Иран и Татарстан: сотрудничество с оглядкой

19 июня 2012
A A A


Несмотря на активную работу иранского генконсульства и значительный интерес Ирана к Татарстану, идеологическое влияние Тегерана в РТ остается на прежнем, весьма незначительном, уровне и не демонстрирует тенденцию к росту. Причина этого коренится в разнонаправленности векторов духовного развития шиитского Ирана и светского (а в исламской составляющей – суннитского) Татарстана. Преодолеть эту религиозно-идеологическую пропасть в обозримом будущем не смогут никакие социально-экономические и культурные проекты, во множестве реализуемые обеими сторонами. Торгово-экономические отношения Ирана и Татарстана, имеющие пока небольшие объемы, демонстрируют явно поступательное развитие. В 2010 году двусторонний внешнеторговый оборот между Республикой Татарстан и Ираном составил 25,4 млн. долларов (в 4,5 раза выше уровня аналогичного периода 2009 года), в том числе экспорт - 23,1 млн. долларов, импорт – 2,3 млн. долларов. По итогам 2010 года Иран занимал 43-е место среди стран-партнеров Республики Татарстан по объему внешнеторгового оборота (годом ранее – лишь 55-е) [1]. Среди перспективных направлений двустороннего сотрудничества - автомобилестроение, авиастроение, машиностроение, пищевая, легкая, фармацевтическая промышленность, привлечение иранских инвесторов в ОЭЗ «Алабуга», совместная деятельность в области нефтедобычи на территории ИРИ и очистки нефтепродуктов [2]. Многочисленные делегации экономистов и бизнесменов регулярно посещают Иран и Татарстан в поисках почвы для новых взаимовыгодных проектов. Что касается общественно-политических связей, то мощным толчком, который перевел их на новый уровень, стало открытие в Казани иранского консульства. Консульский округ включает территории Татарстана, Башкортостана, Республики Коми, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Пермского края, а также Кировской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Ульяновской и Челябинской областей, однако активная работа ведется только в РТ. Генеральный консул ИРИ Реза Багбан Кондори приступил к работе 1 декабря 2007 года. По его словам, дипломаты выбирали между Санкт-Петербургом и Казанью, но остановились на столице Татарстана. Деятельность господина Кондори является хорошим примером роли личности в истории. Если бы не его неуемная энергия, татарстано-иранские отношения вряд ли приобрели бы нынешнюю динамику. Не забывая об экономических связях, генконсул поставил во главу угла гуманитарные вопросы. Это неудивительно, если Республику Татарстан, по его словам, воспринимают в Иране как «сердце ислама, которое бьется в центре России», а РТ и ИРИ, как полагает г-н Кондори, имеют много общего в историческом и культурном плане. С момента открытия генконсульства прошло менее полугода, когда республику посетила представительная иранская делегация во главе с председателем ГТРК Ирана (вице-премьером) Эзатоллой Заргами, подчеркнувшим, что татары близки иранцам «и по религии, и по культуре» (это утверждение потом неоднократно звучало из уст различных иранских общественных и политических деятелей). В рамках визита прошла презентация Центра иранистики, открывшегося на иранские средства в Институте истории имени Шигабутдина Марджани АН РТ, а также подписание соглашения о сотрудничестве между генеральным директором татарстанской телерадиокомпании «Новый век» (ТНВ) Ильшатом Аминовым и заместителем председателя по международным вопросам гостелерадио ИРИ Мохаммадом Джафаром Сафи. Главная цель Центра иранистики, возглавляемого Алсу Арслановой, - установление прямого сотрудничества в разработке актуальных научных и культурно-просветительских направлений в области иранистики с иранскими научно-исследовательскими учреждениями, а в области исследований по истории Татарстана и Ирана - в библиотеках и архивах обеих стран. По словам Арслановой, результаты исследований и гуманитарных программ «будут направлены на всемерное пропагандирование достижений культурного наследия народов Исламской Республики Иран и Республики Татарстан». Соглашение между ТНВ и гостелерадио ИРИ предусматривало обмен художественными фильмами, телесериалами, документальными лентами, программами для детей и подростков, мультфильмами, однако по прошествии нескольких лет можно сказать, что развития оно, к сожалению, не получило. Заметно активизировались и межрегиональные связи Татарстана. Без малого три года назад мэры Казани и Тебриза (столицы провинции Восточный Азербайджан) подписали меморандум об установлении между городами побратимских отношений. Как отмечается в документе, города-побратимы будут сотрудничать и обмениваться опытом в области градостроения, благоустройства, транспорта, развития городов, коммунальных, технических, инженерных, транспортных, туристических услуг, озеленения, реконструкции и сохранения исторических памятников, памятников культурного наследия, науки, культуры и спорта, организации выставок по культурной тематике, а также осуществлять обмен делегациями специалистов. В целях развития торгово-экономических связей, совместных технических и инвестиционных проектов в Казани и Тебризе будут проходить торгово-промышленные, технические и инвестиционные выставки. Меморандум о сотрудничестве между городами был подписан еще в 2002 году. Особый интерес представляет сотрудничество иранских и татарстанских научных центров в области науки. Сотрудники иранского генконсульства принимали участие во всех относительно крупных казанских научных мероприятиях, в особенности в гуманитарной сфере, причем отнюдь не с дежурными приветствиями. Выступая на I Евразийском научном форуме «Евразийское пространство: цивилизационные кризисы и поиски путей гражданского согласия» с докладом «Иран и Татарстан: история отношений и современное положение», советник генконсульства Бахрам Тахири высказал уверенность, что «Татарстан будет играть важную роль в развитии отношений Исламской Республики Иран с РФ». Тахири упомянул как о необходимости создания полноценного транспортного коридора ИРИ-РФ и увеличения торгового оборота, так и о развитии туризма и образовательных программ. Иранские дипломаты стремятся использовать практически любую научную трибуну, чтобы привлечь внимание к татарстано-иранским отношениям. Например, в казанской конференции «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы», формально посвященной двухсотлетию казанской школы тюркологии, не принял участие ни один представитель генконсульства Турции, тогда как приветственное слово Резы Багбана Кондори отличалось как объемами, так и оригинальностью [3]. Пожалуй, именно на этом научном мероприятии стало очевидно, что Иран выигрывает в негласном соперничестве Тегерана и Анкары в РТ, причем исключительно за счет собственной активности на фоне полной пассивности турецких коллег. Генконсул Кондори задал тон и другому крупному мероприятию - «круглому столу», прошедшему в Казани в рамках II Евразийского научного форума и приуроченному к тридцатилетию исламской революции в Иране. Он отметил относительность доминирования США в современном мире, указав, что реальные цели спонсоров «цветных» революций заключаются, прежде всего, в обеспечении доступа к нефти. Иран, напомнил генеральный консул ИРИ, владеет серьезными энергетическими запасами и располагается в центре транзитных путей региона, в связи с чем очень важен для реализации политических целей вашингтонской администрации. По его мнению, в этом смысле «у России и Ирана общая судьба». Утверждения консула вызвали оживленную полемику участников мероприятия. 8-10 февраля 2010 года в Казани прошла крупная международная научная конференция «Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы». В мероприятии, организованном Центром евразийских и международных исследований КГУ, международным университетом имама Хомейни и генконсульством, участвовали практически все ведущие российские иранисты, а также большая делегация представителей политического, экспертного и университетского сообщества ИРИ. Собравшиеся пришли к выводу, что на данном этапе российско-иранское сотрудничество не носит стратегического характера, и причиной тому является мироощущение и деятельность ряда государственных и общественных структур как в Москве, так и в Тегеране. Высокий уровень конференции подчеркивало участие в ней тогдашних министра культуры РТ Зили Валеевой и директора департамента внешних связей Татарстана Тимура Акулова, отметивших давнюю крепость татарстано-иранских связей и неслучайность проведения конференции именно в Казани, а также Чрезвычайного и полномочного посла Ирана в РФ Резы Саджади. Иранскую делегацию приняли председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев. Что касается образовательных программ и обмена студентами, то в настоящее время в Казанском (Приволжском) федеральном университете проходят обучение более 40 иранских аспирантов и студентов, и, по мнению татарстанской и иранской сторон, это далеко не предел. Базовый меморандум заключен также между Российским исламским университетом (Казань) и Международным университетом им. Имама Хомейни. В декабре 2010 года в РИУ был открыт Центр персидского языка, организовавший бесплатные курсы по его изучению для всех желающих. Преподавателями курсов стали «носители персидского языка из Иранского консульства в Казани». Персидский язык также преподается в КФУ и Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете, где с 2005 года работает Поволжский региональный центр изучения иранистики. Учитывая специфику шиитского Ирана, практика студенческих обменов вряд ли получит широкое распространение даже в сфере религиозного образования, однако стремление Тегерана «догнать и перегнать» Анкару и на «образовательном» поле заслуживает как минимум пристального внимания. Процесс идет и в обратном направлении: как заявил в феврале 2011 года президент РТ Рустам Минниханов, в ближайшее время в Татарстан прибудут 9 студентов из Ирана для прохождения обучения по нефтегазовым специальностям. Еще 27 иранских студентов прибудут в Татарстан позднее. Иранское консульство в Казани уделяет большое внимание пропаганде культурных достижений своего государства. На лучших площадках столицы Татарстана регулярно проходят выставки иранского искусства, в том числе керамики, картин, ковров и других произведений, неизменно вызывающих большой интерес интеллектуальной публики, организуются Дни культура Ирана в Татарстане и т.п. Нельзя не обратить внимание и на четко обозначенную линию казанского генконсульства на усиление привлекательности шиизма в среде татарстанских мусульман, что представляет собой достаточно сложную задачу. Выступая на международном научно-практическом симпозиуме «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы» консул Исламской республики Иран в Казани Саед Мохаммад Реза Зареи дал емкую характеристику современному состоянию российской уммы [4] и ряд советов по исправлению положения. Как и на других аналогичных мероприятиях, «турецкого (как, впрочем, и татарского) ответа» на этот демарш не прозвучало. Подобная активность вызывает негативный отклик в среде татарстанских исламских интеллектуалов, полагающих, что «казанско-тегеранское партнерство может негативно сказаться на укреплении отношений Татарстана с арабским миром», а в перспективе привести к усилению влияния в РТ фундаментализма, в том числе и в его шиитском варианте. Учитывая, что татары и иранцы исповедуют различные направления ислама - суннизм и шиизм, между которыми существуют серьезные вероучительные противоречия, попытки усиления иранского духовного влияния воспринимаются в Казани без энтузиазма. Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин полагает, что «шиитизация» поволжских мусульман «невозможна, это из области фантастики», поскольку богословские разногласия достаточно велики, чтобы осложнить контакты даже в области образования, не говоря уже о чем-то большем. Схожего мнения придерживается и один из лидеров татарского национального движения, доктор исторических наук Дамир Исхаков, убежденный, что шиито-сунннитские противоречия слишком велики, чтобы их не учитывать. Татарстанские религиозные (как, впрочем, и светские) деятели выступают категорически против строительства в Казани шиитской мечети, предлагая шиитам посещать обычные суннитские, и в обозримом будущем эта позиция вряд ли изменится. Как полагает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов, иранцы воспринимаются татарстанцами как «не совсем свои», хоть и мусульманские единоверцы, в связи с чем ресурс их влияния существенно ограничен. Например известны два случая: первый имел место, когда около трех лет назад в Нижнекамске был выпущен диск с мусульманскими видеолекциями антишиитского содержания, а второй - когда в КФУ планировали провести научную конференцию по Холокосту. По задумке организаторов, она должна была продемонстрировать, что не все мусульмане согласны с позицией президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, отрицающего факт геноцида евреев в годы Второй мировой войны. «В обоих случаях иранское консульство в Казани направило ноту протеста в республиканские органы власти, - напомнил Раис Сулейманов. - Чтобы не доводить ситуацию до международного скандала, власти изъяли из продажи диск с антишиитскими видеолекциями и запретили проводить научную конференцию». Таким образом, полагает он, влияние иранцев в Татарстане ограничивается сугубо дипломатическими механизмами, с которыми региональное руководство вынуждено считаться, но не делает Тегеран привлекательным в качестве внешнеполитического ориентира для казанского Кремля. Исходя из этого, можно прогнозировать, что в обозримом будущем духовно-религиозное влияние Ирана в РТ так останется на прежнем – невысоком – уровне, тогда как экономические связи будут поступательно развиваться. [1] Равиль Зарипов встретился с Генконсулом Республики Иран в Казани. ИА «Татар-информ», 28 июня 2011 г. http://www.tatar-inform.ru/news/2011/06/28/276312/ [2] Татарстан планирует расширять внешнеторговый оборот с Ираном. 16 июня 2004 г. http://etatar.ru/10/6525 [3] Яна Амелина. Образование без стандартов. ИА «Росбалт», 22 июня 2009 г. http://www.rosbalt.ru/2009/06/22/649236.html [4] Которая, по его мнению, характеризуется следующими особенностями: беспокойство по поводу подавленного состояния молодежи из-за отсутствия надежды на будущее; неудовлетворенность в связи с распространением в обществе насилия и разврата, в первую очередь, через западные фильмы; заинтересованность в обучении исламу, а также «отсутствие достаточного представления об истинном исламе, достаточного числа библиотек и мечетей для знакомства с настоящим исламом». См.подробнее: Яна Амелина. Иран берется за российских мусульман. ИА «Росбалт», 27 февраля 2009 г. http://www.rosbalt.ru/2009/02/27/622019.html
Яна Амелина, <i>начальник сектор кавказских исследований РИСИ. <b>Специально для Iran.ru</b></i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.