Ирано-индийские экономические отношения: устойчивый прогресс

15 июня 2012
A A A


Индия развивает динамичные и важные в рамках ее экономической системы связи с Ираном. По данным индийского Министерства внешнеэкономических связей объем двустороннего товарооборота составил в 2011 году 13,4 млрд. долларов, из которых 11,5 млрд. приходилось на импорт из Ирана и 1,9 млрд. долларов – на индийский экспорт. Двусторонний товарооборот имеет тенденцию к постоянному увеличению. В 2005-2006 годах он составлял 6011, 36 млн. долларов, то есть был вдвое ниже нынешних показателей. Двусторонняя торговля характеризуется безусловным профицитом Ирана, поставляющего в Индию сырую нефть. На сегодняшний день объем иранского нефтяного экспорта составляет 220 тысяч баррелей в сутки. Иран обеспечивает 12% потребностей Индии в нефти, являясь вторым по значению экспортером нефти в эту страну после Саудовской Аравии (основными экспортерами нефти в Индию являются Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Нигерия и Объединенные Арабские Эмираты). Индия занимала в иранском списке приоритетных импортеров нефти второе место после Японии. Однако в связи с декларированным намерением японского правительства уменьшить к 2013 году импорт нефти из Ирана на 75% (решение, явно принятое под давлением Соединенных Штатов), Индия выходит на первое место среди покупателей нефти из Ирана. Основу индийского экспорта в Иран составляют нефтепродукты (Иран импортирует значительную часть бензина), рис, сталь, машины и оборудование, чай, лекарства и другая продукция фармацевтической промышленности. Несмотря на попытки США подключить Индию к экономическим санкциям против Ирана, руководство этой страны не собирается уменьшать объемы закупок иранской нефти. Об этом свидетельствует то, что в январе 2012 года была достигнута договоренность о росте индийских закупок нефти на 37,5%. Представляется, что это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, несмотря на хорошие отношения со странами Персидского залива, Индия не хочет «складывать все яйца в одну корзину» и чрезмерно зависеть от импорта из Саудовской Аравии и ОАЭ, учитывая особые отношения этих стран с Пакистаном. Кроме того, санкции против Ирана, существенно усугубившие его экономические проблемы, делают правительство этой страны сговорчивее по вопросам ценообразования. Основной трудностью в иранско-индийских экономических отношениях является проблема банковских взаиморасчетов, порожденная санкциями Совета Безопасности ООН от 2010 года и эмбарго, наложенным США и Евросоюзом на финансовые отношения с Ираном в 2011 году. До 2010 года, индийцы осуществляли платежи за иранскую нефть через Азиатский платежный союз (Аsia Clearing Union, ACU), организацию, созданную в 1974 году при поддержке ООН для активизации экономического сотрудничества между азиатскими странами. В декабре 2010 года в связи с давлением Федерального Казначейства США, Индия прекратила взаиморасчеты с Ираном через ACU. В феврале-апреле 2011 года для расчетов между странами использовался коммерческий банк Europaische-Iranische Handelsbank со штаб-квартирой в Гамбурге, взаимодействующий с Центробанком Германии и State Bank of India. Эта система прекратила действовать из-за новых санкций, наложенных США. В 2011 году использовался и другой метод прохождения платежей через турецкий банк Halkbank, однако, несмотря на турецкую заинтересованность в развитии экономических отношений с Ираном, под давлением американских санкций этот способ также потерял эффективность. Начиная с февраля 2012 года, в ходе межправительственных консультаций был выработан новый способ взаиморасчетов в индийских рупиях, осуществляемый через индийский банк United Commercial Bank (UCO) со штаб-квартирой в Калькутте и два частных иранских банка: Persian Bank и Karafarin Bank. По остальным 45% платежей достигнута предварительная договоренность о том, что они будут осуществляться в золоте, однако практически этот процесс пока не осуществляется. В качестве альтернативы прорабатывается вариант роста индийского экспорта в ИРИ для того, чтобы перейти к взаимовыгодным бартерным сделкам. Уязвимостью индийско-иранских договоренностей является низкая надежность рупии как валюты, шаткость ее позиций на мировом финансовом рынке. Большие перспективы имеет импорт Индией природного газа из Ирана. Это обстоятельство вызвано бурным промышленным развитием в Индии и ростом энергозатрат. Осуществляется проработка экспорта газа из Ирана на восточном направлении. Речь идет о проекте газопровода Иран-Пакистан-Индия (ИПИ), получившего в прессе название "газопровод мира". Переговоры о строительстве газопровода ИПИ ведутся с 1995г. Лишь в 2004г. улучшение индо-пакистанских отношений позволило вывести их на уровень, позволяющий говорить о реализации проекта. В 2004-2007гг. был проведен ряд двусторонних и трехсторонних встреч, посвященных строительству газопровода. Однако итоговые переговоры в 2007г. завершились фиаско по причине фактического отказа индийской стороны от участия в нем. Основными контраргументами индийцев были сомнения в способности Пакистана обеспечить безопасность газового транзита. Когда же иранцы предложили в качестве альтернативы транспортировку газа по глубоководному трубопроводу, проложенному по дну Аравийского моря (техническую сторону вопроса обеспечивала итальянская фирма Snamprogetti), то переговоры уперлись в разногласия по цене (индийцы сочли ценовые требования Ирана завышенными). Тем не менее, индийская сторона не потеряла полностью интереса к проекту. По мнению индийских аналитиков, растущий рост спроса на энергоносители в стране в связи с бурным ростом индийской экономики вызовет в ближайшие годы оживление интереса Индии к проекту ИПИ. В конце 2009г. президентами ИРИ и Пакистана без участия индийцев было подписано "окончательное" соглашение о строительстве газопровода Иран-Пакистан. Между тем, несмотря на "окончательность", возникает целый ряд вопросов, требующих разрешения. Во-первых, какова будет длина газопровода, 2100 км без участия Индии или 2700 км в расчете на будущее присоединение индийцев к ИПИ. Во-вторых, каков будет диаметр трубы: 1400 мм (рассчитан на прокачку газа для индийцев) или 1050 мм. В-третьих, не урегулированы ценовые вопросы. Позиция Ирана сводится к тому, что Пакистан должен платить за газ в размере 85% от стоимости сырой нефти в данный конкретный момент, в то время как Исламабад настаивал на цифре в 70%. По имеющейся предварительной информации, пока что стороны сходятся на цифре в 80% от стоимости сырой нефти (в случае цены на нефть в размере 50 долл. за баррель), однако вопрос окончательно не решен. Да и размер инвестиций, которые должны быть вложены в строительство (7,5 млрд. долларов) вызывает сомнения в способности сторон без крупных зарубежных инвестиций его осуществить. Еще одним чрезвычайно важным сектором сотрудничества между двумя странами является взаимодействие в сфере транспорта и коммуникаций. Индия видит Иран в качестве перспективного пути для проникновения в Афганистан и страны Центральной Азии, минуя территорию Пакистана. Для этого индийские компании наращивают инвестиции в строительство иранского порта Чабахар, расположенного на побережье Персидского Залива. В 2008 году с помощью Индии была построена автомобильная дорога, соединяющая Чабахар с населенным пунктом Милак на ирано-афганской границе. Здесь она должна соединиться с дорогой Зерендж-Деларам, проходящей по западным афганским провинциям, строительство которой также финансируется индийскими компаниями. Между правительствами Индии, Ирана и Афганистана существует договоренность о строительстве в перспективе железной дороги, соединяющий Афганистан с побережьем Персидского Залива. Все эти меры предпринимаются для того, чтобы облегчить индийцам доступ к перспективным рынкам сбыта в Центральной Азии и богатой минеральными ресурсами афганской территории. В 2000 году между правительствами России, Индии и Ирана был подписан Меморандум о развитии Международного транспортного коридора «Север-Юг». Однако его реализация тормозится в основном из-за проволочек и безынициативности российской бюрократии. *** Подводя итоги рассмотрению индийско-иранских экономических отношений, необходимо отметить, что они являются взаимовыгодными и перспективными. Обе стороны проявляют волю к их расширению, однако на их развитие оказывают существенное влияние внешние политические факторы, не связанные с двусторонними отношениями. Индийские аналитики не раз подчеркивали, что между двумя странами не существует политических разногласий, и отношения с Ираном для Индии важны также как и ее отношения с Израилем. Однако внешний фактор (американское давление) оказывает сильное негативное влияние на развитие двустороннего экономического сотрудничества.
Александр Кузнецов, <i>Специально для Iran.ru</i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.