Переговоры в Москве. Свет в конце тоннеля или миру готовится к глобальному конфликту?

07 июня 2012
A A A


Евросоюз упорно отказывается от предварительных консультации с Ираном с целью выработать повестку предстоящих переговоров. Страны запада, входящие в «Шестерку» посредников в Москве попытаются окончательно похоронить российский проект «Шаг за шагом» и вместе с тем мирное решение иранской проблемы. На очередном раунде переговоров «шестерки» с Ираном по иранской ядерной программе в Москве 18-19 июня хотелось бы увидеть реальное взаимопонимание сторон, при котором все участники диалога откажутся от неприемлемых попыток дополнять и изменять принятые в ядерной энергетике международные принципы, исходя из своих национальных или блоковых интересов. Игнорирование законных прав Ирана на продолжение ядерных исследований уже себя изжило. Конструктивный подход российского руководства базируется на необходимости показать Ирану «свет в конце тоннеля», четко определив перспективу развития его ядерной программы и поэтапного снятия санкций, введенных как по линии Совета Безопасности ООН, так и в одностороннем порядке США и Евросоюзом, в обмен на поэтапное выполнение Тегераном требований резолюций СБ ООН и решений Совета управляющих МАГАТЭ. На каждой стадии этого процесса, в соответствии с принципом поэтапности и взаимности, должны достигаться конкретные результаты. Российский алгоритм прост и понятен: Иран делает шаг навстречу требованиям мирового сообщества – мировое сообщество принимает меры, которые ослабляют санкционное давление на Иран. Исламская Республика выражает готовность к сотрудничеству по данному варианту, который в Иране принято называть – «проект шаг за шагом». Однако ядерная дипломатия Запада по отношению к Исламской Республике Иран ясно демонстрирует, что западные страны, выдвигая нелогичные и незаконные требования, стремятся привести переговоры к провалу, выступают против любых инициатив Исламской Республики Иран и третьих стран и таким образом всячески препятствуют решению ядерной проблемы Ирана. Сейчас, когда иранская сторона готовится к переговорам в Москве, Евросоюз дважды проигнорировал призывы Тегерана к предварительным консультациям перед встречей с «шестеркой» посредников в Москве. Заместитель секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Багери отправил в конце мая и 4 июня два письма Хельге Шмид - заместителю верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Багери предлагал Евросоюзу выработать повестку переговоров, запланированных в Москве. Таким образом, несмотря на то, что после двухлетнего тупика в переговорах по иранской ядерной программе и начала нового этапа переговоров в Стамбуле и Багдаде, можно было ожидать, что Запад вместо политики угроз применит тактику взаимодействия и переговоров, однако, их подход на переговорах в Багдаде показал, что Запад по-прежнему придерживается своего прежнего политического курса, и практически проигнорировал предложенный его российским партнером для переговоров с Ираном проект «шаг за шагом», и фактически завел переговоры в тупик. Группа 5+1, несмотря на обращение к серьезным преимуществам на переговорах в Багдаде, не внесла никаких взвешенных и сбалансированных предложений. Западные страны требуют, чтобы Иран снизил степень обогащения урана ниже 20%, остановил работу обогатительного комбината Форду, а также вывез накопленные запасы урана за границу. Но при этом они не собираются хотя бы частично отменить введенные санкции и начать реализацию предложенного Россией проекта «шаг за шагом». Мировое общественное мнение знает, что Исламская Республика Иран в 2003 году самым наглядным образом продемонстрировала свою добрую волю в целях решения проблем с западными странами, и, подписав Саад-Абадское соглашение с европейской тройкой (Англией, Германией и Францией), сделала первый шаг. В соответствии с этим соглашением были осуществлены широкие инспекции ядерных объектов Ирана, а деятельность, связанная с обогащением урана в Иране, была прекращена. Отметим, что МАГАТЭ инспектировало ядерные объекты Ирана более 100 раз, так и не найдя никаких следов высокообогащенного урана, связанных с военной активностью Ирана. Четыре месяца спустя в качестве следующего шага на этом пути было подписано Брюссельское соглашение. По этому соглашению Иран взял на себя обязательство остановить производство и испытания центрифуг, нужных для обогащения, а также приостановил работу по изготовлению запасных частей для существовавших в тот период центрифуг. После этого в качестве третьего шага между тремя странами (Англией, Германией и Францией) и Ираном было подписано Парижское соглашение, в соответствии с которым Иран добровольно, но не в качестве обязательства, а в целях налаживания атмосферы доверия, согласился остановить все работы по обогащению и переработке урана. Иранская сторона дала согласие на прекращение производства, монтажа, испытания и создания поточных линий и эксплуатацию газовых центрифуг, а также работы, связанные с получением плутония. Однако, несмотря на эти серьезные шаги, предпринятые Иран в целях налаживания атмосферы доверия во взаимоотношениях с Западом, в июле 2005 года министры иностранных дел трех государств (Англии, Германии и Франции) направили Ирану секретное письмо, в котором потребовали, чтобы Иран вместо приостановки ядерной деятельности навсегда отказался от своей ядерной программы. Этот шаг западных стран фактически продемонстрировал подлинный смысл их намерений. Со своей стороны, Иран отреагировал на это незаконное требование Запада, и возобновил свою ядерную деятельность, а бесконечные переговоры Ирана и Запада были продолжены, и тянутся до сего времени. Западные страны, в частности США, считают, что вариант угроз и санкций помешает ядерной деятельности Ирана, и, в конечном счете, заставит Иран уступить Западу. Этого не произошло. Последующие достижения Ирана в сфере мирного использования ядерной энергии, наряду с успехами Ирана в его внешней политике на Среднем Востоке, обусловили то, что США пришли к выводу о том, что Иран в своей ядерной деятельности достиг такой стадии, с которой возврата назад уже не существует. В Вашингтоне решили, что в этих условиях в американских интересах не только не отказываться от односторонних санкций в отношении Ирана, но и принимать меры по их расширению, в том числе и с участием Евросоюза. Исходя из этого, на возобновившихся переговорах по ядерной программе Ирана США продолжают использовать так называемый вариант «безрезультатных и бесконечных переговоров». Ясно, что эта выбранная Западом тактика не столько связана с ядерной программой ИРИ, сколько отражает их стремление не допустить расширения политического и экономического влияния Ирана в регионе, что соответствует западной стратегии на региональном и глобальном уровнях. После апрельских переговоров в Стамбуле можно было ожидать, что в Багдаде стороны предпримут практические шаги по реализации российского проекта «шаг за шагом», однако, к сожалению, надежды на достижение соответствующих договоренностей в Багдаде не оправдались. Стороны не смогли достичь согласия, поскольку скоропалительные и малосущественные предложения группы 5+1 фактически игнорировали требование Ирана относительно поэтапного снятия санкций. Фактически Запад не сделал ничего, чтобы Иран смог бы предпринять ответный шаг со своей стороны. Исламская Республика Иран, не видит большой разницы между российским проектом «шаг за шагом» и планом «модальности» 2007 года. Тегеран готов в очередной раз продемонстрировать свою добрую волю на возобновившихся переговорах, и принял проект «шаг за шагом» в качестве главного направления переговоров в Стамбуле и в Багдаде. Однако, похоже на то, что российский проект «поэтапности и взаимности» может постичь та же участь, что и прежние проекты, поскольку Запад со своей стороны не желает идти ни на какие встречные шаги, а стремится, чтобы все шаги предпринимались только со стороны Ирана. Тем не менее, Иран готов еще раз поверить в добрую волю Запада на переговорах в Москве, и за основу для переговоров взять российский проект «шаг за шагом», чтобы продемонстрировать и России и Китаю, входящим в группу «5+1», и всему мировому сообществу свою готовность к всестороннему сотрудничеству с МАГАТЭ. Вместе с этим, ИРИ исходит из того, что необоснованные опасения в возможности двойного использования Ираном ядерных технологий не могут быть достаточным поводом для конфликта вокруг ядерной программы страны. Но, видимо, цель Запада заключается только лишь в использовании переговорного процесса в своих интересах, но никак не в доведении переговоров до конкретных результатов. Поэтому Россия в качестве члена Совета Безопасности и мощной мировой державы, которая оказывает заметное влияние на сохранение стабильности и обеспечение безопасности в мире, видимо, обязана на предстоящих переговорах в Москве приложить максимум усилий для реализации принципа поэтапности и взаимности. Иран надеется, что российская дипломатия сможет обеспечить на переговорах в Москве принятие первого шага по проекту «шаг за шагом», чтобы развязать хотя бы один узел из массы международных проблем. В противном случае, если кремлевские руководители, по какой-то причине, не смогут привести к положительному результату предстоящие московские переговоры, Москва может стать последней станцией в российском проекте «шаг за шагом». Московская встреча «шестерки» с Ираном станет для внешнеполитического ведомства России определенным тестом на способность оказывать воздействие на мировую политику и противостоять консолидированной позиции США и Европы, в данном случае в отношении иранской ядерной программы.
Амир Иззади, политолог, Тегеранский университет, <i>Специально для Иран.ру</i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.