Социальная политика Ирана в условиях санкций

15 ноября 2012
A A A


Шахская модель развития, которая обеспечила Ирану одни из самых высоких темпов экономического роста в мире, потерпела крах, главным образом, из-за того, что не был найден нужный баланс в отношениях между богатевшим государством и обществом. В целом уровень ВВП на душу населения показывал рост, однако быстро росло и расслоение общества. Накануне революции коэффициент Джини, показывающий уровень равномерности или справедливости распределения доходов, составлял 0,51. ( чем выше к единице, тем значительнее неравенство доходов). Это, конечно, не столь критично, как было в других соседних с Ираном странах. Но понятие неравенства, как и бедности, помимо объективного измерения, всегда имеет и субъективное измерение. Понятие субъективного неравенства включает разные аспекты - от экономических до культурных. Это и разница в бытовых условиях, особенно, в быте европеизированной прослойки населения и традиционных слоев, не получивших практически ничего от нефтяных денег, разница в доступе к здравоохранению, образованию, к возможности использования родного языка. Вызывало недовольство распространение проституции, алкоголя, засилье иностранного влияния в культуре. И вот по такой субъективной оценке неравенство где-то к середине 70-х годов стало весьма сильным. Нельзя сказать, что в области социальной политики шахским режимом ничего не делалось. Ведь и сама «белая революция», по замыслу шаха, предполагала, что все общество должно принимать участие в происходящем. Возможно, что это была попытка не только использовать современный европейский опыт, но и дать этим реформам исламское обоснование. Ведь принцип соучастия (шаракят) - это принцип, лежащий в основе всей исламской правовой системы. В период шахских реформ был принят вполне прогрессивный закон о труде, закон об участии рабочих в прибылях, о распределении части акций крупных государственных и частных предприятий среди их работников. Многое было сделано для ликвидации неграмотности, для приобщения женщин к участию в экономической и политической жизни. Когда в конце 70-х годов экономика в результате вброса в нее нефтяных денег была разбалансирована и возник дефицит товаров на внутреннем рынке, государство стало фиксировать цены на основные товары – тоже в интересах населения. И хотя все реформы проводились официально под лозунгом соучастия в них и в национальной экономике населения страны, этого соучастия не произошло, факт остается фактом: режим пал не в результате заговора или внешнего вмешательства, а в результате массовых выступлений против режима, в том числе - против его социальной политики. Новый режим сделал своей основной целью поддержку обездоленных (мостазе-фин). Исламское руководство встало перед задачей: какова должна быть конкретная социальная политика, как она должна быть соотнесена с исламскими принципами справедливости? Практически по всех планах развития целью социальной политики признавалось и признается снижение уровня экономического неравенства путем справедливого распределения доходов. При этом само понятие справедливого распределения на разных этапах было разным. Так в первое десятилетие исламским принципом справедливости объяснялась национализация крупной собственности в пользу всей уммы, в настоящее время религиозный лидер страны объясняет необходимость приватизации также принципом справедливости, которое заключается в доступе к государственной собственности широких масс населения. Социальная политика имеет много аспектов, рассмотрим некоторые из тех ее направлений, которые наиболее тесно связаны с исламским характером власти. Прежде всего необходимо остановиться на общих показателях, характеризующих уровень жизни иранского населения и степень его расслоения. В 2010 г. ВНД на душу населения составил по обменному курсу $4520 (116 место в мире), по ППС (паритетам покупательной способности)- $11500 (95 место). Это - выше среднего по миру уровня. Коэффициент Джини в 2005 г. оценивался в 0,383, таков же уровень и в 2008 г. (0,40). Таким образом, уровня коэффициента выше 0,45, который уже грозит социальными потрясениями, в Иране нет, но все-таки видна тенденция к некоторому его повышению. По расчетам Всемирного банка в 2010 г. на самую низшую децилю населения пришлось менее 3% всех доходов, на три низших - 12% доходов населения, наибольшая его часть - 72% пришлась на четыре высших децили. Государственной политикой предусматривается оказание социальной поддержки именно трем низшим децилям населения. Что делается сегодня руководством Исламской республики для ликвидации бедности и неравенства? 1.Постоянно повышается уровень минимальной заработной платы, от которой ведутся начисления по социальным выплатам. Она определяется ежегодно. С 2000/1 по 2010/11г. она выросла более чем в 4,5 раза - с $57 до $303 в месяц. В ноябре 2012 г. приняты поправки в налоговое законодательство, согласно которым от выплаты подоходного налога освобождаются физические лица, занятые в частном и государственном, годовой доход которых не превышает 84 млн. риалов, или $6850 ( $550 - $580 в месяц). 2.Происходит качественное изменение жизни даже в самых низших квинтилях, особенно среди городского населения, имеющего одинаковый с высшим доступ ко всем базовым коммунальным услугам. Сейчас и нижний квинтиль более чем наполовину обеспечен всеми бытовыми электроприборами. Сельское население к 2010 г. почти на 100% обеспечено качественной питьевой водой, электроэнергией, газом. Число пользователей интернетом в 2010 г. по стране составило 13 на каждые 100 человек. Компьютерами оснащены даже все сельские школы. 3. Реализуется программа по участию населения в различных экономических проектах. Каким образом это происходит? а) Как и в других странах, которые начинали программы приватизации – через продажу акций по сниженным ценам для своих работников. Но этот вид привлечения широких масс населения в экономику не получил сколько-нибудь значительного эффекта, т.к. на первоначальном этапе приватизации акции нередко скупались руководством компаний. б) Через выпуск специальных акций, или так называемых бумаг участия - оураге мошарекят, первый выпуск которых был проведен еще в 1994 г. Тегеранским муниципалитетом для модернизации фабрик и реконструкции шоссе Навваб. В исламской финансовой правовой системе такого рода ценные бумаги относятся к категории сукук, исламскому эквиваленту облигаций. Все поступления от сукук связаны с активами или доходами от созданных активов, являются просто полученной прибылью в виде процентов. Действие этих первых акций, или облигаций, было рассчитано на 4 года, годовая прибыль гарантировалась на уровне 20%, реальный размер дивидендов составил 20,5%. Впоследствии акции стали выпускаться различными государственными компаниями и банками, оплата по ним гарантировалась Центральным банком за счет бюджетных средств, средств других банков, за счет местных бюджетов. Средства от реализации этих акций через Тегеранскую биржу или банки идут на строго определенные проекты, включая например, в нефтехимию в 2011 г., когда часть заводов вынуждена была перейти из-за санкций на экспорт в Иран бензина, на его выпуск на нефтехимических объектах. Наиболее известным является выпуск акций участия по программе Мехр, принесшая популярность Ахмадинежаду. Программа предусматривает строительство жилья для малоимущих, особенно в провинциях. Построенные дома и квартиры предоставляются в аренду сроком на 99 лет. Хотя меджлис сократил бюджетную поддержку этой программе, более половины выпуска акций участия в 2010/11 г. по программе Мехр обеспечил Ипотечный банк – более чем на $6 миллионов. в) Путем выпуска акций справедливости. Если акции, или бумаги участия, предполагали участие населения в финансировании различных проектов и получении прибыли по результатам их выполнения, то целью выпуска акций справедливости являлось участие населения в приватизации. Они стали выпускаться после принятия руководством страны во второй половине 2000-х гг. программы приватизации большей части государственной собственности. Были определены категории различных групп населения, получающих акции, и очередность распределения акций. Первая и самая многочисленная группа (более 7 млн.человек) получала акции на безвозмездной основе. К ней были отнесены семьи, потерявшие родных на войне с Ираком, имеющие доход ниже прожиточного уровня, инвалиды войны и семьи, не имеющие кормильца. Акции выпускал Фонд справедливости, в который передавалось 20-30% акционерного капитала приватизируемых предприятий. Предполагалось охватить этой программой до 24-25 млн. человек. Конечно, эффект от этих акций может быть значительно снижен в условиях санкций, но внимания заслуживает уже сама попытка придать процессу приватизации более справедливый характер. 4. Социальная политика, как и во всех странах, направлена в ИРИ на улучшение условий труда. Трудовое законодательство приведено в соответствие с требованиями МОТ. Но в нем больше внимания уделено доплатам на детей, за выслугу лет, на организацию ухода за маленькими детьми работников. Увольнение работников крайне затруднено. Нерешенным остается болезненная для Ирана проблема безработицы, несмотря на принимаемые меры. В 2010 году уровень безработицы составил 11,8%. Он особенно велик среди молодежи от 15 до 24 лет : среди мужчин - 20%, среди женщин - 34%. По не-официальным оценкам безработица достигает 40%. Но нужно отметить, что до 2009 г. уровень безработицы стабильно снижался, однако с 2009 г., помимо кризиса, на экономическую ситуацию огромное влияние стали оказывать санкции. Многие предприятия, уменьшившие импорт комплектующих изделий, были вынуждены сокращать производство. Приостановлена реализация многих проектов. Практика в ИРИ в отношении безработных в целом аналогична другим странам. 5. Широко распространена практика субсидирования - и производителей, и потребителей. Субсидирование потребительских товаров, т.е. продажа их по ценам, ниже рыночных, что использовалось еще при шахе. После революции, особенно во время войны с Ираком, субсидирование было не только восстановлено, но и распространилось на очень большой круг товаров. После начала в 90-е годы рыночных реформ система фактически тотального государственного ценообразования была разрушена, тем не менее, поддержание цен на такие базовые товары и услуги, как хлеб, топливо, лекарства, коммунальные услуги и общественный транспорт продолжало дотироваться из бюджета. В настоящее время проводится, пожалуй, крупнейшая из экономических реформ в последние два десятилетия - сокращается субсидирование на эти базовые товары. Однако беспрецедентными являются и социальные выплаты малообеспеченному населению взамен потерь от повышения цен, так называемая адресная поддержка. Эти социальные выплаты постепенно сокращаются, но сама это программа проводится как реализация принципов исламской справедливости. 6. Население Ирана охвачено системой социального страхования. Действует очень сложная система пенсионного обеспечения, обеспечивающая пенсионерам довольно приличный уровень жизни. Социальная помощь оказывается и через исламские фонды, такие как через Комитет имама Хомейни, Фонд шахидов, Фонд 15 мордада, Фонд обездоленных. По разным оценкам, число только официально действующих в стране религиозных и общественных благотворительных фондов составляет около трех тысяч. Несколько десятков тысяч вакфов и других религиозных организаций занимаются благотворительной деятельностью. Для иранских условий такого рода помощь является типичным явлением. По данным МВФ различного рода субсидий иранская семья получает больше своего дохода от работы и от своей собственности. Значительное место в социальной политике уделено образованию. Режим возвел необходимость получения образования в религиозную обязанность (фетва Хомейни). В отношении взрослого населения была расширена начатая при шахе программа по борьбе с неграмотностью. Курсы по ликвидации неграмотности получили право на выдачу дипломов о среднем образовании, дававших возможность поступать в вузы. Расширена сеть вузов. С 1976 по 2010 годы доля грамотного населения (с 15 лет и выше) увеличилась с 48 до 85%. В 2010 г. доля расходов на образование составила 4,7% ВВП, и почти 20% всех бюджетных расходов. При этом нужно учитывать, что в результате демографических изменений, которые приближают Иран к европейским трендам, уменьшается постепенно доля населения школьных возрастов, а расходы на образование увеличиваются. Большое внимание уделяется вопросам здравоохранения. Продолжительность жизни увеличилась с 58 в 1979 г. до 70 лет для мужчин и до 75 лет для женщин к 2010 г. Расходы на здравоохранение выросли с 2000 г. по 2010г. с 4,6% ВВП до 5,6 %. Доля государства в общих расходах на здравоохранения продолжает оставаться высокой - 40,1%. Всего на душу населения на цели здравоохранения было потрачено в 2010 г. по ППС $836, по обменному курсу - $317. В определенной мере успешность социальной политики характеризует такой показатель как Индекс развития человеческого потенциала. Этот индекс за период 2000-2010 гг. в Иране имеет постоянную тенденцию к повышению, что свидетельствует о положительной динамике социального развития. Индекс развития человеческого потенциала Ирана растет быстрее, чем общемировой и региональный. Иран в 2010 г. занял 70 место в мировом рейтинге стран по этому показателю (Турция - 83). Таким образом, с одной стороны социальная политика Ирана согласуются с общемировыми тенденциями, с другой - имеет религиозную окраску. Однако очевидно одно - то, что социальная политика является приоритетной для Исламской Республики. Более того, в условиях жесточайшего санкционного давления на Иран и ухудшающейся в связи с этим экономической ситуацией, когда высока вероятность сокращения бюджетных поступлений, ее значимость в политике исламского руководства еще более возрастет. Дальнейшее усиление внимания властных структур к проблемам социальной политики позволит не допустить повышения напряженности в обществе и сохранить доверие населения к исламской форме правления. Статья подготовлена к печати по докладу автора на конференции «Государство, общество, безопасность на Ближнем и Среднем Востоке (Афганистан, Пакистан, Иран, Турция, этнический Курдистан, соседние с ними мусульманские регионы)», ИВ РАН. 12 ноября 2012.
Нина Мамедова, Институт Востоковедения РАН, <i>Специально для Иран.ру</i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.