Йемен в фокусе борьбы между США, Саудовской Аравии и Ираном

29 октября 2014
A A A


В конце сентября в Йемене произошел государственный переворот, бойцы шиитской повстанческой группировки «Ансар Алла» под руководством А.Хуси установили полный контроль над столицей страны Саной. Затем, уже в октябре хусисты захватили и фактически блокировали все подступы к крупнейшему морскому порту страны на Красном море Ходейде, который является крупнейшим перевалочным пунктом по торговле оружием, и повстанцы сумели захватить в нем несколько крупных арсеналов вооружения. С захватом Ходейды они получили контроль еще и над морским каналом получения оружия и боеприпасов. Вторым является сухопутный путь через Хадрамаут на востоке Южного Йемена.

Срыв йеменской инициативы ССАГПЗ

Абдраббо Мансур ХадиСтало очевидным, что настоящей целью хусистов, окруживших Сану за несколько недель до этого, было свержение правящего режима и президента А.Хади. Как хусистам и Ирану, так и бывшему президенту ЙР А.Салеху был выгоден срыв реализации йеменской инициативы ССАГПЗ и решений конференции по национальному диалогу, поскольку эта инициатива не учитывала законные интересы шиитов-хусистов (до 45% населения ЙР) и сторонников бывшего главы государства. Но она обеспечивала особые позиции Саудовской Аравии и Запада в Йемене. Понятно, что установление хусистами своей власти в стране позволяет Тегерану нанести мощный удар по Саудовской Аравии с юго-западного направления. И это вполне оправдано − в Иране уже давно устали от постоянных интриг Эр-Рияда в отношении Ирака и Сирии, попыток сорвать выход на договоренности по ядерной программе ИРИ с США и другими членами «шестерки».

США при поддержке Великобритании и стран ССАГПЗ, прежде всего Саудовской Аравии, не смогли ничего сделать для спасения правящего йеменского режима, где на главных ролях выступало движение «Ислах», близкое по своей идеологии к «Братьям-мусульманам». Вашингтон и Эр-Рияд слишком сильно завязли с созданием реальной антитеррористической коалиции в Ираке, фактически исключив из нее Россию, Иран и Сирию. А это привело к тому, что боевики «Исламского государства» (ИГ) нанесли мощный ответный удар на северо-востоке Сирии и развернули активность в районе Багдада. Более того, в СМИ недавно просочилась информация о том, что главной целью ИГ является вовсе не север Ирака и восток Сирии, а Саудовская Аравия и другие богатые нефтью и газом аравийские монархии. Потеря же ключевого партнера в Аравии и в зоне Персидского залива в лице КСА, а за ней и Катара, будет означать проигрыш войны США и ЕС против России за мировое энергетическое господство. И все это подстегивается истерией Эр-Рияда, которому везде видится рука Тегерана, якобы стремящегося развалить саудовское королевство и установить тотальное шиитское господство над нефтегазовыми ресурсами региона через своих шиитских союзников от Йемена до Хизбаллы в Ливане, Ирака и Сирии, Восточной провинции КСА и Бахрейна. Что в принципе нельзя исключать, если Обама не прекратит свой агрессивный курс в регионе. А ведь США сами начали нынешние деструктивные процессы, развязав с 2011 года «демократизацию» арабского мира путем разжигания «цветных» революций. Кроме того, взятие шиитами-хусистами Саны внесло значительные изменения в расстановку сил в стратегически важной южной части Аравийского полуострова, находящейся на границе наиболее богатого и влиятельного арабского государства − Саудовской Аравии − основного стратегического партнера США в Персидском заливе. Да еще этот район находится на пересечении важных путей мирового судоходства из Европы в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Аденский залив.

События в Йемене имеют огромное региональное значение

События в Йемене вызвало серьезную тревогу и крайне негативную реакцию в соседней Саудовской Аравии, которая обвинила Иран в финансовой и военной поддержке повстанцев. По мнению Эр-Рияда, Тегеран стремится создать шиитский плацдарм на юге Аравийского полуострова, тогда как Саудовская Аравия всегда рассматривала именно себя как гаранта стабильности в Йемене и защитника суннитского большинства. Иран, со своей стороны, заявляет, что оказывает хусистам лишь моральную поддержку. Хотя любому понятно, что Иран не устраивает хаос на Ближнем Востоке, вызванный действиями США, Саудовской Аравии и Катара. Особенно то, что происходит в Сирии и Ираке. Да и сам Иран остается под действием санкций, инициированных Вашингтоном. Поэтому в Тегеране, как полагают многие западные и арабские политологи, хотят создать шиитскую дугу от ИРИ до Ливана через Ирак и Сирию, а также включив в нее Бахрейн, Йемен и в будущем Восточную провинцию Саудовской Аравии, где проживают шииты и где находятся основанные запасы нефти королевства. А военная операция США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара и Иордании лишь усилили опасения Тегерана относительно того, что ИГ – это всего лишь суннитский инструмент Вашингтона и Эр-Рияда против шиитов и конкретно Ирана. Кроме того, смена власти в Сане усиливает позиции Ирана на переговорах с Западом по ядерной программе.

На сегодня Йемен является одним из слабых звеньев в арабской «дуге нестабильности». Эта отсталая и бедная страна, разнородная по религиозному и этно-племенному составу, имеет чрезвычайно большое геополитическое значение. Религиозно-племенные конфликты в Йемене трудно преодолеть: шииты не являются по сути дела меньшинством, они представляют чуть менее половины жителей Йемена (не менее 45%). Кроме того, имеется проблема Юга. Объединение Северного и Южного Йемена (НДРЙ) более 20 лет назад было на самом деле поглощением Юга, который до сих пор не смирился со своим подчиненным положением и добивается независимости. И в наши дни на юге Йемена, где проживают свыше 2,5 млн. человек, вновь поднял голову сепаратизм. Захват хусистами Саны может привести к полному отделению Южного Йемена.

Политика США – в центре йеменского кризиса

В любом случае, в случившемся в Йемене во многом виновата политика США на Ближнем Востоке. Именно Америка вывела на политическую арену суннитских радикалов в лице «Аль-Каиды» и «Талибана», а затем и ИГ. В Вашингтоне же поддерживают монархов Персидского залива, которые являются приверженцами салафизма и радикального суннитского ислама, донорами экспорта «цветных революций» за рубеж. Но именно оказывая поддержку суннитам и способствуя распространению их влияния, в том числе в борьбе против шиитов и Ирана, США невольно сплотили ряды шиитов в их противостоянии суннитам. Вооружая суннитов в Персидском заливе, США обложили шиитский Иран санкциями, чтобы лишить его права на разработку атомной энергетики. Развернутая США агрессия против Сирии во главе с Б.Асадом, представителем алавитского (шиитского) клана, тоже напрямую связана с борьбой с шиизмом, чтобы подыграть суннитским монархам Саудовской Аравии и карликового Катара, которые американцы используют в нынешней нефтегазовой войне против России. Эр-Рияд значительно увеличил выброс нефти на мировой рынок, а Катар наращивает спотовые поставки СПГ в ЕС. Одновременно расширяется фронт войны шиитов и суннитов в Ираке.

Что дальше?

В условиях резкого усиления центробежных тенденций в Йемене тактика хусистов напоминает больше «ползучий» переворот, нежели быстрый вооруженный захват власти. По такому же варианту они и будут проникать во властные структуры и усиливать свое присутствие в них. Вот этот сценарий и вызывает самую большую озабоченность у Эр-Рияда. Возникновение шиитского очага на границах Саудовской Аравии является для саудовцев, пожалуй, Али Абдалла Салехсерьезнейшим вызовом после активности боевиков ИГ на северных границах королевства. В этой связи саудовцы вновь возобновили финансовые дотации шейхам северных племен группы Хашед – опоре А.Салеха. Эр-Рияд, несмотря на то, что он, собственно, еще три года назад являлся одним из спонсоров «йеменской революции» и инициатором т.н. «инициативы заливников», теперь пытается отыграть назад. Сегодня саудовцы под предлогом «шиитской угрозы» могут пойти на реанимацию клана Салеха в связке с лояльными ему племенами. Но чем бы ни закончились эти интриги саудовского королевства и американцев, в любом случае остается реальностью возникновение на севере Йемена «шиитского анклава», который несомненно будет находиться в плотной орбите Тегерана.

*********

Идея воссоздания шиитского «Зейдитского имамата» в границах 1962 года вполне реальна. Повстанцы-хусисты в настоящее время полностью контролируют Сану и практически весь север страны (провинции Саада, Дамар, Амран, Хадж, части провинций Маариб, Гауф и Санса). Они постараются дожать А. Хади и получить ключевые посты в новом кабинете министров при формальном сохранении государственного устройства Йемена. Что касается Ирана, то ему сейчас важнее снять санкции, нежели вмешиваться в дела Йемена. Но использовать их в плане воздействия на позицию Запада вполне возможно.

Владимир Ефимов, Cпециально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.