О переносе выходного дня с четверга на субботу в Иране

23 июля 2014
A A A


Практически во всем мире выходными днями являются суббота и воскресенье, а в Исламской Республике Иран, как и в некоторых странах мусульманского Востока, таковыми являются четверг и пятница. Вроде бы – мелочь, вроде бы – национальная и конфессиональная специфика, но цена этой «мелочи» составляет, ни много, ни мало, а сотни миллиардов долларов ежегодно из-за несовпадения графика работы бирж, финансово-банковской системы, таможни, государственных структур, бизнеса и деловых кругов Ирана с мировым сообществом. Самое страшное, несмотря на все реформы правительства, самые активные его усилия по развитию экономики и повышению благосостояния иранского народа, нынешний календарь сохраняет и, более того, увеличивает экономическое и технологическое отставание Ирана все больше и больше. Но вопрос о реформе иранского календаря находится не в плоскости «менять или не менять», а гораздо серьезнее: в выборе между устоявшими традициями и экономической выгодой. 

Иранский календарь: немного истории

В основу нынешнего иранского летоисчисления был положен календарь, разработанный при дворе султана Джалал ад-Дина Малик-шаха в 1079 году. Кстати, участие в работе над ним принял выдающийся иранский математик и астроном Омар Хаям, более известный широкой публике как автор бессмертных рубаи. Новшество этого календаря на тот момент состояло в том, что он был солнечным, в то время, как по всему мусульманскому миру использовался лунный. И год в иранском календаре начинался не с хиджры – годовщины переселения первых мусульман из Мекки в Медину, а с Новруза – древнеперсидского нового года, дня весеннего равноденствия. В определенной мере Малик-шах восстановил древнеперсидскую традицию солнечного календаря, введенную в империи Ахеменидов по египетскому примеру. Правда, реформа эта явилась не стремлением к сохранению традиция, а была вызвана сугубо прагматическими соображениями – месяцы лунного календаря не соответствовали сельскохозяйственным циклам, и, таким образом, он создавал массу неудобств для аграрного государства.

После завоевания Персии монголами в стране был введен еще один календарь – модный в наше время двенадцатилетний «животный» цикл. Симбиоз этого цикла и прежнего календаря Джелали был утвержден в Иране в 1911 году – после революции 1905-1911 гг. Впрочем, уже в 1925 году, после переворота Резы Пехлеви, в стране ввели упрощенный вариант календаря Джелал ад-Дина Малик-шаха, который стал именоваться Солнечной хиджрой, дошедшей до наших дней. Сейчас иранский год состоит из 6 месяцев -  по 31 дней,  5 месяцев – по 30 дней, и 1 месяца − 29 (в високосные годы − 30) дней.

Рабочая неделя и религия

Рабочая неделя в Иране выстроена по мусульманской религиозной традиции. Пятница в исламском мире является днем коллективной молитвы − Джума, поэтому именно этот день обычно является выходным в большинстве мусульманских государств. Примечательно, однако, что в ряде арабских стран выходным днем, вместо четверга является суббота – так построена рабочая неделя в Сирии, Египте, Объединенных Арабских Эмиратах и некоторых других странах. Это, с одной стороны, не нарушает религиозной традиции, так как в пятницу население все-таки не работает, а с другой − хотя бы частично соответствует европейскому и мировому порядку, что делает двусторонние контакты и взаимодействие более эффективными.

Стоит отметить, что Европа и Запад свои выходные дни также получили благодаря христианской религиозной традиции – день воскресной службы логично превратился в день отдыха. Что касается второго выходного, то за него в Европе и на Западе боролись на протяжении всего 19 и значительной части 20 столетия: профсоюзам в большинстве европейских стран лишь к середине прошлого века удалось добиться наличия двух официальных выходных дней.

Практически Европа и остальной мир жили и продолжают жить по такому рабочему календарю. При этом страны Ближнего Востока, коммуникации которых с Западом всегда были затруднены, а собственная религиозная традиция – не менее сильной, чем христианская, остались верны собственному порядку. Джума оказалась днем отдыха у шиитов и суннитов, у арабов и персов, у афганцев и берберов. Впрочем, и в мусульманском мире всегда имелись группы, имеющие собственные традиции работы и отдыха, отправления религиозных праздников. К примеру, евреи, жившие на мусульманских землях, издревле почитали субботний день, а христиане, как и на Западе – воскресный. Однако правительства ближневосточных стран, даже светских, являлись и являются мусульманскими, так же как и большинство их населения, что и предопределило выбор графика рабочей недели соответствующим требованиям ислама.

Потери Ирана из-за выходных

Но если раньше в условиях автономного развития разных частей мира, стран и даже отдельных регионов такие мелкие и частные моменты не представляли большой важности, то в условиях глобализации и интеграции экономик и финансовых систем разница в рабочих и выходных днях между Ираном и остальным миром, живущим по графику «суббота-воскресенье», сказывается на состоянии их экономических отношений. Исламская Республика, как уже было сказано выше, на целых четыре дня выбивается из глобальной деловой среды. Это ведет к хроническому отставанию в деловом ритме и влечет за собой миллиардные финансовые потери. К примеру, такой порядок всерьез затрудняет контакты ИРИ с мировыми деловыми центрами, финансовыми институтами и биржами, с государственным сектором. В результате, теряется до 60% деловых контактов, сильно тормозится любая активность. Есть и психологический фактор − чисто человеческое раздражение партнеров (иранских и западных), которым попросту неудобно вести бизнес и деловые отношения в подобных условиях. Есть основания полагать, что в случае снятия санкций с Исламской Республики данный вопрос станет еще более актуальным. Уже сейчас деловые контакты ИРИ с Европой и США постепенно активизируются, и вряд ли такое препятствие как четыре «несинхронизируемых дня» поспособствует налаживанию столь нужных обеим сторонам связей.

Цена вопроса − 120 млрд. долл. ежегодно в случае переноса одного выходного дня

На сегодня существует два варианта для изменения ситуации. Первый − перейти на европейский и общемировой календарь, сделать четверг и пятницу рабочими, а субботу и воскресенье выходными, как и везде. Вне сомнения, переход сразу к подобному порядку для Ирана, являющемуся в дополнение ко всему прочему Исламской Республикой, вряд ли возможен. Подобная мера не только, мягко говоря, не будет соответствовать религиозным нормам, но и, скорее всего, не получит поддержки привыкшего к установленному порядку населения. Естественным и сильным противником такой реформы станет духовенство, которое вполне справедливо увидит в подобной реформе «отход от исламских традиций», пусть даже некоторые мусульманские страны уже многие годы пользуются европейской, а по сути мировой «системой координат» в данном вопросе. Турция, например, с 1924 года вместе с алфавитом, одеждой и отношением к религии сменила и выходные дни. Кроме того, суббота и воскресенье являются нерабочими во всех мусульманских государствах постсоветского пространства.

Второй вариант, более щадящий и компромиссный вариант, − перенос только одного выходного дня с четверга на субботу, при этом пятница сохранила бы свой сакральный статус. В этом есть сильнейший резон, тем более, как мы уже упоминали ранее, суббота является выходным днем в целом ряде мусульманских государств. Пользу переноса выходного с четверга на субботу переоценить трудно: потери в деловой активности сократятся в этом случае как минимум на 20%, что станет колоссальным позитивным фактором для иранской экономики и иранского общества. Если за точку отсчета условно принять ВВП ИРИ на уровне 600 млрд. долл. в год, то чистые доходы от такого нововведения могут составить не менее 120 млрд. долл. ежегодно.

Кроме прочего, возрастет экономическая мобилизованность населения Исламской Республики, а за счет капитализации совокупного жизненного времени выигрыш экономики должен быть значительно больше названных 20%. Только увеличение количества услуг, благодаря новому выходному дню, способно стать важным фактором роста производства в этой сфере. Впрочем, в таком случае некоторые затруднения могут появиться в развитии экономических отношений с такими государствами, как Алжир, Саудовская Аравия и некоторые другие мусульманские государства, однако эти страны являются, мягко говоря, не самыми значимыми деловыми партнерами Исламской Республики, потому потери от такого затруднения будут по сравнению с упомянутой выгодой просто ничтожными. Чтобы нивелировать последствия, скорее психологические, такого шага для иранского общества, на первых порах, возможно, имеет смысл сделать четверг в качестве сокращенного рабочего дня, скажем до 16 часов. Можно принять решение о переносе одного выходного пока временно, скажем на три года. По итогам этих трех лет, если результаты будут не утешительными, тогда можно будет вернуться к старым правилам.

Несмотря на некоторую экстравагантность подобных мер, очевидна не только их польза. Ведь, как было сказано выше, сохранение действующей в настоящее время рабочей недели способствует отставанию экономики Ирана от ведущих экономик мира. В условиях технической невозможности осуществления более половины деловых контактов иного результата и быть не может. Перенос выходных дней – это далеко не мелочь, ведь именно с изменений в календаре, приведения его в соответствие с потребностями времени, начинались великие перемены при Юлии Цезаре в Древнем Риме, при Петре Первом в России и при Малик-шахе в самом Иране. 

***********

Пусть не сегодня и не сейчас, но экономическое развитие Ирана поставит перед руководством страны вопрос об изменениях в иранском рабочем календаре. Возможно, пришло время, когда новому кабинету министров Ирана во главе с президентом Хасаном Роухани или иранскому Меджлису стоить учредить Специальную комиссию по изучению данного вопроса. Разумеется, все решения по столь серьезной проблеме должны приниматься исключительно на общенародном референдуме. И, кстати, исход данного референдума отнюдь не очевиден. Перед нами – ситуация сложного выбора, где на одной стороне перенос выходного дня с четверга на субботу принесет стране ежегодно выгоду в два-три раза больше чем от продажи иранской нефти и газа и продукции нефтехимии вместе взятых, а на другой – верность традициям и идеалам, менталитет и принципы. Реформа календаря может стать важным шагом Исламской Республики в ее экономической интеграции с ведущими странами мира, решительной мерой сокращения и преодоления отставания от них. И, в конечном итоге, она приведет к повышению уровня жизни и благосостояния иранского народа. Как бы там ни было, вопрос о готовности иранского общества к такой реформе остается открытым, и выбор между традицией и экономическими выгодами также далеко не предрешен.

Максим Иванов, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.