Пожелания США И отклики Индии: «стратегический диалог» против Ирана в действии

19 марта 2013
A A A


Иран продолжает сталкиваться с трудностями вокруг поставок своей нефти на внешние рынки. Запад нашёл «болевую точку» Тегерана и теперь шаг за шагом склоняет его крупнейших нефтяных партнёров к пересмотру действующих контрактов. Особое внимание на нынешнем этапе уделяется Индии, занимающей вторую строчку в списке главных импортёров иранской нефти. Открыто давить на Индию ни США, ни, тем более, иные субъекты из евроатлантического лагеря не могут. В ход идёт тонкая игра по демонстрации Нью-Дели плюсов от сотрудничества с Западом и прежде всего с США.

Возможный отказ Индии от услуг нефтяного экспорта Ирана связывается с фактом отсутствия страхового покрытия как при транспортировке (танкерные перевозки), так и при переработке иранского сырья на индийских нефтеперерабатывающих заводах. Представители бизнес-сообщества Индии отмечают, что если не будет страхового покрытия, то всем НПЗ в стране придётся остановить поставки из Ирана.

На кону внушительные объёмы сотрудничества двух стран. Иранские поставки нефти в Индию оцениваются в $1 млрд. ежемесячного оборота. Двусторонние контракты до последнего времени обеспечивали 12% потребностей Индии в нефти и около 25% всего экспорта иранского углеводорода.

Запад готов оказать Индии поддержку в вопросе замещения иранской нефти на эквивалент из других стран ОПЕК. Недавно агентство «Bloomberg» указало на ведущиеся между Нью-Дели и столицами арабских монарий Персидского залива переговоры об увеличении поставок нефти с 1 апреля текущего года. Если верить данным агентства, Саудовская Аравия, Кувейт и Ирак выразили предварительное согласие направить в Индию дополнительные объёмы нефти.

Нефтяные аналитики уже подсчитали стоимостное выражение потерь для бюджета Ирана в случае отказа Индии от его «чёрного золота» – порядка $11,5 млрд. в год.

Интерес Ирана к индийскому рынку поставок стратегического углеводорода все прошедшие годы носил принципиальный характер. За последние два года перед двумя странами возникали трудности, чаще всего финансового свойства, вокруг поставок и оплаты нефти. К примеру, летом 2011 года наиболее остро стоящая перед Нью-Дели и Тегераном проблема выражалась в сложностях осуществления платёжных транзакций. Был период, когда оговоренные контрактами поставки нефти в Индию были осуществлены иранской стороной, но последняя не могла получить деньги за поставленный товар в виду наложенных на Иран санкциями ограничений по банковским операциям. Но, трезво оценив ситуацию, Тегеран держался всеми силами за индийский рынок, дабы не упустить из-за временных, как тогда казалось, сложностей крупного торгового партнёра.

Однако, проблемы вокруг продолжения нефтяных связей Ирана с Индией на предыдущем уровне не были обусловлены лишь тактическими соображениями. Есть более важные причины растущей склонности Нью-Дели откликнуться на пожелания Запада, чем в целом легко решаемые вопросы по страховому покрытию рисков.

Возможный отказ Индии от нефтяных услуг Ирана с последующей переориентацией на ресурсы арабских членов ОПЕК – это только одно конкретное проявление политики США по выстраиванию с Индией тесных стратегических отношений. На прошедшем в Вашингтоне в июне прошлого года третьем раунде «Стратегического диалога США – Индия» американские представители обратили внимание своих индийских партнёров на то, что «число встреч в конечном счете не так важно, как качество достигаемых результатов» и «эффективность нашего партнёрства зависит от нашей способности конвертировать общие интересы в совместные действия» (из выступления на форуме тогдашнего госсекретаря США Хиллари Клинтон).

Индийские партнёры не заставили США долго ожидать конкретных результатов от наречённого стратегическим двустороннего сотрудничества. Дело в том, что в тесных связях с Вашингтоном не в меньшей степени нуждаются политическая и деловая элиты южноазиатской державы. Индия проявляет особый интерес к обладанию Соединёнными Штатами новейшими технологиями в тех сферах, которые она сделала приоритетными для собственного экономического развития. Связка США-Индия, образно говоря, через «Силиконовую долину» (сотрудничество в IT-сфере) приносит свои плоды в виде поступательного извлечения индийцами экономических выгод от сотрудничества с американцами. Индия крепко завязана на сотрудничестве с США в сфере высоких технологий. Это выражается и в значительном присутствии индийского капитала и интеллектуальных ресурсов в «Силиконовой долине» США и в востребованном перенятии индийцами опыта создания так называемых HITEC-городов на своей территории. В условиях Индии перенятие подобного опыта у американцев даёт незаменимые возможности для интеграции значительного (даже по индийским меркам) 160-миллионного мусульманского населения страны в индийский социум и повышения его социального уровня. Создание в городе Хайдерабад, административном центре индийского штата Андхра-Прадеш, в котором мусульманское население составляет около 10%, растянувшегося на 610 кв. км индийского чуда нового века в виде HITEC-города (HITEC City - Hyderabad Information Technology Engineering Consultancy City) позволило федеральному правительству в Нью-Дели решить многие социальные и этноконфессиональные проблемы.

Экономическая связка через высокие технологии ведёт к пониманию индийцами и выгод от внешне- и военнополитического взаимодействия с США. Зажатость Индии между миром ислама на Западе и китайским миром на Востоке, а также объективные трудности страны у себя внутри (прежде всего этноконфессиональная мозаичность населения и остающиеся значительные перекосы в социальном плане – линия разлома «очень богатые и очень бедные») подталкивают её к поиску глобальных партнёров, имеющих потенциал к нейтрализации угроз и вызовов индийской государственности. В Нью-Дели растут настроения по поводу того, что только политическое взаимодействие с США может защитить страну от двух естественных оппонентов на Западе и Востоке. А углубление экономического сотрудничества с США может выправить социальные диспропорции страны, поднять общий уровень благосостояния индийцев до отметки южноазиатского «среднего класса». Индийцы мыслят в русле введённого им понятия «стратегическая автономность». Индия настолько окрепла в глобальном масштабе, что может позволить себе автономность в отдельных, принципиальных для неё внешнеполитических вопросах. Но, учитывая серьёзные вызовы с западного (сложные отношения с Пакистаном) и восточного (Китай) направлений, Индии ещё несколько десятилетий «не грозит» перспектива стать самодостаточной державой, не нуждающейся во внешней опоре на США.

Отсюда, в отношениях Индии и США в предстоящие годы следует ожидать задействование условной схемы «выдвижение пожеланий – их удовлетворение или отклонение». Ныне это нашло своё проявление вокруг темы ограничения нефтяного экспорта Ирана в Индию. Вашингтон выдвинул пожелание, Нью-Дели отреагировал в том ключе, что оно вполне реализуемо.

Михаил Агаджанян
Источник: Политком.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.