Новое средство борьбы Сената США с ядерной программой Ирана

29 июня 2012
A A A


Один из комитетов Сената США рассматривает проект, позволяющий "пустить с молотка" памятники иранской культуры и истории. Проект предложен сенатором Робертом Мендесом в рамках новых санкций США, а получаемые от продажи музейных экспонатов средства пойдут на борьбу с Ираном. Как известно, ядерная программа Ирана стартовала в 1967 г., когда США передали шаху Ирана Мохаммаду Резе Пехлеви атомный реактор мощностью 5 МВт. С тех пор ситуация сильно обострилась, а отношения между странами стали носить открыто военный характер. В ноябре прошлого года Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) опубликовало отчёт, в котором выразило «серьёзную обеспокоенность» по поводу информации, которая «указывает» на то, что Иран осуществлял шаги, «имеющие отношение к разработке ядерного взрывного устройства». США и Израиль усилили давление на Иран. Как неоднократно заявляли в Вашингтоне, военный сценарий в отношении Ирана остается на повестке дня. В свою очередь, Владимир Путин отказался ехать на саммит G8, тем самым ясно дав понять, что Россия не поддерживает давление, оказываемое на Сирию, Иран и КНДР. В связи с последними событиями один из комитетов Сената США принял на рассмотрение законопроект, позволяющий продажу на аукционе по самым высоким ценам краденых памятников иранской культуры и истории. Проект был предложен сенатором Робертом Мендесом в рамках новых санкций США, а получаемые от аукциона средства пойдут на борьбу с ИРИ. Для того чтобы представить количество памятников истории Ирана, находящихся сегодня на территории США, а также их значение для мировой художественной культуры, следует совершить краткий экскурс в историю вопроса. Открытие «ворот культурного наследия» Ирана перед чужеземцами состоялось в период правления шаха Резы Пехлеви и продолжалось до момента победы исламской революции 1978-1979 гг. В этот период разрешение на раскопки в различных точках Ирана имели две группы музеев. Первая группа - это официальные музеи, вторая - сотрудничавшие и одновременно соперничавшие университетские музеи. Заплатив символические суммы, они заключали договоры об аренде археологических участков на 5-10 лет. За этот период американские исследователи сделали колоссальные открытия. Так, основатель Восточного Института при Чикагском университете Джеймс Брэстед назвал сделанные в Персеполе раскопки «крупнейшими на протяжении всей истории». Согласно контракту того времени, найденные в ходе археологических изысканий предметы необходимо было разделить поровну между Ираном и США. Но из-за слабости шаха эта деятельность в итоге обернулась в ущерб иранской стороне, и большая часть древних памятников Персеполя была вывезена в США. Памятники культуры нередко вывозили и под предлогом проведения литературных и художественных исследований. Под таким предлогом в Иран отправляли опытных дипломатов, в числе которых был прибывший в 1926 г. в Тегеран Филипп Хофман. Хофман сразу же вручил иранским властям телеграмму, в которой правительство США упоминало о важной деятельности американских археологов в других странах мира и сообщало об их заинтересованности раскопками в Иране и, как следствие, желало узнать мнение иранского правительства о возможном повышении уровня сотрудничества в области археологии. Из-за некомпетентности руководства страны, американцам удалось занять важные должности в министерствах, в руководстве музеев и национальных библиотеках, исторические памятники из которых также начали вывозиться под разными предлогами. Согласно отчетам, американские археологи 30-х гг. сосредоточили внимание на раскопках в Персеполе, которые завершились в 1939 г. За это время учеными было обнаружено несколько сотен древних и ценнейших памятников культуры и истории, принадлежащих к периоду правления царя Ксеркса (486-465 гг. до н.э.). В 1941 г. после оккупации Ирана советской и британской армией и отставки шаха Резы Пехлеви древние памятники загрузили в восемь сундуков и отправили в США. За что основатель востоковедческого института Чикагского университета Джеймс Брэстед в 1940 г. выразил благодарность дипломатическому ведомству США. Кроме того, некоторые памятники, вывезенные в 1931 г. в Лондон для экспозиции на выставке иранского искусства, так и не были возвращены в Иран. Контрабанда антикварных памятников в то время осуществлялась под покровительством премьер-министра Ирана Мухаммад Али Форуги и его сына. Удивительно, но правительство даже приказало освободить вывозимые антикварные вещи от пошлины. Стоит отметить, что, согласно статье 27 Венской Конвенции, ни одна страна не имеет права игнорировать права других стран под предлогом защиты своих интересов и продавать чужие памятники истории. Таким образом, Вашингтон не имеет права продавать даже легально приобретенные экспонаты, в противном случае Интерпол обязан конфисковать и вернуть их в Иран. Поэтому, если выдвинутый для обсуждения в Сенат закон вступит в силу, США нарушат международное соглашение. Остается надеяться, что в данном случае международные организации, в частности, ЮНЕСКО, примут адекватные меры противодействия. Таким образом, становится ясно, что на сегодняшний день США обладают уникальными собраниями редчайших коллекций памятников современного Ирана. Тем не менее, несмотря на лживую политику первой половины ХХ в., большая часть этих артефактов была вывезена легально в соответствии с законами того времени, и настаивать на их возвращении в Иран власти этой страны юридически не имеют права. Другое дело памятники искусства, переданные в ведомства американских музеев с целью их реконструкции и последующего возвращения на историческую родину. Наиболее громким примером несоблюдения данных протоколов служит бронзовая надпись на вавилонском языке, датируемая периодом правления царя Ксеркса, которую иранский МИД позволил вывезти в США с целью очистки от налета ржавчины. На сегодняшний день надпись полностью восстановлена и достаточно хорошо изучена, однако она по-прежнему находится в Чикагском Институте, руководство которого возвращать ценную реликвию совсем не торопится. Несмотря на то, что правительство Ирана пытается вернуть артефакт в судебном порядке, дело практически не движется. Но в чем причина категоричного отказа американского Института вернуть артефакт законным владельцам? Безусловно, речи о беспокойстве обеднения коллекции музея здесь не идет. Бронзовая надпись никогда не выставлялась в качестве экспоната в музее, и доступ к ней всегда был ограничен кругом узких специалистов по данной тематике. Причина, по которой Институт делает все возможное, чтобы сохранить артефакт в стенах своего здания, кроется в другом. А именно, дело в том, что сразу после того, как бронзовая надпись покинет стены Института, чикагские ученые, работавшие над ней годами, больше не смогут обеспечивать безопасность артефакта. Никто не может предсказать, что ждет этот предмет по дороге в Иран, и как сложится его судьба во вступившим в открытый военный конфликт с США Иране. Но не имеет значение, какая из сторон докажет свою правоту с помощью оружия, важно другое – в случае начала военных действий, судьба культурных ценностей Ирана повторит историю памятников Сирии, Египта и Ирака. В этой связи трудно не вспомнить пример с Иракским музеем, основательница которого – Гертруда Белл, совершила переворот в мышлении людей своего времени, приняв решение не вывозить найденные экспонаты и организовать музей на исторической родине памятников. Безусловно, этот поступок не имеет цены. Однако, где сейчас памятники из музея Ирака - не знает никто, а памятники, вывезенные европейцами, и сегодня поражают посетителей в Лондоне, Париже, Берлине и ряде американских музеев. Поэтому сохранность памятников – вот то составляющее, которое должно лежать в основе любого закона о культурных ценностях. И сегодня, вероятно, стоит направить усилия в сторону борьбы с нелегальным вывозом и продажей артефактов, а не раздувать новый огонь вражды по поводу событий вековой давности. Что касается нового законопроекта США, безусловно, это прямое нарушение прав не только иранского народа, но и всего человечества, имеющего право на защиту памятников мировой истории. Вступит ли в силу новый закон? Вероятно, это решение напрямую зависит от отношений Тегерана и Вашингтона на внешнеполитической арене в ближайшем будущем.
Юлия Чмеленко, обозреватель

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.