Астраханский саммит и ожидания прикаспийских государств

05 мая 2014
A A A


Целью недавнего саммита министров иностранных дел пяти прикаспийских государств было согласование юридических аспектов использования Каспийского моря, однако, как оказалось, до принятия полноценного соглашения требуются все новые консультации. Саммит глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств, включая Россию, Исламскую республику Иран, Казахстан, Республику Азербайджан и Туркменистан, прошел в Москве 22 апреля.

Его участники достигли серьезного прогресса в согласовании юридических аспектов использования Каспия, однако по всем признакам можно судить, что до подписания окончательного соглашения им предстоит еще долгий путь.

Спустя более 20 лет после распада Советского Союза высшее руководство пяти прибрежных государств прилагает все усилия для дипломатического урегулирования вопросов, связанных с разными проблемами использования акватории.

По сообщению российского новостного агентства РИА-Новости от 22 апреля, прикаспийские страны, несмотря на проведение различных заседаний, до сих пор не смогли достичь универсального решения для выработки эффективного и надежного юридического режима использования данной территории.

26 апреля сайт иранского Центра изучения Ирана и Евразии (IRAS) написал следующее: «Министры иностранных дел пяти прикаспийских государств в некоторой степени пришли к общему мнению касательно общих принципов юридического статуса моря, однако все еще остаются несколько ключевых вопросов, которые будут рассмотрены на профессиональном заседании в Тегеране».

Целью недавнего московского саммита стало согласование организационных моментов проведения встречи лидеров пяти стран, которая должна состояться в августе нынешнего года в Астрахани.

Поэтому главы дипломатии Исламской республики Иран, Республики Азербайджан, Казахстана и Туркменистана прибыли в российскую столицу, чтобы принять проект окончательного документа о правовом режиме Каспийского моря для его подписания лидерами прибрежных государств.

Предыстория

Для разрешения имеющихся разногласий пять прикаспийских государств ведут переговоры более 20 лет. Их лидеры уже неоднократно обменивались мнениями по этому вопросу в ходе ряда встреч в Ашхабаде, Тегеране и Баку. Тем не менее, пока удалось подписать лишь некоторые соглашения по вопросам экологии и запрета допуска военных судов, а некоторые разногласия, например, касательно разделения морских границ, все еще остаются нерешенными.

По сообщению Центра изучения Ирана и Евразии от 22 апреля, проблема определения правового статуса Каспийского моря встала с момента распада Советского Союза в 1991 году.

Еще тогда Москва и Тегеран делали акцент на том, что вплоть до принятия нового решения о статусе моря следует признавать действительными прошлые соглашения, подписанные между СССР и Ираном в 1921 и 1940 годах.

Ввиду особой важности темы в скором времени ею стали заниматься представители общественности, юристы, политологи и даже экономисты, поскольку весьма значимым оказалось обсуждение вопроса использования нефтяных и газовых ресурсов Каспия.

По мнению специалистов по международным отношениям, для выработки общих принципов соглашения удалось предпринять два важных шага.

Во-первых, все пять прибрежных государств согласились продолжать свою работу на ежегодных заседаниях на уровне специалистов и заместителей министров иностранных дел. За все эти годы таких заседаний прошло уже несколько десятков.

Во-вторых, каспийские страны пришли к единому мнению о том, что до окончательного установления нового юридического статуса моря они не будут заниматься разведкой и добычей энергоресурсов на спорных территориях, но вправе делать это на береговой части, которая относится к их сухопутным границам и находится под их собственной юрисдикцией.

Причины разногласий и продолжительности переговорного процесса

По сообщению информационного агентства IRNA от 23 апреля, ввиду затягивания процесса переговоров прикаспийские страны были вынуждены разделить некоторые вопросы юридического статуса Каспия, чтобы быстрее договориться о тех аспектах, по которым нет разногласий либо они касаются незначительных деталей.

В связи с этим лидеры пяти государств на своей первой встрече в Ашхабаде в апреле 2002 года смогли прийти к общему мнению о борьбе с экологическим загрязнением Каспия и способах защиты воды самого большого озера мира.

В конвенции об экологии Каспийского моря от 5 ноября 2003 года, известной как «тегеранский документ», из-за чрезмерной продолжительности переговорного процесса стороны были вынуждены вынести за рамки обсуждения вопросы юридического статуса.

Впоследствии этот документ был окончательно ратифицирован во всех пяти странах и считается первым правовым актом, который засвидетельствовал их действительное сотрудничество.

Прибрежные государства также пришли к единому мнению относительно общих принципов ведения рыбных промыслов, защиты флоры и фауны Каспия, а также морских перевозок. В этой сфере самым важным документом является декларация из 15 пунктов, принятая на втором саммите лидеров прикаспийских государств в Тегеране в октябре 2007 года.

Следует также сказать, что в указанной декларации также были затронуты и другие вопросы, такие как сотрудничество между прибрежными государствами в сфере безопасности и вооруженных сил для противостояния экстремизму и терроризму.

В итоговом документе, принятом на третьем саммите в Баку в ноябре 2010 года, главы пяти стран договорились о подписании договора о сотрудничестве по безопасности и военной сфере. Этот документ можно считать вторым важным договором, заключенным между прикаспийскими государствами.

Вместе с тем ввиду того, что еще не достигнуто единого мнения всех стран по самым главным спорным вопросам, таким как определение водных границ, критериев деления морского дня и его недр, фактические детали реализации данных соглашений все еще остаются неясными.

Как отмечается в одной статье, размещенной на сайте немецкой медиакомпании Deutsche Welle 23 апреля, если вникнуть в суть противоречий по поводу юридического раздела Каспийского моря, то можно заключить, что все пять прибрежных государств добиваются реализации собственных взглядов, которые по разным причинам не согласуются с мнениями других сторон. Вместе с этим Россия и Казахстан, которые имеют общую границу на севере Каспийского моря, путем заключения двухстороннего договора в 1998 году попытались временно решить эту проблему. Те же страны предприняли попытку прийти к общему соглашению с республикой Азербайджан и Туркменистаном, однако вплоть до сегодняшнего дня эти усилия не увенчались успехом.

Как написала 22 апреля российская газета «Коммерсант», существуют три модели решения данной проблемы.

Во-первых, водные границы можно определить на основе общего раздела Каспия на пять равных частей по 20% каждая. Однако с этим проектом не согласны Казахстан и Туркменистан, которые имеют самые протяженные водные границы по сравнению с Россией, Ираном и Азербайджаном, ведь в таком случае этим двум странам придется отказаться от части претендуемой акватории.

Во-вторых, имеется возможность провести границы по принципу длины береговой линии прикаспийских государств. Мешает реализации данной модели то, что из-за неровности береговой линии с ней не согласны Иран, Туркменистан и Азербайджан не могут прийти к общему мнению с Казахстаном и Россией.

В-третьих, существует вариант общего использования водных границ на поверхности всеми пятью государствами и раздела дна и недр на основе длины береговой линии. Против такой модели выступает Иран, который считает, что в таком случае будет нарушен важнейший принцип справедливого разделения ресурсов и прибрежной зоны.

Из-за такой непростой ситуации уже 22 года сотрудничество пяти прибрежных государств в районе Каспийского моря осуществляется весьма проблематично. Несмотря на это, министр иностранных дел Исламской республики Ирана Мохаммад Джавад Зариф в интервью журналистам после недавнего московского саммита заявил: «Нам удалось выработать ряд позитивных решений касательно текста декларации, которую планируется принять на встрече лидеров пяти прикаспийских государств».

Кроме этого, он отметил: «Остались нерешенными некоторые вопросы, однако их будут рассматривать на предстоящем заседании экспертов и специальных представителей пяти стран в Тегеране, а затем в рамках еще одной встречи накануне проведения самого астраханского саммита».

Как становится ясно из данного заявления, стороны еще не достигли окончательного соглашения о юридическом статусе Каспийского моря.

Выводы

Заявления министров иностранных дел прикаспийских государств, сделанные в ходе последнего саммита в Москве, свидетельствуют о том, что окончательного урегулирования вопроса о правовом режиме Каспия еще предстоит добиться в ходе будущих переговоров. По всей видимости, ключевые противоречия сторон касаются распределения энергетических запасов.

Как бы то ни было, попытки прийти к схожему мнению все еще продолжаются и есть надежда полагать, что на предстоящем саммите лидеров прикаспийских государств в Астрахани будут достигнуты более значимые соглашения.

Оригинал публикации: نشست آستاراخان و انتظارات کشورهای ساحلی خزر

IRNA, Иран, Редакционная статья
Источник: inoСМИ

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.