В коридорах геополитики

31 июля 2012
A A A


Остерегаясь региональной изоляции, Армения начинает развивать энергетические и транспортные проекты с соседями На фоне активизации разных горизонтальных транспортных и энергетических проектов между Азербайджаном и Турцией, в которых участвует и Грузия, чувствуется активность и Армении в таких проектах – «Север-Юг». Развитие транспортного и энергетического коридора «Север-Юг» вписывается и в российские и иранские геополитические концепции. Но надо заметить, что полноценное осуществление транспортного коридора «Север-Юг», невозможно без участия Грузии, которая является естественным связывающим звеном между Россией с одной стороны, и Арменией и Ираном с другой. Неурегулированность российско-грузинского территориального конфликта не дает возможности полноценной реализации данного проекта. Альтернативный фронт На фоне неурегулированного территориального диспута с Азербайджаном, Армения осталось за пределами таких важных энергетических проектов, как проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и проект газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Недавно в Стамбуле оформленный трансанатолийский энергетический проект – TANAP, также исключил участие в нем Армении, которая воспринимается Азербайджаном и его могущественным союзником Турцией, как страна-агрессор и оккупант азербайджанских территорий. Транспортный железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс, в которой подразумевается создание общего железнодорожного сообщения между Азербайджаном, Грузией и Турцией, также исключает участие в нем Армении. Армения неоднократно протестовала против реализации этого железнодорожного проекта, хотя мнение Армении было проигнорировано сторонами. Армяно-иранская активность и турецкое предложение Развитие армяно-иранских отношений в контексте транспортного коридора Север-Юг, подразумевают как проекты строительства развития автомобильной дорожной инфраструктуры, так и железнодорожной. 14 января 2010 года правительство Армении одобрила инвестиционную программу строительства транспортного коридора “Север-Юг”. Обсуждение вопроса строительства железной дороги соединяющей Иран и Армению, идет уже несколько лет. Армяне, таким образом надеяться получить доступ к портам акватории Индийского океана и к рынкам востока. Еще в апреле 2012 года, в результате визита армянского МИД Эдварда Налбандяна в Иран, были обговорены такие вопросы как прокладка третьей линии электропередач Армении-Ирана, строительства на реке Аракс ГЭС, строительства трубопроводов по перекачке нефти проводов, и что надо отметить – обсуждался вопрос строительства железной дороги Иран-Армения. Помимо железнодорожного проекта, развитие автомобильной дороги с Ираном, дает альтернативную возможность выхода Армении в Россию и в Среднюю Азию через Каспий и Персидский залив. Автомобильная дорога Армения-Иран, менее используемая армянами, чем сообщение с Россией через Грузию. Иранский автомобильный маршрут помимо того что менее рентабельный чем «грузинский» и его можно считать «резервным» в случае осложнения ситуации для Армении на жизненно важном «грузинском маршруте». Строительство железнодорожной линии Иран-Армения же существенно повысит доходы от грузооборота. Предполагается строительство железной дороги протяжности на 540 километров, из которых около 480 км придется на армянской территории и 60 км на иранской. По информации армянского сайта yerkramas.org, проект обходиться по предварительным подсчетам свыше 2 млрд. долларов инвестиций. По словам азербайджанского востоковеда Акрама Рагимли (Биже), в ирано-армянских экономических отношениях объединению железных дорог придается сверхважное значение. Рагимли рассказывает, что согласно договоренности между Тегераном и Ереваном, железная дорога, начиная с Мегри, пойдет по территории исламской республики и таким образом соединит Армению с Персидским заливом. По словам эксперта, иранская сторона взяла на себя расходы строительства железной дороги. «Кредит, выделенный Армении для этой цели, является долгосрочным, часть которого будет выплачиваться бартером. Выход на Персидский залив выведет Армению на международные рынки и освободит армян от блокадного беспокойства.» – утверждает Акрам Рагимли. В свою очередь в июне 2012 года заместитель министра дорог и транспорта Ирана Реза Пилпайех отметил, что иранские строители могут соорудить железную дорогу из Джульфы до пограничного Нурдуза и от границы до города Сисиан в Армении. Реализация данного проекта, по словам Пилпайеха обойдется более 2.5 млрд. долларов США. Недавно Музафер Эрмиш, начальчик черноморского турецкого порта Трабзон выступил с инициативой предоставить порт Трабзон для обслуживания грузоперевозки в Армению и из Армении. По словам, Эрмиш, реализация этой инициативы выгодно обеим странам, и Турции и Армении, по его словам это будет возможно в случае согласия турецкого правительства. «Армения сейчас осуществляет импорт и экспорт на 7,5 млрд. долларов через грузинский порт Поти. К Поти есть железная дорога, но действует она с большими перерывами. Из Еревана в Трабзон можно добраться в любое время дня. От Трабзона до Алиджана на границе – 40 км, а оттуда до Еревана – всего 30 км. Наш порт готов осуществлять перевозки такого объема»,- считает Музафер Эрмиш. В случае принятия Арменией турецких инициатив, произойдет значительное переформатирование геополитических конфигураций в кавказском регионе. Российский оптимизм и грузинский скептицизм Российские власти весьма оптимистично смотрят на реализацию разных проектов между Арменией и Ираном. “Железнодорожное сообщение между Арменией и Ираном вписывается в коридор “Север – Юг”, и выход в Иран через Армению является для России важной составляющей этого коридора”, – считает министра транспорта России Игорь Левитан в интервью ИА Регнум. По словам Левитана, Россия не исключает возможность своего участия в проекте строительства железной дороги между Иранской республикой Иран и Республикой Армения. Хотя, по словам российского министра, вопрос иранско-армянского железнодорожного сообщения необходимо рассматривать одновременно и с восстановлением абхазского участка. “Иранское направление важно и интересно для России. На Каспии уже не хватает провозных мощностей для осуществления перевозок не только в Иран, но и в страны Персидского залива”, – считает российский министр транспорта. В связи с тем, что для полноценной реализации транспортного коридора «Север-Юг», нужно и участие Грузии, как ключевой страны, связывающей Россию с Арменией и Ираном, российский министр выразил надежду, что заявления лидера Грузии Михаила Саакашвили о готовности налаживать хорошие отношения с Россией, будут способствовать и восстановлению железнодорожного движения и на абхазском участке. В свое очередь, грузинская сторона более скептически относится к возможности реализации Российско-армяно-иранских транспортных проектов через грузинскую территорию. «А вот что России нужно от этой железной дороги? Что, связи с Грузией? Сильно сомневаюсь. По-моему, первая цель это снабжение военной базы в Гюмри. А что касается нашей безопасности, особенно угроз, которые нашей безопасности исходят с севера, то мы здесь проявляем максимальную осторожность”, – заявляет министр иностранных дел Грузии Григорий Вашадзе. Говоря о проекте строительства армяно-иранской железной дороги, грузинские министр отметил, что именно грузинская железная дорога является отсутствующим звеном выхода России к теплым морям. «Но перед тем как сделать какой-то шаг, его надо хорошо взвесить и понять, что, же получает Грузия от этого. Мы пока чего-то ничего не получаем”- считает Григорий Вашадзе. Мнение армянского эксперта Армянский эксперт Варткез Арцруни, очень детально анализирует проект коридора «Север-Юг». Арцруни говорит о растущей потребности в межконтинентальных транспортных перевозках стран Евразии. Обсуждая, вопрос коммуникационной связи Армении и России, эксперт замечает, что относительная изолированность Армении усугубилась после российско-грузинского августовского военного конфликта в 2008 году. По словам армянского эксперта, кроме кризиса между Москвой и Тбилиси, возможно охлаждение отношений между Москвой и Баку, что изолированность Армении еще больше усугубиться. «В этой связи российско-иранские и российско-армянские контакты с перспективой формирования устойчивой геополитической и экономической оси Москва – Ереван – Тегеран имеют особое значение» – утверждает Варткез Арцруни. Эксперт говорит о возможности возрождения геополитического аспекта проекта «Север-Юг», который является существенной альтернативой, по словам эксперта антироссийского и антииранского проекта – «Восток-Запад». Варткез Арцуни касается также и вопроса финансирования проекта «Север-Юг», по его словам к инвестированию российско-арямяно-иранских проектов надо подключить Китай, который заинтересован в сдерживании западного и турецкого влияния на Юге Кавказа. Вместо заключения Транспортный и энергетический коридор «Север-Юг», как и «Восток-Запад», являются ключевыми компонентами в региональной политике в отношении южно-кавказского региона. В данном случае, активность армянского государства в реализации проектов «Север-Юг» руководствуется геополитической необходимостью, ключевые акторы энергетических проектов в регионе – Азербайджан и Турция всячески стараются отодвинуть Армению от региональных инициатив.
Шамбат Давидов, журналист

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.