Ситуация вокруг Ирана: Франция решила заработать на своем согласии

13 ноября 2013
A A A


Срыв казалось бы уже предопределенного соглашения «шестерки» и Ирана по набившей оскомину проблеме ядерной программы Тегерана был довольно неожиданным. Тем более неожиданным, что на торжественное подписание прибыли министры иностранных дел всех договаривающихся сторон. Одно это еще утром 9 ноября казалось верным признаком достигнутого согласия.

Тем не менее, время от времени выходящие к журналистам министры выглядели все смурнее, а под конец – откровенно раздраженными. Министр иностранных дел Великобритании казался вообще взбешенным. В конце концов, случилось то, что случилось – стороны заявили, что продвинулись необыкновенно далеко, остались нерешенными буквально три вопроса, и уж в следующий раз все решится окончательно.

Естественно, что и Израиль, и Саудовская Аравия были немаловажным фоном встречи, и если израильский премьер Нетаньяху еще в пятницу выражал категорическое несогласие с происходящим на конференции, то уже вечером в субботу он же с нескрываемым удовлетворением принял итог встречи.

Однако вряд ли можно вести речь о каких-то ловких шагах извне, торпедировавших подписание дорожной карты. Внимательно взглянув на заявления и слова участников встречи, можно сделать определенные догадки, что произошло за закрытыми дверями, и предположить, чем в конечном итоге все закончится.

Согласие Франции взамен на их реакторы

«Торпедой» на этот раз явилась позиция Франции. До начала встречи одним из ее требований была приостановка ввода в эксплуатацию тяжеловодного реактора в Араке, намеченного на следующий год. Требование странное, так как реактор – исследовательский, весь ход строительства ведется под контролем МАГАТЭ, никаких претензий к нему как к части гипотетической военной части ядерной программы Ирана нет. Тем не менее, введя этот реактор в строй, Иран получает готовые технологии, которые теоретически позволяют ему в дальнейшем использовать их в военной опции программы.

Иран еще до утреннего заседания 9 ноября казалось бы снял напряженность по этому поводу, гарантировав перенос ввода в строй практически готового реактора. Но уже с утра Франция выдвинула новые требования – речь пошла не о переносе, а полном демонтаже и отказе от строительства новых реакторов. Переговоры немедленно зашли в тупик.

Детали переговоров, естественно, держатся в секрете, однако становится понятным, что французы весьма грубо и беззастенчиво предложили свои услуги в строительстве новых реакторов в обмен на свое согласие подписать дорожную карту.

Франция, прекрасно понимая, что Соединенные Штаты не остановятся ни перед чем, чтобы довести до логического конца начатое, отдает себе отчет, что подписание дорожной карты остановить уже невозможно – но интерес Вашингтона к скорейшему ее подписанию настолько велик, что можно банально шантажировать его своим согласием. Собственно, именно потому и госсекретарь США, и министр иностранных дел Великобритании выглядели столь раздраженными – такой подлости от союзника они попросту не ожидали.

Франсуа Олланд, зная о стесненных обстоятельствах своих партнеров, фактически вынуждает их до 11 декабря (когда состоится новый раунд переговоров) оказать давление на Иран в интересах Франции, выбивая для нее контракты на строительство реакторов в Иране – с последующей поставкой топлива для них. По очень грубым прикидкам, такое согласие даст французским корпорациям несколько десятков миллиардов долларов, причем в ущерб интересам американо-японской «Вестингауз-Тошиба». Ловкий ход – руками американцев продвинуть интересы конкурентов.

При этом Франция не рискнет идти совсем поперек воли США – не тот вес, не те возможности. Но попытка сыграть на дефиците времени у Обамы может получиться. Перед США стоят задачи, измеряемые триллионами долларов, и пережить потерю десятка миллиардов они в состоянии, если эти задачи будут хотя бы частично решены. Понимание этого, в конечном итоге, и позволило Франции сорвать текущую встречу в надежде на благоприятные для нее итоги следующей.

Израиль и Саудовская Аравия играют против времени

Правда, утверждать, что 11 декабря «шестерка» и Иран сумеют все-таки заключить соглашение, нельзя. Есть еще и Израиль, и Саудовская Аравия – причем коррупционные связи европейского истеблишмента с арабскими шейхами могут выстрелить в любом неожиданном направлении. Задача саудитов и израильтян заключается в оттягивании заключения соглашения как можно дольше. В этом случае они могут надеяться на то, что консервативная элита Ирана сумеет воспользоваться неудачами нового президента и дискредитировать его в глазах верховного правителя Хаменеи. Тогда может быть изменен состав делегации Ирана, позиции президента будут резко ослаблены – и все начнется заново.

Для России ситуация выглядит двоякой. На самом деле усиление Ирана не очень уж выгодно для нас. Экспериментировать с масштабными изменениями обстановки на своих границах могут позволить себе только сильные и стабильные государства. Россия явно не выглядит способной на такие действия – проблем и без того очень много. Статус-кво здесь объективно выгоднее.

Тем не менее, российское руководство наверняка отдает себе отчет в том, что две женевские конференции по ядерной проблеме и урегулированию в Сирии жестко связаны между собой внутренней логикой событий. Без положительного результата одной из конференций добиться прогресса на другой не выйдет. Поэтому для нас, скорее, выгодно подписание соглашения «шестерки» с Ираном в максимально сжатые сроки. Это позволит использовать усилившийся иранский фактор в переговорах по Сирии, где пока очень серьезную дестабилизирующую роль играет позиция Саудовской Аравии.

Но это уже совсем другая история.


Эль Мюрид - политический аналитик  и популярный блогер. Изучает социально-политические проблемы Ближнего Востока.

Эль Мюрид
Источник: ИТАР-ТАСС

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.