Астраханская область. В Каспийском регионе создается единое образовательное пространство.

13 марта 2003
В 1996 году при активном участии и поддержке администрации Астраханской области была создана ассоциация университетов прикаспийских государств. Сегодня в эту ассоциацию входит уже более 20 университетов, научно-исследовательских и научно-производственных организаций всех стран Каспийского региона. Несмотря на испытываемые в этот период всеми вузами серьезные финансовые трудности, ассоциация университетов Прикаспия оказалась вполне жизнеспособным международным учебно-научным образованием, которое в течение всего периода своего существования проводит активную работу, направленную на интеграцию образовательной деятельности университетов, объединение усилий ученых научно-исследовательских центров региона - на решение биолого-экологических проблем уникального Каспийского бассейна, создание атмосферы понимания и конструктивного сотрудничества в международной молодежной среде. Издаются международные научные сборники, проводятся международные научные конференции, обмен преподавателями и студентами и т.п. Впервые в истории по инициативе ассоциации и, естественно, при активной поддержке прикаспийских администраций начали проводиться Международные студенческие спортивные игры университетов прикаспийских государств (универсиады). Очередные Игры будут проходить в Исламской Республике Иран (Гилян) в 2004 году.

И вот сейчас в рамках ассоциации рождается новый проект, который может представлять значительный интерес для молодежи и всего университетского сообщества Прикаспийской зоны, сообщает газета "Волга".

Как известно, сегодня в мире, прежде всего в Европе, идут активные интеграционные процессы в экономике, частично - в политике и очень успешно - в сфере образовательной деятельности. Формирование открытого образовательного пространства, позволяющего студентам беспрепятственно в соответствии с их собственными интересами и желанием перемещаться из одного вуза в другой, составляет сегодня основу политики большинства развитых стран мира.

В январе 1997 года главы правительств восьми стран СНГ (включая Россию, Казахстан и Азербайджан) подписали пакет документов и сформулировали Концепцию формирования единого образовательного пространства на территории СНГ.

Этот пакет гарантирует равноправие всех учреждений национальных образовательных систем и бессрочное признание на своих территориях выданных в странах СНГ государственных образовательных документов.
К основным признакам Единого образовательного пространства в пределах СНГ при этом отнесены: общность принципов государственной политики в сфере образования, согласованность государственных образовательных стандартов и учебных программ, критериев и требований по подготовке и аттестации научно-педагогических кадров, равные возможности и свобода на получение образования на всей территории СНГ.

Исходя из этого, а также стремления расширить сферу деятельности ассоциации университетов прикаспийских государств в интересах дальнейшего развития сотрудничества вузов, углубления интеграционных процессов в молодежной среде в 2001 году ассоциация приняла решение о создании Международного открытого распределенного Каспийского университета - Международного центра открытого образования Каспийского региона.

В настоящее время завершается формирование документов, определяющих юридическую основу и принципы деятельности этого университета в области образования, науки и молодежной политики. Есть все основания полагать, что с сентября 2003 года Международный открытый распределенный Каспийский университет начнет функционировать. В стартовом варианте мы планируем участие в проекте университетов Астрахани, Ирана, Калмыкии и Казахстана. Надо сказать, что университеты Республики Казахстан проявляют очень большую активность в этом направлении. Есть уверенность в том, что в 2003 году, объявленным годом Казахстана в России, студенчество двух стран получит такой подарок.

Экономические, а в отдельных случаях и политические реалии сегодняшнего дня таковы, что перемещения студентов для продолжения обучения в другие города, тем более - страны, а именно это положено в основу открытого образования в системе Евросоюза, у нас крайне затруднены. Двадцать лет назад в тогдашнем Астрыбвтузе ежегодно обучались студенты из 25-30 областей почти всех республик СССР. Сегодня в АГТУ учатся главным образом студенты Астрахани и Астраханской области.
Вот почему при формировании региональной системы открытого образования в отличие от европейской системы "последовательного" обучения разработана и будет внедряться образовательную технологию "параллельного" обучения, когда студенту будет предоставлена возможность одновременно обучаться в двух (а теоретически и более) вузах разных городов и даже, что важнее, - стран.

Таким образом, для студентов оказывается доступным получение образования и соответствующих государственных дипломов в разных вузах и даже разных странах.

Для Прикаспийского региона в условиях проживания в каждой стране наряду с населением коренной национальности значительного количества населения национальностей соседних стран (например, в Астраханской области проживают 132 тыс. казахов и более 5 тыс. азербайджанцев, в то время как и в Казахстане, и в Азербайджане проживают очень много русских и граждан других национальностей России) и естественных в таких случаях миграционных процессов возможность получить образование и дипломы вузов соседних государств нам представляется исключительно актуальной. При этом создаваемая нами технология обучения позволяет студенту любого университета каждую учебную дисциплину изучать и "сдавать" по выбору - в любом университете-участнике проекта. Подобные функции смогут реализовать планируемые к созданию в 2005 году Министерством образования России виртуальные университетские центры. Это значит, что по мере развития компьютерных обучающих технологий и облегчения массового доступа к Интернету международный университет может стать региональным центром российской и даже международной виртуальной образовательной сети.

В определенном смысле создаваемый нами Международный открытый распределительный Каспийский университет (МОРКУ) является именно виртуальным, т.к. он не имеет собственной учебной базы и штата преподавателей, не имеет собственных документов об образовании.

Университет осуществляет функции координатора образовательных программ в системе "двойного диплома".
При этом в рамках МОРКУ планируется развивать систему непрерывного образования со всеми уровнями современной подготовки специалистов, включая аспирантуру, переподготовку кадров, повышение квалификации и специализацию. Здесь отсутствуют возрастные или какие-либо иные ограничения.
Фундамент Международного открытого распределенного Каспийского университета составляют распределенные кафедры - неформальные объединения ученых, преподавателей, научно-технических работников родственных кафедр всех университетов-участников проекта с целью осуществления научной и педагогической деятельности в рамках МОРКУ.

По сути, распределенные кафедры - это Международные региональные учебно-научно-методические объединения родственных кафедр, одной из важнейших задач которых и является создание условий для образования единой открытой образовательной среды в регионе. Их задача состоит в том числе в том, чтобы учебные планы согласованных специальностей разных университетов привести в более полное соответствие друг другу.
В некотором смысле подобный опыт в АГТУ уже есть. В 1999 году Астраханскому государственному техническому университету вместе с европейской группой вузов, входящих в ассоциацию университетов прикаспийских государств, удалось выиграть конкурсный грант Евросоюза программы "Темпус-Тасис" - "Региональная сеть университетов "Евро - Каспий" с финансированием в 250 тыс. долларов. В настоящее время эта работа, курируемая университетами Финляндии, Великобритании и Испании, завершается. При этом представители программ "Темпус-Тасис" проявили интерес к продолжению этой работы с расширением действия проекта на весь Прикаспийский регион. Если бы это удалось, это было бы огромным подспорьем в реализации проекта создания в Каспийской зоне системы единого открытого образования.

Главная идея проекта МОРКУ состоит в создании условий для того, чтобы итоговые оценки знаний, полученные студентами в любом из вузов в рамках распределенных кафедр, автоматически признавались бы всеми университетами-участниками проекта. Естественно, сдача государственных экзаменов и защита дипломных проектов должна проходить в каждой государственной национальной экзаменационной и аттестационной комиссиях, которым, собственно, и принадлежит право принимать решение о том, соответствует или не соответствует подготовленность выпускника требованиям, достоин ли он присвоения ему соответствующей квалификации с выдачей диплома государственного образца.

Таким образом, практически за один срок обучения при минимальных финансовых затратах студенты могут почти одновременно получить дипломы об образовании, например, Университета нефти и газа Республики Казахстан и, скажем, Астраханского государственного технического университета. Речь идет и об уровне бакалавриата и магистра, а также кандидата или даже доктора наук.

Источник: REGIONS.RU от 13.03.2003
Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

Прокомментируйте новость или высказывание

Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04444 sec