Иран, российские ВВС и газ Северного моря

Комментарий Иран.ру

24 октября 2013

Передавая запущенную в производство и принятую на вооружение копию американского беспилотника ScanEagle командующему российскими ВВС генерал-лейтенанту Виктору Бондареву, командующий базой ПВО Корпуса стражей исламской революции Хатам аль-Анбия бригадный генерал Фарзад Эсмаили сказал: «Этот запущенный в производство беспилотник является символом технических возможностей Исламской Республики и передаваемый сегодня нашему высокому гостю образец – дружеский подарок российским ВВС и русскому народу». В любом подарке, сделанном на Востоке, есть намек. В переданном российской стороне «дроне» скрыт намек на то, каким Иран видит дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества с Россией. Этот «дружеский привет» показал, какой могучий потенциал заложен в российско-иранской дружбе и на какой принципиально новый уровень могут выйти геополитические возможности России. 

ВВС всегда были на острие политики. 20 июня 1937 года советский одномоторный самолет АНТ-25, экипажем которого командовал легендарный летчик Валерий Чкалов, преодолев 8504 километра, совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в США, приземлившись в американском Ванкувере (штат Вашингтон). Встречавший их американский генерал Джордж Маршалл вскоре стал начальником армии США, а потом был государственным секретарем и министром обороны.  Кульминацией исторического визита наших летчиков в США стала их встреча в Белом доме с президентом США Фраклином Делано Рузвельтом. На приеме, устроенном "Клубом исследователей" и Русско-американским институтом в те дни в Нью-Йорке в честь советского экипажа, Чкалов сказал: «Примите искренние дружеские пожелания от 170 миллионов советских людей, которые мы принесли вам на крыльях самолета». В наши прагматичные времена таких слов стесняются, но главком российских ВВС Виктор Бондарев с полным основанием мог бы повторить их в Тегеране во время своего четырехдневного визита.

Предложения совместного технологического прорыва

Содержание достигнутых договоренностей раскрывать еще преждевременно, поскольку конкретные детали дальнейшего сотрудничества России и Ирана в военной сфере еще нуждаются в экспертной доработке и согласованиях на уровне штабов. Но говорить о том, что было предложено иранской стороной, вполне возможно. Прежде всего необходимо отметить, что иранцы более чем серьезно подготовились к визиту генерал-лейтенанта Виктора Бондарева. Накануне его приезда завершились учения ПВО Ирана «Защитники небес-5» (Defenders of the Velayat Skies-5),  которые проходили на территории 700 тысяч квадратных километров, и в которых участвовало более 12 тысяч иранских военнослужащих. Российская делегация была ознакомлена с итогами учений, что позволило ей получить объективную информацию о состоянии ПВО Исламской Республики. Ну, а поскольку практически одновременно с иранскими «Защитниками небес» состоялись учения израильских ВВС, в ходе которых отрабатывались действия во время полетов на значительные расстояния с дозаправкой в воздухе, то российской стороне были предложены и выводы по особенностям действий израильской авиации в случае атаки на Иран.

Обмен мнениями по тактическим вопросам применения ВВС вполне логично привел к тому, что иранская сторона предложила проведение стажировок российских военных летчиков в Иране, что, по мнению сторон, позволит отработать пилотам российских ВВС навыки действий в условиях Ближнего Востока, насыщенного техническими системами ПВО американского и израильского производства. Кстати, рассматривать данное соглашение как свидетельство «агрессивных планов Кремля» по меньшей мере глупо хотя бы потому, что израильские ВВС обучаются преодолению заслонов из российских С-300 еще с 2006 года, но мы ведь не говорим, что Израиль намерен атаковать Россию?  

Иранская сторона продемонстрировала главкому российских ВВС и действующую систему мониторинга оперативной обстановки в Персидском заливе, которая представляет собою сложный комплекс из средств технической разведки и тех самых иранских копий американского ScanEagle, одна из которых была передана России.

Сегодня иранская копия «работает» на дальность в 1200 километров с 24-часовым режимом полета. При этом, в случае необходимости, она может быть оснащена всем необходимым для нанесения высокоточного ракетно-бомбового удара. Как уже говорилось, всякий восточный подарок несет в себе, как минимум, один намек. В случае с иранской копией ScanEagle, намека, собственно, не было. Было прямое предложение российской стороне принять участие в модернизации этого беспилотника и совместном российско-иранском его производстве. Данное предложение более чем актуально в условиях, когда азербайджанские беспилотники, созданные по израильской технологии, уже начинают облет Каспия, а в перспективе готовятся к «обеспечению безопасности каспийских нефтепроводов».

Обсуждение вопроса об участии России в модернизации целого ряда иранских видов авиационной и ракетной техники было, пожалуй, ключевым событием визита. Помимо назревшей необходимости модернизации состоящих на вооружении ВВС Ирана «МИГов», Россия получила предложения о совместных проектах в вертолетостроении, ракетостроении и разработке систем технической разведки. Иран достаточно недвусмысленно дал понять, что предлагает России принципиально новый уровень военно-технического сотрудничества – совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые до этого Россия вела только с Китаем. В ходе обсуждения этих вопросов неожиданное развитие получила тема о судьбе злополучного контракта по С-300. Иранская сторона дала понять, что, конечно, не откажется от приобретения ЗРС «Антей-2500», но одновременно с этим предложила России поучаствовать в модернизации уже существующих иранских S-200, которые, по сути, являются копией С-300ПС, приобретенных Ираном у России в 1993 году.

О некоторых политических нюансах, внешних и внутренних

Разумеется, делая эти предложения иранская сторона учитывала все особенности как российско-иранских, так и российско-американских отношений, а потому одновременно с диалогом военных произошел и диалог дипломатов. Сергей Рябков, по согласованию с иранской стороной, чуть приоткрыл завесу над иранской позицией перед предстоящим вторым раундом женевских переговоров, состоявшихся на прошлой неделе. Иран готов приостановить обогащение урана до 20% и серьезно ограничить объемы 5% обогащения. По сути, это снимает основные претензии к иранской ядерной программе со стороны ЕС и США и является достаточным основанием для снятия односторонних санкций. А следовательно – снимается часть препятствий для российско-иранского военно-технического сотрудничества, в котором заинтересованы не только иранские, но и наиболее здравомыслящие российские властные круги. 

Было бы несправедливым умолчать о внутрироссийском политическом аспекте визита главкома ВВС в Иран. Российское правительство парит в заоблачных высях либертарианства и монетаризма, попросту игнорируя Иран как торгового партнера. Для наших силуановых и дворковичей «солнце восходит на Западе», а потому российское внешнеэкономическое сотрудничество, равно как и российскую внешнюю политику, они представляют себе только и исключительно в тесных связях с западными партнерами, причем при любых, иногда совершенно унизительных для России условиях. То обстоятельство, что российское геополитическое присутствие на Востоке дает шанс российской реиндустриализации, никак не укладывается в их головы, поскольку в этих головах лишь сектантские догмы «либеральной экономики».  С их стремлением сократить все непрофильные активы, от социальной сферы до армии, им вообще российское присутствие на Востоке не нужно, да и не укладывается.  Стеная о дефиците российского бюджета, они видят пути его наполнения либо во внешних заимствованиях, либо в увеличении налогов с населения. О зарабатывании денег путем развития собственного ВПК у них речи не идет, потому как развитие промышленности для извлечения прибыли из военно-технического сотрудничества – это «высшая математика», а математический аппарат «эффективных менеджеров» в сфере инновации по оптимизации финансовых потоков зациклен на арифметике – отнять и поделить. С приходом Дмитрия Рогозина появились новые надежды, но он что-то сильно застрял, прошло достаточно времени, но пока, кроме медийных телодвижений и пиар-кампании, в ВПК и оборонке ничего существенного не сделано. Поэтому насущные проблемы экономики и безопасности, проблемы сохранения российского присутствия на рынках Востока вынуждены решать силовики, столь презираемые отечественными либертариями. 

Визит министра внутренних дел Колокольцева в Иран окончился прорывом в вопросах сотрудничества с Исламской Республикой в сфере общественной безопасности. Визит Бондарева создал мощный задел для закрепления России на иранском сегменте рынка вооружений и сотрудничества по НИОКР. Видимо, необходимы визиты Дмитрия Рогозина, Сергея Шойгу и Александра Бортникова для того, чтобы решить вопросы по сотрудничеству в атомной промышленности, обеспечения региональной безопасности, адекватного реагирования на новые вызовы, развитию инфраструктуры каспийских портов и тому подобные «мелочи», которые необходимы с точки зрения национальной безопасности и которые могут принести в российский бюджет десятки миллиардов долларов. Самое интересное, что силовикам вполне по силам решить данные вопросы экономического сотрудничества, компетенции и государственного мышления у них на это хватит.

***************

Визит главкома российских ВВС Виктора Бондарева в Иран произошел как нельзя вовремя. Как раз в то время, что он находился в Тегеране, британское правительство заявило о готовности возобновить совместно с иранцами разработку шельфового газового месторождения «Рам» (Rhum), что в 390 километрах к северо-востоку от Абердина.  В освоение этого крупнейшего из еще неосвоенных месторождений в Северном море, которое велось совместными усилиями (50 на 50) BP и  Iranian Oil Company Limited, «дочкой» National Iranian Oil Company, было уже вложено 564 миллиона долларов, но из-за присоединения к антииранским санкциям ЕС в 2010 году проект был заморожен. Сейчас ситуация изменилась, причем, британское правительство, по всей видимости, не намерено дожидаться решения Вашингтона в отношении отмены санкций. «Стремительность» Лондона, впрочем, более чем понятна – возврат на иранский рынок давно уже воспринимается европейскими деловыми кругами как способ выхода из экономического кризиса. Решение по «Рам» - «первая ласточка», скоро мы узнаем о возобновлении ирано-германских и ирано-французских экономических проектов. В этих условиях визит Виктора Бондарева и достигнутые договоренности означают, что у России есть шансы хотя бы не опоздать на этот лакомый и чрезвычайно перспективный иранский рынок и занять на нем полагающиеся ей по определению соответствующие ниши.

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Комментарии

  • Валерий Андр24 октября 2013 в 17:14

    Особенно хорошо сказано "о внутрироссийском политическом аспекте" .

  • Игорь Семенов24 октября 2013 в 17:14

    Не подскажите, к кому обратиться? Медведев, разорвав контракт на поставку С-300 Ирану, нанес России ущерб на 4 миллиарда долларов, если не ошибаюсь. Хотелось бы обязать этого типа вернуть упущенную выгоду в казну государства из своего кармана. Если не хватит награбленных денег, то члены его религиозной хасидской общины пусть помогут.

  • Василий24 октября 2013 в 17:21

    самое время ВВС РФ, используя базу ВВС в Бушере, "погудеть" над Персидским Заливом, да так - чтобы аравитяне попадали с верблюдов и ишаков, не говоря уже об окопавшихся там какого то кляпа англо-саксов и евреев...Жить летунам нашим есть где - посёлок строителей АЭС почти свободен, коттеджи пустуют....

  • Мохьаммад24 октября 2013 в 17:40

    Бездействие Путина, в плане конкретного сотрудничества с Ираном, по всем направлениям.Мягко говоря ,унижает Иран. Путин дождется(а может он этого хочет) что Иран сблизится с Западом.И прекратит, какое либо сотрудничество с Россией.Разве так можно себя вести, с ближайшим и дружественно настроенным, Богатым недрами cоседом.Сперва нарушил контракт, на с-300, потом поддержал санкции .И что такое 2-3миллрд. торгового оборота с Ираном . Курам на смех. Я как гражданин России, протестую против такой ,предательской проАмериканской и
    проЖидовской политики. Путин Вы что ,не знаете, что они враги и Мухаммеду и Иисусу.Если вещи называть своими именами .И Америка и Израиль ,это самые лютые враги И России и Ирану.Следовательно по принципу, враг моего врага, т.е.Иран получается друг России. Следовательно Россия и Иран. должны быть не на словах ,а на деле, друзьями.Пока я вижу только пустую Болтовню, со стороны России. Считаю такое поведение, со стороны Путина это предательство своего народа.Который на самом деле желает, чтобы между Россией и Ираном самые Наилучшие отношения. НЕ дай БОГ. Если планы Израиля и Америки (что одно и тоже)реализуются на ББВ.Следом и Россия развалится на мелкие кусочки на мелкие княжества.

  • Владимир24 октября 2013 в 18:29

    Пока Путин в Кремле жиды будут у руля...

  • Василий24 октября 2013 в 20:31

    Вы не поняли, уважаемый, они и без Путина ВСЕГДА будут у руля...

  • milstar26 октября 2013 в 23:26

    Израильское лобби во внешней политике США


    Март 2006

    Джон Мерсхаймер, Департамент (отделение) политических наук, Чикагский Университет

    Стивен М. Уолт, Школа Государственного Управления, Гарвардский Университет


    Стр. 1

    Внешняя политика США формирует картину событий в каждом уголке нашей планеты. Более всего это касается Ближнего Востока, региона с постоянной нестабильностью и важным стратегическим значением.

    Национальные интересы США должны быть в центре внимания внешней политики США. Однако последние десятилетия, особенно после окончания Шестидневной войны в 1967 г., центральное место во внешней политике США в ближневосточном регионе занимают отношения с Израилем. Безмерная поддержка Штатами Израиля и связанные с этим попытки насадить демократию во всех странах данного региона вызвали волнения в арабо-мусульманском мире и поставили под угрозу безопасность США.

    Такая ситуация не имеет аналогов в политической истории США. Почему США отвлекается от обеспечения безопасности своих граждан ради продвижения интересов другого государства. Кто-то может предположить, что связь между двумя этими странами обеспечивается единством стратегических целей и моральных императивов. Но, как мы покажем ниже, ни одно из этих утверждений не объясняет (не оправдывает) тот поразительно огромный уровень материальной и дипломатической поддержки Израилю со стороны США.

    Стр. 2

    Со времен войны в октябре 1973, Вашингтон предоставил помощь Израилю в объеме, превышающем помощь любому другому государству. Израиль является крупнейший получателем прямой экономической и военной помощи США с 1976 г. Общий объем прямой помощи США, предоставленной Израилю, в пересчете на доллары 2003 года составил около 140 млрд. долл. (1). Ежегодно Израиль получает 3 млрд. долл. в качестве прямой иностранной помощи, что составляет 1/5 объема помощи, оказываемой Штатами иностранным государствам.

    В пересчете на душу населения Израиля получается, что США предоставляет ежегодно каждому гражданину Израиля 500$. Такая щедрость особенно поражает, если учесть, что Израиль является достаточно обеспеченным индустриальным государством с уровнем дохода на душу населения, равным уровням Южной Кореи и Испании.

    Израиль также получает и другие [подаркиk от США. Все страны, кроме Израиля, также являющиеся получателями финансовой помощи США, получают причитающуюся годовую сумму частями ежеквартально. Израиль же получает всю сумму единовременно в начале каждого финансового года, что дает ему возможность получать проценты от использования невостребованной на определенный момент времени суммы.

    Кроме того, большинство получателей военной помощи США обязаны расходовать полученные средства в Штатах. И напротив, Израиль имеет право расходовать около 25% полученных средств на финансирование собственного военно-промышленного комплекса.

    Израиль является единственным получателем финансовой помощи, который не обязан отчитываться за полученные средства. Данное исключение делает невозможным предотвращение расходования Израилем средств на мероприятия, противником которых выступает США.

    Стр. 3

    Вашингтон последовательно оказывает Израилю дипломатическую поддержку. С 1982 г. США наложили вето на 32 невыгодных Израилю резолюции Совбеза ООН, что превышает общее количество вето наложенных когда-либо другими членами Совбеза. США также блокировали все попытки арабских стран внести в повестку МАГАТЭ вопрос о ядерном оружии Израиля.

    Стр. 4

    С 1990-х гг., и особенно после терактов 11 сентября, поддержка Израиля обосновывали тем, что оба государства стоят перед общей угрозой, исходящей от террористических групп, базирующихся в исламских странах. Однако в действительности Израиль является бременем для США в войне против террора.

    Стр. 5

    Организации, угрожающие Израилю (напр. ХАМАС, Хизбулла), отнюдь не угрожают США, кроме тех случаев, когда они непосредственно нападают на американских граждан (как это было в Ливане в 1982 г.). Более того, палестинский террор не является случайным (беспорядочным) проявлением жестокости, направленной против Израиля или [Западаk. Напротив, это является ответной реакцией палестинского народа на агрессию и колонизацию их родной страны.

    Более того, когда мы говорим о сплоченности США и Израиля перед лицом терроризма, то мы упускаем из внимания причинно-следственную связь. Правильнее будут сказать, что США столкнулись с проблемой терроризма во многом благодаря своей тесной связи с Израилем.

    Стр. 6

    Безусловная поддержка Израиля со стороны США ослабляет позиции последних в ближневосточном регионе. Руководители иностранных государств рассматривают позицию США в отношении как крайне пристрастную и справедливо полагают, что терпимость США в отношении израильских репрессий на оккупированных территориях создает препятствие на пути борьбы с терроризмом.

    К примеру, в апреле 2004 г. 52 бывших британских дипломата направили в адрес британского премьер-министра Тони Блэра коллективное письмо, в котором говорится, что [палестино-израильский конфликт испортил отношения между Западом и арабо-мусульманским миромk. Авторы письма также предупреждают, что политика Буша и Шарона является [однобокой и незаконнойk.

    И наконец, последний довод в пользу того, чтобы поставить под вопрос стратегическое значение Израиля для США, состоит в том, что Израиль ведет отнюдь не как преданный союзник. Высшие должностные лица Израиля часто игнорируют просьбы США и не выполняют взятых на себя обязательств (обещаний, данных руководству США). Более того, Израиль передавал секретные военные технологии, полученные от США, потенциальным противникам Штатов, например Китаю.

    Стр. 7

    Помимо сомнительной стратегической важности Израиля, сторонники поддержки Израиля заявляют также, что основанием для оказания поддержки Израилю является: 1) Израиль слабое государство и окружено врагами; 2) Израиль это демократия, которая является наиболее предпочтительной формой правления; 3) евреи пострадали в прошлом от незаконных действий в отношении них и поэтому заслуживают к себе особого отношения.

    При ближайшем рассмотрении, каждый из этих аргументов предстает неубедительным. На сегодняшний день Израиль является сильнейшей военной державой на Ближнем Востоке. Это единственное государство на Ближнем Востоке, владеющее ядерным оружием. Согласно оценкам Телль-авивского университета, [стратегический баланс сложился явно в пользу Израиля, который продолжает увеличивать качественный разрыв между своими вооруженными силами и соседних государствk.

    Стр. 8

    Обоснование поддержки Израиля по причине общего у обеих стран взгляда на демократию также не выдерживает критики. США являются государством, проповедующим демократию либерального толка, где люди любой расы, религии и этнического происхождения наделены равными правами. Противоположная ситуация складывается в Израиле, который ясно и недвусмысленно создавался как еврейское государство, где гражданство основано на принципе кровного родства. Принимая во внимание такое понимание гражданства, неудивительно, что к 1,3 млн. арабов в Израиле относятся как к второсортным людям (2).

    Стр. 9

    Никто не ставит под вопрос факты антисемитизма, имевшие место в прошлом и что создание государства Израиль явилось адекватной реакцией на длинную череду преступлений против евреев. Но в то же время, создание еврейского государства повлекло за собой преступления против третьей стороны, которая в основном не является в чем-либо ответственной перед евреями палестинским народом.

    Бен Гурион довольно ясно представлял себе вопрос о насильственном выселении арабов с их родных территорий. В 1941 г. он писал следующее: [Невозможно представить себе массового выселения арабов с их территорий без применения силыk.

    Руководители Израиля ясно осознавали тот факт, что создание еврейского государства было сопряжено с преступлениями против палестинского народа. Бен Гурион как-то в разговоре с Наум Голдман сказал: [Будь я лидером арабского палестинского народа, я бы никогда не имел бы общих дел с Израилем. И это естественно: мы отняли у них страну... Мы покинули Израиль, но это было две тысячи лет тому назад, и при чем тут они? Мы терпели антисемитизм, нацистов, Гитлера, Аусшвиц, но было ли это виной палестинцев? Для них очевидно лишь одно: мы вторглись в эту страну и отняли ее у палестинцев. Почему они должны с этим мириться?k.

    Стр. 13

    ...Но не все американцы еврейского происхождения входят в [израильское лоббиk, так как еврейский вопрос не стоит для них остро. Согласно данным исследования, проведенного в 2004 г., приблизительно 36% евреев, проживающих в США, заявили, что они [не оченьk или [вовсе не привязаны духовно к Израилюk.

    Наблюдается также различие в оценках деятельности израильского государства. Многие из ключевых организаций, составляющих ядро [лоббиk, такие как Комитет по американо-израильским общественным связям (AIPAC) и Конференция президентов главных еврейских организаций (CPMJO), возглавляют сторонники жесткой линии, которые поддерживают экспансионистскую политику израильской партии [Ликудk, включая ее враждебное отношение к договоренностям, достигнутым в ходе мирных переговоров в Осло.

    С другой стороны, основная масса евреев, проживающих в США, более склонна к уступкам в отношении палестинцев. Но, несмотря на все эти различия, и те и другие выступают за оказание поддержки Израилю.

    Стр. 16

    Ключевым стержнем эффективности деятельности [лоббиk является его влияние в Конгрессе США, где Израиль фактически защищен от какой-либо критики в свой адрес. Сам по себе это очень примечательный факт, так как Конгресс почти никогда не уклоняется от дискуссионных вопросов. Касается ли вопрос абортов, каких-либо позитивных действий, здравоохранения на Капитолийском холме всегда разгораются бурные дебаты. Как только вопрос касается Израиля, все потенциальные критики становятся тише воды ниже травы.

    Одной из причин столь действенного влияния [лоббиk на Конгресс является то, что некоторые ключевые члены Конгресса являются христианскими сионистами, как например Дик Армии, который в сентябре 2002 г. заявил: [Моим наиважнейшим приоритетом во внешней политике является защита Израиляk. Кто-то подумает, что приоритетом 1 для любого конгрессмена является защита США, но таких как Армии это не касается.

    Стр. 17

    [Израильское лоббиk также имеет рычаги влияния на исполнительную ветвь власти. Это влияние во многом объясняется влиянием избирателей-евреев на президентские выборы.

    Стр. 19

    Вдобавок к влиянию на исполнительную власть [лоббиk стремится также формировать общественное мнение в отношении Израиля и Ближнего Востока в целом.

    Стр. 20

    Для воспрепятствования подаче новостей в невыгодном для Израиля духе [израильское лоббиk организует различные кампании, такие как написание гневных писем в массовом порядке, демонстрации, бойкоты, направленные против тех издательств, которые допустили публикации, являющиеся, по мнению [лоббиk антиизраильскими. Один из руководителей CNN заявил, что иногда он получает около 6 000 электронных писем в день с жалобами о том, что та или иная история является антиизраильской.

    Произраильские силы доминируют в американских научно-исследовательских центрах, которые играют главную роль в общественных дебатах, равно как и в реальной политике.

  • Василий27 октября 2013 в 12:44

    Всё верно, согласен, а посему: "Карфаген должен быть разрушен!". Существование государства Израиль вредно отражается на Ближнем и Среднем Востоке. Не получается у евреев жить в мире с соседями, значит пора им возвращаться откуда прибыли: не доводите дело до греха! УЖЕ ДАВНО пора евреям разрабатывать план очередного Исхода, исторических эксперимент с возвращением на Землю Обетованную и государственностью ПРОВАЛИЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ!

  • Alex29 октября 2013 в 02:41

    в "стратегическое", военно-техническое сотрудничество Иран-Россия и тому подобное откровенно не верится, хотя бы потому, что государственный визит В.Путин собирается нанести в...Каир

  • Василий29 октября 2013 в 14:00

    жизнь заставит..."Всё у нас получится!"


Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03784 sec