Саммит ШОС: единство по Сирии и партнерство с Ираном

16 сентября 2013
A A A


В столице Киргизии состоялся тринадцатый саммит Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/, по итогам которого лидеры приняли Бишкекскую декларацию. Одной из главных тем саммита стала ситуация вокруг Сирии. Лидеры высказались против любого силового вмешательства в эту страну без санкции Совбеза ООН. Саммит ШОС продемонстрировал, что современный мир остается многополярным, и диктат воли одной страны невозможен.

Рецепт для Сирии: нужна конференция "Женева-2"

Несмотря на разную идеологию – а в ШОС входят такие страны, как Россия, Китай, Казахстан, Киргизия,  Таджикистан и Узбекистан /статус наблюдателей имеют Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан/ – лидеры были едины в своем отношении к Бишкекской декларации. В документе отражено видение ситуации по всем направлениям текущей политики, в том числе и по Сирия. Словами о "глубокой озабоченности" дело не ограничилось. В декларации четко и ясно говорится о недопустимости "внешнего, в том числе силового вмешательства" в дела суверенного государства без санкции Совета Безопасности ООН.

Подход членов ШОС принципиально отличается от западного. Если США и их союзники активно выступают за военную операции в Сирии и поддерживают силы оппозиции оружием и идеологически, то государства ШОС считают, что сами сирийцы должны решить свою судьбу "при соблюдении суверенитета республики". Для этого нужно начать политический диалога между властями и оппозицией "без предварительных условий на основе Женевского коммюнике". ШОС поддерживает усилия по созыву международной конференции "Женева-2" и рассчитывает, что именно она заложит основу для примирения и нормализации ситуации в Сирии. Тем более, что сейчас для этого появился шанс.

"Предпринятые в последнее время дипломатические усилия позволили снизить непосредственную угрозу военной операции", - считает Владимир Путин. "Большое значение в этом контексте имеет продвижение инициативы об установлении международного контроля над химическим оружием в Сирии", - отметил президент России.

Когда лидеры собрались в Бишкеке, стали поступать сообщения о том, что Дамаск присоединяется к Конвенции по запрещению химоружия. Все страны ШОС – как постоянные члены, так и наблюдатели, в том числе и Иран, главный союзник Сирии, – поддержали это решение президента Башара Асада.  

Угрозы в адрес Ирана неприемлемы

Фактически лидеры ШОС дали понять Западу, что они являются гарантами международного права /Россия и Китай имеют права вето в Совбезе ООН/. Аналогичный подход лидеры ШОС продемонстрировали по отношению к Ирану. Новый президент Ирана Хасан Роухани в Бишкеке провел серию двусторонних встреч, в том числе с российским президентом, и заручился поддержкой всех лидеров Организации.

"Мы знаем, как много сегодня в мировых делах крутится вокруг иранской ядерной проблемы, но мы в России знаем, что Иран - это наш добрый сосед", - сказал Путин на встрече с Роухани. Отношения Москвы и Тегерана должны складываться по формуле, которую предложил российский президент: "У нас очень большой объем сотрудничества есть и наверняка будет, отношения развиваются на всех уровнях и развиваются поступательно". Роухани, в свою очередь, отметил, что у руководства Ирана всегда было особое отношение к России. "Россия - наш крупный сосед, и отношения с ней всегда были предметом особого внимания всех правительств Ирана, и нынешний кабинет министров также заинтересован в расширении связей", - сказал он.

На закрытой части переговоров лидеры обсудили ряд совместных проектов, о которых, вероятно, скоро станет известно. Вполне возможно, они касались сотрудничества Москвы и Тегерана в военно-технической и энергетической сферах.

В любом случае иранская тема зафиксирована в Бишкекской декларации: "Государства-члены ШОС выражают озабоченность ситуацией вокруг Ирана и его ядерной программы. Они считают угрозы применения военной силы и односторонние санкционные меры отдельных государств против этой страны неприемлемыми".

Также через переговоры должна обсуждаться и проблематика ядерной программы КНДР.

Принципиальная консолидированная позиция лидеров ШОС по острым региональным проблемам заключается в следующем: развитие событий по конфронтационному сценарию чревато серьезными и непредсказуемыми последствиями как для всего региона, так и международного мира и безопасности в целом, мирное разрешение любых конфликтных ситуаций не имеет альтернативы.

Формула стабильности: от Афганистана до кибервойн

Еще одной значимой темой дискуссии на саммите стала ситуация в Афганистане. После 2014 года, когда эту страну покинут войска международной коалиции, региону угрожает волна исламского радикализма. Сдержать угрозу можно не только военным путем, но и экономически, развивая довольно скромный производственный потенциал Афганистана, инвестируя в его сельское хозяйство, возводя барьеры на пути наркотрафика. Здесь все страны-члены ШОС так же должны действовать сообща.

На бишкекском саммите серьезное внимание лидеры стран Организации уделили вопросам информационной безопасности. В современном мире именно через информационные технологии подрываются экономика и политическая система. Государства ШОС будут "стимулировать построение мирного, безопасного, справедливого и открытого информационного пространства, основываясь на принципах уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других стран", говорится в декларации. Они намерены  пресекать пропаганду через интернет идей терроризма, экстремизма и сепаратизма. Для этих целей предстоит выработать некие универсальные правила, принципы и нормы ответственного поведения государств в информационном пространстве. Такое поручение дано соответствующим правительственным структурам.

Деньги и дороги

Что касается внутренних проектов ШОС, то лидеры утвердили План действий на 2013-2017 гг по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между членами ШОС. Кроме того, утверждено соглашение между правительствами стран-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве. Есть договоренность и начать совместную модернизацию национальных экономик, используя создаваемые в рамках ШОС Фонд развития и Банк развития.

Долгое время отсутствие механизма финансирования было главным препятствием для дальнейшего развития Организации. Существовали разные проекты таких институтов. Одни страны говорили о необходимости создать специальный счет, из которого бы и финансировались интеграционные проекты в рамках ШОС. В частности, российский Минфин предлагал использовать Евразийского банка развития. Другие /в первую очередь Китай/ настаивали на создании специального Банка развития ШОС /ранее представители КНР заявили о желании внести в качестве первого взноса 10 млрд долларов/. В любом случае, решение о создании финансовых институтов поможет Организации реализовать крупные проекты.

В Бишкеке речь шла о необходимости ускорить развитие транспортно-коммуникационных возможностей региона.

Здесь обнаружилось и известное соперничество Китая и России. Председатель КНР Си Цзиньпин еще до саммита, объезжая страны Центральной Азии, пропагандировал идею "нового Шелкового пути" - открытия транспортного коридора от Центральной Азии до Персидского залива. Сейчас Китаю остро нужна железная дорога из Кашгара до Каспийского побережья. Выход на Иран позволит Пекину серьезно укрепиться в этом регионе и начать осваивать новые рынки сбыта. Этот китайский проект является главным конкурентом российского Транссиба. Владимир Путин на саммите предложил использовать в интересах ШОС транзитный потенциал Транссибирской магистрали. "Россия приступает к модернизации Транссибирской магистрали и БАМа. Мы выделяем для этих проектов значительные кредитные средства и бюджетное финансирование, приглашаем вас к сотрудничеству в этих проектах", - сказал президент России.

Видимо, Москве и Пекину еще предстоит серьезный разговор на эту тему. Предыдущий опыт показывает, что компромисс найти возможно. Кроме того, есть договоренность всех лидеров ШОС продолжить и проработку программы скоординированного развития автомобильных дорог государств-членов Организации, а заодно создать благоприятные условия для автомобильных перевозок.

Лидеры согласились активизировать работу Энергетического клуба ШОС. Это открыло бы новые возможности для реализации перспективных проектов в топливно-энергетическом комплексе. Совету министров иностранных дел ШОС поручили подготовить проект стратегии развития ШОС до 2025 года. В декларации указано, что представители ШОС и впредь собираются укреплять сотрудничество в рамках Организации, чтобы вывести ее на качественно новый уровень и превратить пространство ШОС в регион "прочного мира, дружбы и гармонии".

ШОС как гарант многополярности мира

Когда в 1996 году собралась тогда еще "Шанхайская пятерка", мало кто верил в перспективы этой организации. Тем более, что она на тот момент не сформулировала для себя главных целей, не создала механизмов взаимодействия стран друг с другом, не закрепила четкого членства. К примеру, казалось, что коммунистический Китай и посткоммунистическая Россия имеют разные векторы развития, а то, что их интересы пересекаются с интересами бывших советских республик Центральной Азии – это всего лишь случайность или временное явление. На первых саммитах лидеры говорили исключительно об экономических  проектах, которые должны были обеспечить эффективное региональное взаимодействия, которые были интересны не только одной стране, но и региону в целом. Тогда о какой-то политической роли ШОС не могло быть и речи.

С тех пор ситуация изменилась. Другими стали и Россия, и Китай, и страны Центральной Азии /так, серьезно вырос политический и экономический "вес" Казахстана/. В наблюдателях ШОС появились такие "тяжеловесы" региональной политики, как Индия и Иран. Да, внутри Организации существовали и существуют противоречия, но главное - не их наличие, а способность членов клуба их устранять путем переговоров. ШОС демонстрирует, что главное для стран является не превосходство и влияние друг на друга, а партнерство и взаимоуважение.

За годы своей работы ШОС постепенно превратилась в структуру, способную обсуждать и решать политический вопросы. Прошедший в Бишкеке саммит еще раз показал, что многополярный существует не только в трудах теоретиков-политологов, но и в реальности. Страны ШОС способны формировать свою позитивную повестку дня, во многом альтернативную той, что предлагает миру Запад. 

Александр Садчиков, обозреватель ИТАР-ТАСС, Москва
Источник: ИТАР-ТАСС

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.