Саудовская Аравия и США: Темные игры вокруг Ирана продолжаются

28 декабря 2013
A A A


Саудовская Аравия продолжает нагнетать ситуацию вокруг Ирана, даже после того, как иранская делегация в ответ на принятие Вашингтоном санкционного списка из 19 физических и юридических лиц в знак протеста покинула переговоры в Женеве. Так, в Эр-Рияде заявили о намерении сформировать военный блок на базе Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который должен стать антииранским по своей сути. На призыв Эр-Рияда, обращенный всем странам региона, откликнулся только Бахрейн. Однако остальные соседи ваххабитского королевства, в том числе близкие к КСА по политическому устройству нефтяные и газовые монархии − Катар, ОАЭ, Кувейт и Оман, не спешат отвечать на этот призыв, чем рискуют выставить «курам на смех» громогласное заявление Эр-Рияда.

На такой довольно резкий и неоднозначный шаг Саудовскую Аравию подвигла потребность в консолидации региональных союзников. Это случилось после резкого охлаждения американо-саудовских отношений в октябре с.г., когда стало известно о том, что в США не намерены поддерживать действия радикальных ваххабитов в Сирии, которые в свою очередь пользуются финансовой и материальной поддержкой Эр-Рияда. Хотя, конечно, корни этого конфликта уходят глубже, а именно – в переформатирование американской внешней политики на Ближнем Востоке, смену элит в Белом доме и пересмотр отношений между американскими спецслужбами и радикальными исламистами.

Прошлая республиканская администрация в Вашингтоне была тесно связана с королевской семьей в Саудовской Аравии через добычу нефти в Техасе и на Аравийском полуострове. Это облегчило Соединенным Штатам координацию действий с саудитами при проведении операций против Ирака, Афганистана, а также изоляции Ирана. Но в итоге Вашингтон потерпел ряд политических и военных неудач, сказавшихся на американском имидже во внешнем мире, да еще усугубленных тяжелым финансово-экономическим положением Америки. А всему миру хорошо известно, что Саудовская Аравия удалила руками международной коалиции под руководством США своего оппонента в лице иракского президента Саддама Хусейна, ограничила влияние Ирана на Ближнем Востоке, серьезно ослабила его стратегического партнера – Сирию, ликвидировала давнего оппонента – Ливию и ее лидера Муамара Каддафи.

После более десяти лет непрерывного противостояния с мусульманским миром США, наконец, поняли, что ставка на радикалов, подпитываемых Саудовской Аравией, в корне неверна. Гораздо эффективнее взаимодействовать с умеренными исламистами и светскими политическими силами стран Ближнего Востока. Поэтому осенью с.г. Соединенные Штаты сделали резкий поворот в своей ближневосточной политике и теперь пытаются отойти от курса на одностороннюю поддержку «арабских переворотов» и радикальных движений в странах региона.

Это вошло в противоречие со стратегическим курсом Саудовской Аравии на переформатирование политических режимов в арабских государствах Ближнего Востока путем поддержки радикальных группировок, сотрудничающих с Аль-Каидой, которая подозревается многими авторитетными международными экспертами в связях с саудовской разведкой. Проще говоря, если США отказались от сотрудничества с боевыми группировками ваххабитов, в частности, в Сирии и Ираке, то саудиты от такого сотрудничества не только не отказываются, но и намерены укреплять соответствующие международные сети.

Таким образом, Саудовская Аравия, утратив безоговорочную поддержку США, осталась практически в одиночестве на Ближнем Востоке. Поэтому в Эр-Рияде и появилась идея трансформации экономического объединения ССАГПЗ в политический альянс, причем на антииранской основе. Саудитам захотелось пожестче привязать к себе монархии Персидского залива. Вместе с тем, остальные аравийские государства не хотят становиться полными сателлитами КСА, опасаясь потери своего суверенитета. Поэтому политическая инициатива Эр-Рияда основана на демонстрации якобы иранской опасности, которая не всеми соседями Саудовской Аравии воспринимается в качестве критической угрозы.

Однако не стоит исходить из того, что саудиты будут ждать положительного ответа своих соседей. Эр-Рияд продолжит негласную войну с Ираном, в которой главным их союзником, в нарушение религиозных и политических установок, и традиции, является Израиль. Правда, предложение Саудовской Аравии для соседей привлекательно тем, что саудовские армия и полиция могут обеспечить им защиту от переворотов. Но какой ценой? Вполне возможно, что за это придется заплатить суверенитетом. К тому же многие страны региона, к примеру, Катар и ОАЭ испытали на себе действие террористических сетей "Братьев-мусульман" и Аль-Каиды, координируемых из саудовского королевства. Поэтому у них нет доверия к своему соседу. В итоге, отстранение США от борьбы Саудовской Аравии против Ирана скорее всего приведет к перестановке сил в регионе, что будет означать переход противостояния в Сирии в тлеющий конфликт, а гражданской войны в Ираке, наоборот, в активное противостояние, поскольку именно там проходит главный фронт борьбы суннитов с шиитами на Ближнем Востоке.

А тем временем из-за просчета Вашингтона на ядерном треке переговоров Тегеран не спешит с выходом из переговорного процесса в связи имплементации женевских договоренностей. Хотя многие в Иране достаточно серьезно призывают к этому. Стоит напомнить, что в среду группа парламентариев в Иране подготовила комплекс жестких ответных мер, которые правительство страны обязано будет принять в случае провала переговоров по иранской ядерной программе. Согласно законопроекту, правительство будет обязано подготовить к запуску ядерные объекты в Натанзе и Форду на случай введения новых санкций против Ирана, а также в случае нарушения прав Исламской Республики на собственную программу «мирного атома». Но главным положением документа является то, что если страны «шестерки» и Иран не достигнут компромисса, то обогащение урана должно быть доведено до 60%. Более чем однозначно, что данная инициатива иранских депутатов стала ответом на внесенные в Сенат США предложения о введении новых экономических санкций в отношении Ирана. Инициатива американских сенаторов, в свою очередь, предполагает прямое и грубое нарушение США промежуточных договоренностей. Однако пока поводов для беспокойства быть не должно – действует промежуточная договоренность между «шестеркой» и Тегераном, которую многие страны назвали «исторической», и Иран твердо придерживается духа и буквы этих договоренностей.

Кроме того, по информации, озвученной 27 декабря с.г. главой Организации по атомной энергии Ирана Али Акбаром Салехи, на сегодня у Исламской Республики имеется 19 тысяч таких центрифуг, разрабатываются центрифуги нового поколения, однако, прежде чем они будут запущены в серийное производство, эти центрифуги должны пройти все этапы тестирования. Салехи также отметил и некоторые другие достижения ИРИ в области ядерной энергетики, главные из них − улучшение качества работы иранских ядерщиков, увеличение производительности их труда с одновременным снижением затрат.

Недоволен ходом переговоров и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф. 23 декабря с.г. он сообщил, что в настоящий момент проходят переговоры Ирана с «шестеркой» на уровне специалистов и продвигаются очень медленно. Зариф также призвал все стороны «серьезно, точно и дружески» осуществлять первый этап соглашения по иранской ядерной проблеме, который удалось достигнуть на встрече в Женеве.

И еще одно примечательное заявление Салехи, сделанное чуть позже. По его словам, Иран начнет претворять в жизнь договоренности, достигнутые в ноябре в ходе переговоров с «шестеркой» международных посредников в Женеве, не раньше, чем западные страны предпримут шаги по ослаблению санкций против этой страны. «Было Despite Minister Ali Akbar Salehi demand, Argentina celebrated last week the arrest warrants remain  решено, что договоренности будут реализованы параллельно с реализацией планов (западных стран) по отмене санкций; когда они начнут действовать, мы приступим к выполнению наших обязательств», − заявил Салехи. Он также отметил, что Тегеран не намерен останавливать работу ядерного реактора в Араке. По его словам, по итогам переговоров в Женеве в ноябре Иран согласился затормозить установку части оборудования в Араке в течение следующих шести месяцев. Следующий раунд технических переговоров по вопросам возможного измерения иранской ядерной программы с МАГАТЭ состоится 21 января в Тегеране.

Поэтому можно пока сказать одно − в настоящее время напряжение в Вашингтоне и Тегеране вокруг «Совместного плана действий» все более нарастает. Пока президент США Барак Обама и верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи сдерживают своих чересчур возбужденных сторонников жестких мер. Но как долго они смогут это делать, предсказать сложно. Поэтому не воспользоваться нынешней во многом уникальной ситуацией для быстрого выхода из-под пресса финансово-экономических санкций Тегерану, с одной стороны, не хочется. Но, с другой стороны, и сдаваться перед Западом Тегеран не намерен. Поэтому надо срочно возобновлять переговоры по принципам реализации женевских соглашений по иранской ядерной программе. Иначе Саудовская Аравия и Израиль в этот промежуток времени, когда нет ни мира, ни войны, сделают для все возможное для торпедирования женевских соглашений и нагнетания очередного витка напряженности вокруг Ирана и в Персидском заливе в целом.

Владимир Ефимов, Специально для Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.