Иранский разворот: от экстремизма к умеренности

02 августа 2013
A A A


3 августа президентский пост в Исламской Республике Иран займет 64-летний Хасан Роухани, священнослужитель, перед которым стоит важная задача – преодолеть многочисленные негативные последствия 8-летнего правления своего предшественника Махмуда Ахмадинежада. Сегодня страна оказалась в международной изоляции, против нее действуют жесткие международные санкции, и от этого сильно страдает национальная экономика. Избирателей в новом президенте привлек авторитет умеренного реформатора. Во внешней политике он тоже склонен проводить самостоятельный курс. По крайней мере, об этом говорят первые российско-иранские контакты после его избрания.

Хасан Роухани – ни в коем случае не оппонент режима, но в ходе предвыборной кампании и встреч с избирателями он говорил на темы, которые еще недавно считались опасными. Например, высказывался по поводу противостояния с мировым сообществом в ядерном вопросе, о причинах международной изоляции страны и разрушительном воздействии международных санкций, о тяжелом положении в экономике. Также он обещал освободить политзаключенных, обеспечить гражданские права и «вернуть нации достоинство». Он даже призывал восстановить дипотношения с США, разорванные после захвата американского посольства в Тегеране в 1979 году.

«Мы не позволим, чтобы продолжились последние восемь лет, – заявил он на одном из митингов. – Они принесли санкции против нашей страны. И они даже гордятся этим. Я принесу политику примирения и мира». Неудивительно, что его выступления собирали громадные толпы народа.

В ходе кампании он опирался на поддержку реформистов во главе с бывшим президентом Мохаммадом Хатами, о котором отзываются как о «иранском Горбачеве». В поддержку Роухани высказался также авторитетный среди части духовенства бывший спикер меджлиса Акбар Хашеми Рафсанджани.

Хасан Роухани – не новичок в политике, но на первые роли он не пробивался, а чаще выступал как эксперт. В 1992 году он возглавил иранский Центр стратегических исследований – аналитический и консультативный орган при полновластном духовном лидере. Дважды избирался депутатом меджлиса, был даже его вице-спикером. С 1989-го по 2005 год был секретарем Совета национальной безопасности Ирана. Есть у него и дипломатический опыт: при президенте Хатами именно он представлял Иран на переговорах по ядерной программе.

Хасан Роухани – выходец из семьи, которая была противницей шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. С 12 лет он изучал ислам сначала в Семнанской семинарии, потом в священном городе Кум. Параллельно с религиозным, он получал и светское образование. В Тегеранском университете он стал бакалавром юридических наук, а в Каледонском университете в шотландском городе Глазго в 1999 году получил степень доктора философии по юриспруденции. По некоторым данным, он хорошо владеет арабским языком, а также английским, немецким, французским и даже русским.

С основателем иранского исламского режима аятоллой Хомейни у него давние связи. Еще в 1965 году он разъезжал по стране с выступлениями против политики шаха. Его арестовывали, ему запрещали публичные выступления. В 1977 году Роухани пришлось эмигрировать, и он присоединился к находившемуся тогда в Париже аятолле Хомейни.

После победы исламской революции ему была поручена реорганизация иранской армии. Неоднократно он избирался в меджлис, возглавлял парламентский комитет по оборонной политике, комитет по иностранным делам.

Тот факт, что новым президентом Ирана стал Роухани, говорит о том, что страна выступает за серьезные перемены и в политике, и в экономике, а прежде всего желает покончить с «самодурством, авантюризмом и беспорядком», как многие характеризуют правление его предшественника.

На официальном сайте посольства Ирана в Москве утверждается, что принципы нового правительства Ирана – «умеренность и постепенное развитие». Роухани, выступая после избрания, заявил, что намерен сдержать все свои предвыборные обещания. Среди них – обещание «расширить права и свободы иранцев». «Люди на выборах сказали: нам нужны изменения и постепенное развитие. Лучший язык – это язык голосования», – подчеркнул он.

Однако не стоит ожидать, что проблема, возникшая вокруг иранской ядерной программы, найдет скорое разрешение. Новый президент намерен сглаживать острые углы, но сам не подвергает сомнению право Ирана на ядерную программу, хотя и обещает сделать ее более прозрачной для зарубежных наблюдателей.

Во внешней политике, по словам Роухани, будет проводиться умеренный курс. «Умеренность в иностранных делах – это значит ни сдаваться, ни конфликтовать, ни пассивность, ни конфронтация. Умеренность – это эффективное и конструктивное общение с миром», – говорит новый президент Ирана.

Первая попытка провести российско-иранскую встречу в верхах успехом не увенчалась. Как объявил посол исламской республики в России Махмуд Реза Саджади, встреча Хасана Роухани и Владимира Путина во время августовского каспийского турне российского президента не состоится. Как сообщил «КоммерсантЪ», ссылаясь на анонимный источник в Кремле, предполагалось, что Путин и Роухани встретятся в морском порту Бендер-Энзели, но иранская сторона настаивала на Тегеране. Место встречи по дипломатическим каналам изменить не удалось, поэтому новоизбранный иранский президент и глава российского государства впервые увидят друг друга в сентябре в Бишкеке на саммите ШОС.

На церемонии инаугурации 4 августа Россия будет представлена председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным, в то время как приглашения на торжества получили 13 глав государств, в том числе президенты Афганистана, Армении, Гвинеи-Бисау, Ливана, Казахстана, Пакистана, Таджикистана, Того, Туркменистана, а также премьер-министры Свазиленда и Сирии.

Игорь Пономарев, ТПП-Информ
Источник: ТПП-Информ

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.