект. Наши культурные корни - не только на Западе, но и на Востоке. Традиции и обычаи переплелись и в жизни, и даже в религиозных обрядах. Именно поэтому, кстати, православный первосвященник - Патриарх - с пониманием и интересом относится к инициативе президента сблизиться с исламским миром. А тем более, если много россиян следуют в чистом виде мусульманским ценностям, коли уж они мусульмане. И сталкивать восточные и западные традиции, противопоставлять Россию как 'православную' восточному миру некорректно и неразумно. Поездка президента на саммит Исламской Конференции уже сейчас стала приобретать важные внутренние последствия. В частности, в кремлевской администрации встал вопрос о назначении Помощника президента по делам мусульман в России. На этом посту необходимо разбираться в обычаях, культуре, установлениях мусульман (лучше человека из самой исламской культуры этого никто не сделает), отстаивать права мусульман как личностей и как групп, проводить модную сейчас экспертизу на предмет 'террористичности', давать советы по исламскому праву - здесь требуется опытный правозащитник-омбудсмен. При этом иметь кредит доверия в России, за рубежом и у самих мусульманских групп. С учетом этих требований в качестве наиболее вероятной выдвигалась кандидатура директора Института прав человека, известного правозащитника Камилжана Каландарова. В качестве аргументов высказывалось его знание исламской среды не понаслышке, ориентированность в проблеме (его выступление на прошедшей конференции, посвященной исламским проблемам в России, получило исключительно высокую оценку у всех заинтересованных сторон) и исключительно успешная правозащитная деятельность. Источник: REGIONS.RU от 04.11.2003
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.