Иранская АЭС в Бушере вышла на полную эксплуатационную мощность

02 июля 2013
A A A


О выходе на эксплуатационную мощность сообщил глава Организации по ядерной энергии Ирана Ферейдун Аббаси-Давани. В течение полутора лет с момента запуска реактора в конце 2011 года российские и иранские ядерщики выводили энергоблок на расчетный режим работы

Мощность реактора составляет 1 тысячу МВт. Это первый энергетический атомный реактор, вступивший в работу на Ближнем Востоке.

Судьба у первого блока Бушерской АЭС сложная. Ее строительство начали немецкие специалисты еще в 1974 году. Однако после исламской революции 1979 года работы были заморожены. Они возобновились лишь в 1995 году. Сооружение АЭС продолжил российский концерн "Атомстройэкспорт". Российская сторона предложила строить станцию с "нуля" рядом с немецким долгостроем. Но Тегеран настоял на использовании уже построенных за 20 лет до этого зданий и некоторого германского оборудования, с тех пор хранящегося на складах. Это потребовало от российских специалистов колоссальных усилий и времени, чтобы подогнать немецкий проект, здания и оборудование под российские стандарты. Именно поэтому АЭС в Бушере возводилась не 4-5 лет, а почти 20.

Несмотря на все трудности, на днях первая иранская АЭС заработала на полную мощность.

Но атомных планов у Тегерана – "громадье". Как утверждают представители иранских властей, уже выбраны места для строительства 16 АЭС в течение ближайших 15 лет в районе Каспийского моря, Персидского залива, Оманского моря, в провинции Хузестан и северо-западной части страны. Давани пояснил, что "развитие атомной энергетики страны будет идти двумя путями: путем заключения договоров и соглашений о строительстве новых атомных энергоблоков с ведущими производителями этого оборудования в мире и путем создания предприятий по производству оборудования для АЭС местными производителями".

Но, как полагают специалисты, в отношении возможности самостоятельно строить АЭС уже в ближайшие годы есть определенные сомнения. Директор российского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев пояснил:

"В ближайшие годы иранские специалисты не смогут самостоятельно строить энергетические реакторы. Для этого им нужна будет внешняя помощь. Исходя из этого, скорее всего, предоставление контрактов по строительству энергоблоков на территории Ирана будет сопровождаться обязательными условиями о передаче Тегерану определенных технологий, которые, конечно, не будут носить критического характера по отношению к распространению ядерного оружия.

С этой точки зрения, я считаю, что Россия имеет реальные шансы на строительство энергоблока на свободной площадке рядом с Бушерской АЭС, но только в том случае, если она пойдет на предоставление Ирану технологий, в которых заинтересована иранская сторона".

Конечно, мирная ядерная энергетика – это законное и охраняемое МАГАТЭ право любой страны. Создание в будущем новых АЭС и их эксплуатация под строгим контролем МАГАТЭ не вызывает претензий к Тегерану. Но, кроме развития энергетики, ядерная программа ИРИ предусматривает еще несколько направлений, в том числе и формирование Ираном собственного полного ядерного цикла (от добычи урановой руды, извлечения урана и его обогащения до складирования отработанных ядерных материалов). И здесь возникают вопросы.

Главный из них: зачем иранцам чрезвычайно дорогостоящая промышленная инфраструктура по обогащению урана и производству ядерного топлива, если у них только одна Бушерская АЭС, снабжаемая топливом из России? Если будет осуществлен иранский ядерный энергетический проект (что в ближайшем будущем сомнительно), то страны, построившие АЭС в Иране, будут снабжать их топливом исключительно собственного производства. Иранцы говорят, для ядерной независимости им нужен собственный обогащенный уран.

Однако разведанных запасов урановой руды в ИРИ, если всю ее переработать в топливные элементы для АЭС, хватит всего на 7-10 лет работы двух реакторов типа того, что установлен на Бушерской АЭС. А затем что? Опять потеря независимости? Или всё же обогащение урана Тегерану нужно не для АЭС, а для менее мирных целей?

Выход из сложной ситуации может быть только один – решение иранской ядерной проблемы путем выполнения Тегераном требований Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ с одновременной отменой антииранских санкций, запрещающих в частности импорт ядерных материалов и технологий. Тогда перед Ираном откроются самые широкие перспективы развития атомной энергетики при содействии МАГТЭ и, в первую очередь, России, имеющий огромный позитивный опыт ядерного сотрудничества с Ираном.

Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.