Дипломатические взлёты и падения: ирано-российские отношения на современном этапе ("Etemaad", Иран)

06 июля 2012
A A A


Российско-иранские отношения уходят корнями в историю обеих стран и на протяжении многих лет переживали разные взлёты и падения. Изучение этих связей, а также треугольника Россия – Иран – США, играет большую роль, особенно если учесть, что в ходе последних лет произошли значительные перемены на региональном и международном уровне, улучшились взаимоотношения Москвы с Вашингтоном и сменилась политическая элита в России. С 1990 года российско-иранские отношения стали частично улучшаться, если не считать того эпизода, связанного с отказом российской стороны поставлять в Иран ракетный комплекс С-300. Для более глубокого анализа рассмотрим три существующие в Иране подхода касательно отношений с Россией. Первый подход абсолютно пессимистический. Его сторонники, ссылаясь на историю отношений двух стран, Туркманчайский и Голестанский договоры первой половины XIX века, в результате которых большая часть Кавказа вошла в состав Российской империи, и невыполнение Россией принятых на себя обязательств в отношении Бушерской атомной электростанции, ракетного комплекса С-300 и т.д., считают Москву ненадёжным партнёром. Те, кто разделяет эту позицию, полагают, что все проблемы Ирана вызваны его отношениями с Россией, которая использует его как пешку на своей шахматной доске дипломатии. Второй подход абсолютно оптимистический. Его апологеты, ссылаясь на дружественные отношения в прошлом, считают Россию стратегическим партнёром. С точки зрения сторонников этого мнения, в 1991 году с развалом Советского Союза растаял лёд во взаимоотношениях двух стран и они достигли уровня, не виданного за последние 400 лет. При таких условиях Россия стала защитницей Ирана в ООН и предоставила ему множество современных технологий, которыми отказался делиться Запад. Согласно их утверждению, обе страны в нынешних обстоятельствах учитывают интересы друг друга в регионе, и если в их двусторонних отношениях возникают проблемы, то они касаются лишь способов руководства и их можно решить при помощи урегулирования или унификации этих способов. Третий подход является компромиссным. Он базируется на том, что отношения России с Ираном больше имеют политический характер. Так, если смотреть на эти отношения более реалистично, мы поймём, что не следует судить категорично об отношениях двух стран. Они обе преследуют свои национальные интересы и политические круги Тегерана прекрасно осознают роль и значимость России. Поэтому в условиях общего равенства действия Ирана определяются более тесным сотрудничеством с Россией. Согласно мнению сторонников этого взгляда, даже если бы Россия не была сверхдержавой и членом Совета Безопасности ООН, она всё равно представляет собой крупную региональную державу, обладающие чрезвычайно значимым геополитическим и геоэкономическим потенциалом, поэтому сотрудничество с этой страной необходимо. Ввиду этого если исходить из потребности поддержания контактов с разными странами, Москва является одним из главных внешнеполитических партнёров Тегерана. Кроме того, сторонники этого взгляда подчёркивают, что из трёх уровней сотрудничества (международного, регионального и двустороннего), первый играет в отношениях Москвы и Тегерана ведущую роль. Однако региональный и двусторонний аспекты тоже не остаются без внимания. Другими словами, на двустороннем уровне большой важностью обладает то направление сотрудничества, которое касается международной безопасности. По этой причине утверждается, что российско-иранские отношения по большей части приобрели характер обсуждения вопросов безопасности. Однако сторонники третьего взгляда убеждены, что надо рушить сложившиеся рамки и расширять отношения двух стран. С этой точки зрения, в 2011-2012 годах взаимоотношения России и Ирана изменились на международном, регионально и двустороннем уровнях. Во-первых, большинство исследований в Иране базируются на теории продолжения холодной войны, в то время как политика Москвы основывается не на противостоянии с Западом, а учитывает новые условия. Внешняя политика России не идеологизирована, а, напротив, имеет прагматический характер. Этот факт подчёркивается в российской стратегии национальной безопасности и других внешнеполитических документах. К тому же Путин и Лавров неоднократно отмечали в своих выступлениях, что Москва действует из соображения своих национальных интересов. Во-вторых, взгляд Ирана на современную Россию должен быть более реалистичным. Россия XXI века – это не Советская Россия, которая могла или хотела навязывать другим странам свою волю в международных делах. В настоящее время на международной арене Россия играет балансирующую роль. Однако не следует считать эту страну партнёром или последователем Запада и противостоять ей. Сегодня Россия и Китай в международных вопросах совмещают политику сотрудничества и противостояния. В отношениях с Ираном Россия тоже придерживаются такому курсу. Всё же следует учесть, что противостояние Москвы ограничено в том смысле, что это противостояние имеет свои границы. В-третьих, во внешней политики России есть множество ориентиров, одним из которых является Иран. Однако надо учесть тот важный момент, что у России есть и ещё более важные ориентиры. Касательно отношений Москвы и Вашингтона следует отметить, что они действительно частично изменились. В российско-американских отношениях были разные периоды, и когда Обама пришел к власти они переживали острый кризис. Тогда американский президент в посланиях Медведеву подчёркивал свою готовность к «перегрузке». На наш взгляд, это «возобновление» отношений в некоторой степени произошло и следует более тщательным образом изучать общие и противоборствующие интересы двух стран. Проблема базирования американского ракетного щита в Восточной Европе осложнила эти отношения, а война на Кавказе вовсе привела их к критическому уровню. Однако надо ещё учитывать и то, что в отношениях двух стран господствует некая отрицательная взаимозависимость. Другими словами, хотя Россия и США нужны друг другу, эта связь в двусторонних отношениях ничем не обосновывается. Между тем Китай и США в своих отношениях обнаруживают некую положительную зависимость друг от друга, поскольку их экономики сильны связаны. Россия и США не имеют столь тесные экономические связи, хотя в некоторых особо чувствительных отраслях зависимость всё же очевидна и потеря партнёра может сказаться негативно. Наиважнейшим пунктом в отношении России к Ирану, как это указывается в российских аналитических обзорах является то, что недопущение военных мер к Ирану считается жизненно важной задачей России, хотя она и готова обсуждать другие, невоенные меры, такие как экономические санкции против Ирана. Конечно, Россия между тем продолжает вместе с Китаем настаивать на своей принципиальной политике несогласия с санкциями и противостояния однополярному мироустройству во главе с США. Однако данная тактика вызывает много критики в Иране, где идеи сотрудничества с Россией не получают твёрдых оснований. В течение последних трёх-четырёх месяцев на внешнеполитической арене появились признаки изменений, убеждающие аналитиков в том, что Москва намерена играть там более активную роль. Учитывая то, что вопросы региональной безопасности должны решаться странами региона, Россия, как видится, не свернёт с намеченного пути и ни в коем случае не будет в таких делах торговаться. Поэтому ожидается, что Россия каким-то способом увеличит доверие к себе со стороны региональных партнёров. Естественно, важно и то, что региональное сотрудничество России и Ирана проявляется и всё возрастает на фоне ближневосточных событий. Это сотрудничество при хрупкости российско-американских отношений обязательно должно привести к партнёрству России и Ирана и, конечно, вместе с Китаем, в итоге должно принять форму новой восточной коалиции. Перевод Тарасовой Светланы
Мехди Санаи
Источник: ИНОСМИ

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.