Каспийское море: Россия и Иран обречены на союзные отношения

16 мая 2012
A A A


На Каспии Россия нуждается в союзе с Ираном, поскольку политика и интересы Москвы в этом регионе уже совершенно ясно и недвусмысленно поставлены под вопрос. Политическое, экономическое и культурное влияние России в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане явно преувеличено и в настоящий момент уменьшается. Нельзя не признать, что стремление постсоветских государств проводить самостоятельную внешнюю политику, желание придерживаться дипломатического разнообразия в выборе политических партнеров и не отказываться от выгодного экономического сотрудничества с Западом, опасаясь реакции Кремля, стали реалиями сегодняшнего дня. Россия на пространстве Каспийского бассейна, а также на прилегающем Южном Кавказе и Центральной Азии вынуждена конкурировать с США, Европейским Союзом, Китаем, Турцией, а также Ираном. Как представляется нам, значение российского сотрудничества с Исламской Республикой недооценивается отечественными политиками, в том числе и в вопросах взаимодействия наших стран в процессе выработки правового статуса Каспийского моря и единых для всех пяти прикаспийских государств механизмов совместного использование его ресурсов. Достижения консенсуса без Ирана невозможно Процесс выработки правового статуса Каспийского моря слишком затянулся и, как считают многие эксперты, подписание Конвенции о правовом статусе Каспия в ближайшей перспективе маловероятно. Согласно заключенному в 1940 г. договору между Ираном и СССР, Каспий был объявлен общим внутренним бассейном этих двух сопредельных государств, которым они должны были пользоваться совместно. Такой статус, признанный мировым сообществом, предоставлял обеим странам равные права на судоходство и рыбную ловлю, причем в пределах до 10 морских миль от своего побережья каждая из сторон имела исключительное право пользования этим пространством. Статус Каспия является спорным вопросом с тех пор, как перестал существовать Советский Союз. Как справедливо отмечается, правительство СССР заключило договор от имени всех бывших союзных республик, то нынешние их правопреемники — прикаспийские государства Россия, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан не могут односторонне отказаться от его выполнения. Иначе говоря, увеличение числа прикаспийских государств - субъектов международного права не влечет за собой изменения нынешнего статуса Каспия без принятия нового соглашения между ними. Россия, Азербайджан и Казахстан выдвигают единое предложение - разделить дно по срединной линии, а водную поверхность моря оставить общей. Более того, они уже подписали соответствующие двусторонние соглашения о разделе морского дна. То есть, раздел шельфа северной части Каспийского моря уже осуществлен двусторонними межгосударственными договорами. На три упомянутых государства придется 64% подводной площади Каспийского моря. Из 36% оставшейся площади морского дна Ирану достается всего от 11 до 14%, что никак не устраивает Тегеран, ведь предлагаемая ему доля Каспия будет наименьшей. В южной части Каспия в треугольнике между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном достичь аналогичных договоренностей пока не удалось. Туркмения выступает за разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы, либо зоны, на основе принципа срединной линии по договоренности с сопредельными Казахстаном и Ираном и противолежащим Азербайджаном. Иран, в свою очередь, не признает легитимность двусторонних соглашений России по Каспию с Азербайджаном и Казахстаном. Не трудно заметить, что чаще всего, именно в адрес его представителей на переговорах раздаются обвинения в неконструктивной позиции и несговорчивости. Иран, действительно, остается в жесткой оппозиции «срединной» модели решения каспийской проблемы. Тегеран твердо стоит на своем, желая превратить морское дно в «кондоминиум», то есть за общее владение морем, в том числе его недрами, а если это невозможно, то на делении Каспия на пять равных национальных долей по 20%. В Иране считают, что в соответствии с нормами международного права любое изменение правового статуса Каспийского моря после распада СССР может приниматься только на основании консенсуса, то есть согласия всей пятерки прикаспийских государств, а до этого момента принятые ранее договора между СССР и Ираном 1921 и 1940 годов остаются в силе. Следуя этим положениям, до окончательного определения правового статуса Каспийского моря, любые действия прибрежных государств, противоречащие существующему статусу или не получившие одобрения всех пяти прикаспийских стран, с позиций международного права оцениваются Тегераном как неприемлемые. Тем не менее, Россия своей позиции не изменила, а Иран и Туркменистан границы «азербайджанского сектора» до сих пор не признают. Таким образом, формула каспийской «пятерки» выглядит не как «3 + 2», а как «2 + 1 + 2», а именно, Азербайджан находится в срединном положении: с Россией и Казахстаном у него территориальных разногласий нет, но с Ираном и Туркменией они остаются. Похоже, что здесь и спрятана самая болевая точка непримиримости в каспийском диалоге. Большинство экспертов в области каспийской проблематики практически уверены, что тройка других прикаспийских стран не согласится с выделением Тегерану требуемой доли. При обсуждении этой проблемы представители России, Казахстана и Азербайджана неоднократно и недвусмысленно давали понять ИРИ о необходимости отказа от позиции требования 20% доли как бесперспективной и тормозящей переговорный процесс. Более того, по мнению некоторых экспертов, ряд крупнейших углеводородных блоков в южной части Каспия расположен таким образом, что независимо от того, площадь иранской зоны составит 14% или 20%, они все равно будут расположены на стыке зон с другими государствами. Таким образом, на данный момент, после подписания соглашений с Азербайджаном и Казахстаном российский сектор Каспия целиком обозначен, в то время как остальные страны региона втянуты в сложные конфликты по поводу раздела месторождений. Как показывает отсутствие результатов переговоров в пятистороннем формате, позиции Ирана и Туркмении, у которых есть свой взгляд на раздел моря, Россию, видимо, уже мало интересуют. Наша часть Каспия отделена от их претензий секторами Казахстана и Азербайджана. Тегеран не акцентирует негативного отношения к позиции России Несмотря на то, что российская позиция по правовому статусу Каспия оценивается в Иране в основном негативно, иранское руководство воздерживаются от любых высказываний, которые могли бы задеть Кремль. По мнению иранских экспертов, правительство стремится сохранить существующее равновесие в отношениях с Россией. Действительно, на уровне публичных заявлений иранские власти стремятся не акцентировать внимание на разногласиях между Москвой и Тегераном, в том числе и по каспийской проблематике. Али Акбар Велаяти, бывший министр иностранных дел Ирана, а в настоящее время советник Верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи, полагает, что для Ирана важно стремление России сохранить свое влияние в постсоветских государствах Каспийского бассейна, так как оно направлено против стран Запада, особенно против Соединенных Штатов. В то же время иранские власти не сделали ни одного заявления, которое бы свидетельствовало о пересмотре своих притязаний на 20-процентную долю Каспия. Главнокомандующий ВМС Ирана Хабибулла Саяри, как сообщало информагентство Мехр, заявил, что «для обеспечения своих интересов в акватории Каспийского моря Иран осуществляет тщательный контроль 20 процентов территории при помощи вооруженных сил». Известно, что в попытке решения каспийского вопроса Тегеран уже доходил до применения метода запугивания. Например, в июле 2001 г. иранские эсминцы и воздушные силы предприняли угрожающие действия в отношении азербайджанского судна, занимавшегося разведкой морского дна. В 2003 году Азербайджан вел переговоры с США об укреплении водных границ страны, защите принадлежащих республике нефтегазовых месторождений от атак террористов и неприятельских сил. Одним из главных фигурантов тех самых переговоров был бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд. После переговоров военный министр, давая заявление в прессу, не уточнил, о каких именно террористах идет речь. И до сих пор Иран время от времени считает своим долгом озвучивать предупреждения в адрес Баку о недопустимости привлечения в зону Каспия иностранных военных сил. Не будем забывать, что еще в феврале 1997 года сенатор Роберт Бирд в своей речи “Американская политика по отношению к Каспийскому региону” назвал Азербайджан стратегическим партнером США на Кавказе, а в августе президент Билл Клинтон объявил Каспийский регион зоной национальных интересов США. И, как утверждают аналитики, получение доступа к каспийской нефти не единственная цель. Разумеется, что обеспечение интересов США и их союзников здесь предполагает вытеснение России из прикаспийского региона. А это уже прямая угроза безопаснос¬¬¬ти России, в противостоянии с которой Иран, как указано выше, выступает на стороне российских интересов. Несомненно, что Россию это устраивает, тем более с учетом того, что ИРИ делает это безвозмездно и не требует каких-либо компенсаций. И даже если наши страны расходятся в вопросе о правовом статусе Каспия, то в данном вопросе интересы обеих государств совпадают. Тем не менее, многие представители иранской политической элиты считают, что ирано-российские отношения носят неоднозначный характер. По их мнению, Москва использует Тегеран в качестве разменной карты в геополитической игре с Соединенными Штатами. Другие иранские государственные деятели и политологи полагают, не афишируя своей позиции, что это Ирану удается использовать авторитет России для противодействия вмешательству в каспийские внутренние дела третьих стран и международных организаций. Очевидно одно, что США, в свою очередь, намерены сдерживать Россию и Иран в районе Каспия, содействуя милитаризации соседних держав ввиду "растущей важности безопасности Каспийского моря в этом богатом нефтью и газом регионе". Одним словом, наши страны обречены на единство в стремлении мешать американцам и европейцам закрепиться на берегах Каспия, примером чему может служить схожий подход к газопроводу из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспийского моря. Россия и Иран выступают категорически против плана Евросоюза Осенью 2011 года Евросоюз предоставил Еврокомиссии мандат на проведение переговоров между Азербайджаном и Туркменистаном относительно правовой базы Транскаспийского газопровода. Таким образом, ЕС демонстрирует намерение прямо вмешаться в вопрос определения статуса Каспийского моря. Возможность реализации данного проекта, активизируемая заинтересованными силами в США и ЕС, беспокоит не только Россию, но и Иран. Москва и Тегеран выступают против строительства газопровода по дну моря, который к тому же и не разграничен. Напомним, что Транскаспийский газопровод появился в 1996 году как проект, альтернативный российско-турецкому проекту «Голубой поток». Это совпало с объявлением со стороны США Черноморско-Каспийского региона зоной своих стратегических интересов. Был создан «Транскаспийский консорциум», в который вошли компании General Electric, Bechtel National и Shell. В 1998 году правительство США выделило $1,3 млн. на составление ТЭО проекта, который предусматривал подачу газа с восточных месторождений Туркменистана в турецкий Эрзурум. Завершить строительство газопровода, по которому ежегодно планировалось экспортировать 16 млрд. кубометров газа в Турцию и 14 млрд. - на европейские рынки, предполагалось в 2002 году. Проект был реанимирован в 2006 году - после «газовых войн» между Россией и Украиной. Теперь к проекту, судя по материалам СМИ, проявляет интерес и Казахстан. Сейчас главную поддержку проекту оказывает ЕС, а США как бы отошли на задний план. Тем не менее, именно США в августе 2010 года выделили Азербайджану $1,7 млн. для подготовки нового ТЭО проекта с учетом возможности участия в нем Казахстана. На эти же средства, как ожидается, будет обновлено и ТЭО строительства нефтепровода по дну Каспийского моря для подключения казахстанской нефти к нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан». В российско-иранских аргументах против этого газопровода чаще всего фигурируют ссылки на трудный рельеф дна и высокую сейсмическую нестабильность данной части Каспия. Для строительства газопровода потребуется согласие всех пяти прикаспийских государств, а Россия и Иран не меняли своего негативного отношения к проекту и в ближайшее время менять не собираются. Представить то, что газопровод начнут строить в условиях отсутствия согласия наших стран, нет оснований, хотя Баку и Ашхабад считают, что для строительства этой инфраструктуры достаточно их согласия. В принятом Европейской комиссией документе "Внешние энергетические связи Европейского союза" отмечается, что соглашение между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном относительно газопровода заложит основу строительства инфраструктуры, которая обеспечит транспортировку туркменского природного газа через Каспийское море. Сейчас к проекту Транскаспия, якобы, присоединяется и Казахстан. То есть, из четырех российских соседей по Каспию только Иран поддерживает Россию в этом вопросе. Азербайджан, несмотря на то, что особой выгоды от транзитных платежей туркменского газа не видит, свой политический выбор сделал в пользу США и Евросоюза, усиленно продвигающих этот проект. Обострение отношений с Москвой из-за газопровода его не останавливает. Баку готов даже в ущерб собственным экономическим интересам, ведь туркменский газ на рынке Турции усилит конкуренцию с азербайджанским газом, идти и дальше на стратегическое сближение с Западом. Говоря о совпадении позиций России и Ирана по туркменскому газопроводу через Каспий, необходимо учесть, что самый выгодный маршрут для транспортировки среднеазиатского газа лежит через территорию Ирана. Разумеется, Туркменистан и рад бы был сотрудничать в этой сфере с Ираном, но американское и европейское давление не позволяют этого сделать. Тем не менее, вне зависимости от мнения России Иран никогда не согласится на строительство этого газопровода. Не будем исключать того, что в случае отмены санкций против ИРИ и нормализации отношений с Европой маршрут через иранскую прикаспийскую низменность будет намного предпочтительнее, и с точки зрения себестоимости, и экологии, и технических решений. Шелковый путь из России через Каспий проходит через Иран США энергично пропагандируют свою инициативу под названием "Новый Шелковый путь". Его главная особенность состоит в том, что он должен изощриться и - обойти Иран. То есть, предлагается проложить новый транспортный коридор из Центральной Азии - в Южную, исключая "страну-изгой". Вопреки географии, логистике, здравому смыслу. На недавней конференции в Душанбе, где рассматривались проблемы регионального экономического сотрудничества, связанные с Афганистаном, Соединенные Штаты пропагандировали свою инициативу под названием "Новый Шелковый путь". Особенность этого "пути" состоит в том, что он должен исключить Иран, т.е. новый транспортный коридор из Центральной Азии - в Южную должен пройти в обход "страны-изгоя". Помощник госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Роберт Блейк выступил против реализации планов строительства железнодорожной магистрали из Кашгара (Китай) в Герат (Афганистан) и далее в Иран. Конкретнее сказать, идея объединить Китай, Киргизию, Таджикистан, Афганистан и Иран в рамках одного регионального проекта никак "не греет" американцев. Дело в том, что в этом проекте ведущая роль отводится Ирану, который для Вашингтона - как кость в горле. Во всяком случае, свой Шелковый путь Россия открыла при самом активном участии Ирана и через его территорию. В Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года было подписано межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре "Север - Юг" между Россией, Ираном и Индией. Страной-депозитарием соглашения выбран Иран. Руководящим органом проекта "Север - Юг" является координационный совет, председательство в котором осуществляется странами-участницами в порядке ежегодной ротации. В настоящее время к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия Казахстан, Оман, Сирия. Подали заявки на присоединение Турция и Украина. Интерес многих стран к МТК не случаен, его сухопутный мост протяженностью около 4,5 тыс. км - от Балтики до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе - соединит Северо-Западную и Центральную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока и Южной Азии. Основные преимущества коридора перед другими маршрутами (в частности перед морским путем через Суэцкий канал) в том, что он в два с лишним раза сокращает путь грузов. При этом стоимость перевозки существенно меньше, чем стоимость транспортировки по морскому пути. Есть три маршрута следования грузов из России и Центральной Азии по коридору "Север-Юг", и все они ведут в Иран. Транскаспийский - через порты Астрахань, Оля и Махачкала. Подвоз и вывоз грузов в порты осуществляется российскими железными дорогами. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, имеющие выход на сеть российских железных дорог, завершили в 2011 году строительство своих участков единой железнодорожной ветки с прямым выходом на Иран по пограничному переходу Теджен – Серахс. Есть еще и западная ветвь коридора МТК: направление Астрахань – Махачкала – Самур, далее по территории Азербайджана с выходом в Иран через пограничную станцию Астара. Сейчас иранской стороной осуществляется строительство железнодорожной линии Казвин - Решт - порт Энзели с ответвлением на Астару до границы с Азербайджаном. Кроме того, в Иране ведется строительство железнодорожной линии Бафк – Захедан, которая обеспечит прямое сообщение между Ираном и Пакистаном. Это позволит обеспечить выход коридора "Север - Юг" на страны Южной Азии без дополнительной перевалки грузов в портах Ирана, расположенных на берегу Персидского залива. По экспертной оценке, товарный рынок МТК "Север – Юг" оценивается в 25-26 млн. тонн грузов к 2015 году. И Иран в эти перспективы вносит заметный вклад. Сейчас совокупные мощности четырех основных иранских портов превышают в полтора-два раза объединенные мощности Туркмении, Казахстана, России и Азербайджана. Недавно Иран анонсировал свой план строительства судоходного канала Каспий - Персидский залив. Речь идет о строительстве трансконтинентального канала протяженностью около 600 километров, из которых почти 350 километров пройдет по фарватерам рек Кызылузе, впадающей в Каспийское море, и Керхе, впадающей в Персидский залив. Стоимость работ по прокладке водной артерии Каспий-Персидский залив, по оценкам иранских специалистов, составит $6,5-7 млрд. Проект соединяет Северную Атлантику с Индийским океаном по кратчайшему пути, и его создание может отодвинуть стратегическое значение черноморско-эгейских проливов и Суэцкого канала на второй план. Транзитный коридор через Иран служит интересам России и дает возможность нам обойтись без альтернативных транспортных маршрутов, предлагаемых США и их союзниками. Иран получит политические и экономические выгоды от торговли с Россией, Центральной Азией и Индией. Индия получит выход на российские, центрально-азиатские и восточноевропейские рынки и доступ к различным источникам энергоресурсов. Естественно, что некоторые западные эксперты выражают обеспокоенность потенциалом сотрудничества между Россией, Ираном и Индией. Оппоненты коридора «Север – Юг» указывают на плохое состояние дорог в Иране, не говоря уж о целом ряде неприятных вопросов, связанных с таможенной документацией, многочисленными визами для каждого груза, складированием контейнеров, пограничными проверками и неясными ставками пошлин и транзитных сборов. Но все это, скорее, имеет пропагандистский характер, признать истинное стратегическое значение МТК «Север-Юг» у оппонентов желания нет. *** В заключение отметим, что в Тегеране надеются, что президентство Владимира Путина выведет отношения их страны с Москвой на более доверительный уровень. Конечно, перед лицом угрозы вероятного военного столкновения с США иранцы хотели бы заручиться определенными гарантиями со стороны России. Иран не исключает возможности выйти на более высокий уровень интеграции с Россией и ее партнерами и, возможно, стать участником Евразийского союза. Политический курс Запада, направленный на изоляцию ИРИ на международной арене, не должен лишать Тегеран поддержки стран, выступающих за «многополярную глобализацию», в том числе и России, которая больше других заинтересована в союзных отношениях со своим южным каспийским соседом.
Николай Кольчугин, <i>Эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока, кандидат исторических наук, доцент. <b>Специально для Iran.ru</b></i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.