Эхо турецко-американского сближения на северных границах Ирана

17 апреля 2012
A A A


Последние недели ознаменовались резким усилением американо-турецких контактов. Зафиксированный видеокамерами жест президента Обамы, подозвавшего к себе пальцем турецкого министра иностранных А. Давутоглу, получил в Турции противоречивые комментарии. Между тем, данный эпизод – не более чем визуальное свидетельство двустороннего партнерства, принимающего, судя по всему, всё более тесные формы – и не только относительно поддержки вооружённых групп, борющихся за свержение Президента Сирии Башара Асада. Некоторое время назад катарский телеканал «Аль-Джазира» распространил информацию о готовящейся встрече Президентов Азербайджана и Армении при активной поддержке Турции и США. По данным, озвученным телеканалом, посредниками встречи между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Армении Сержом Саргсяном выступят госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИД Турции Ахмед Давутоглу. Без России Разговоры об организации такой встречи без участия российского президента начались еще в прошлом году, накануне апрельского «ядерного» саммита в Вашингтоне. Тогда Анкара активно содействовала Вашингтону в организации встречи между четырьмя сторонами» - США, Турцией, Арменией, Азербайджаном. «Однако в это время в отношениях между Баку и Вашингтоном имелись проблемы, из-за которых президент Алиев, в отличие от своего армянского коллеги, не был приглашен на саммит. Американская телекомпания CBS, которую процитировали ведущие бакинские интернет-ресурсы, сочла это «непростительной ошибкой» в контексте «южно-кавказской стратегии» Вашингтона, а премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что это была потерянная возможность. Очевидно, в последнее время американо-турецкие и американо-азербайджанские связи имели достаточно интенсивный характер, и идея организации подобной четырёхсторонней встречи вполне может приобрести конкретные очертания. Уже сейчас возможное американо-турецкое посредничество получило позитивный отклик со стороны ряда азербайджанских экспертов. Так, по мнению председатель партии Демократических реформ депутата милли-меджлиса Асима Моллазаде, усилия Вашингтона и Анкары по организации очередной встречи президентов Азербайджана и Армении ценятся положительно и очень высоко, а участие Турции окажет положительное влияние на обеспечение справедливости и верховенства законов. Параллельно прорабатываются возможности для запуска второй серии армяно-турецкого переговорного процесса. Неформальные консультации сменились «обнадёживающими» заявлениями МИД Швейцарии. Возобновление переговорного процесса между Ереваном и Анкарой является одним из приоритетов американской политики в регионе, так как даёт дополнительные возможности по комплексному влиянию США на ситуацию. Учитывая тесную связь «армяно-турецкого» процесса с нагорно-карабахским (что неизменно подчёркивают в Анкаре), заинтересованные стороны могут попытаться нащупать рычаги, способные сделать армянскую сторону более уступчивой. Мы видим, что приближение парламентских выборов в Армении объективно этому способствует, но, думается – лишь до определённого предела. Любые попытки Азербайджана и Турции склонить Армению к односторонним уступкам в вопросе карабахского урегулирования заведомо обречены на провал – такое заявление сделал замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян. Да и армянские парламентарии в любом случае будут отстаивать интересы собственной страны, а не какой-либо другой. Конечно, более тесная координация внешнеполитического курса США и Турции на Южном Кавказе может сказаться на стабильности в регионе нагорно-карабахского конфликта не лучшим образом – хотя бы по причине завышенных ожиданий, которые это сближение может породить у некоторых особо нетерпеливых политиков. Впрочем, усилия турецкой стороны продвинуть решение нагорно-карабахского вопроса в нужном для себя и для Баку направлении, вряд ли будут успешными и на этот раз. Помимо чисто прагматических соображений, гипотетический запуск новой «серии» переговорного процесса, на этот раз под эгидой Вашингтона и Анкары (если, конечно, соответствующая информация подтвердится), будет означать существенное изменение формата урегулирования карабахского конфликта. Напомним, Турция не является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, но стремится де-факто стать таковым. В турецких СМИ активно обсуждается идея о замене в «минском процессе» Парижа на Анкару. TRT.Russian сообщает, что «пассивная позиция Минской группы ОБСЕ вызывает беспокойство у Турции», на что Р.Эрдоган, видимо, и жаловался по телефону Обаме, выдвинув, вместе с тем, некое «новое предложение». Заявив, что Анкара готова «приложить все усилия к разрешению конфликта в аспектах, касающихся Азербайджана», он предложил сопредседателям США вместе с Россией и Францией вести переговоры с Арменией. Обещания – Еревану, вооружения - Баку О чём же может идти речь в рамках подобного рода переговоров? По-видимому, о разного рода экономических преференциях в случае уступчивости Еревана в карабахском вопросе, но здесь тоже всё не так однозначно. На неофициальном уровне включение Армении в региональные коммуникационные проекты уже давно увязывается с удовлетворением требований официального Баку как минимум в отношении территорий «пояса безопасности» по периметру границ бывшей НКАО (при этом все прекрасно понимают, что это только первый шаг). Как правило, подобные идеи озвучивают представители США, а также Европейского Союза, озабоченного проблемами собственной энергобезопасности. Конечно, рассуждения об экономических «коврижках» хорошо звучат в уютных конференц-залах; на практике же сложно будет объяснить гражданам Армении, чем нынешняя энергетическая «зависимость» от России или Ирана хуже зависимости от Азербайджана или Турции – да ещё и в условиях качественного ослабления национальной обороны и безопасности по иным параметрам. В этой связи любопытно мнение признанного специалиста в этих вопросах, как бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ, бывший посол США в Азербайджане Мэтью Брайза. Судя по его высказываниям, которые цитируют азербайджанские источники, «вопрос Нагорного Карабаха будет решен. Для этого на столе руководителей двух стран лежит рамочное соглашение. Для решения этого вопроса необходимы 4, 5 или 6 важных условий. Для этого президенты обеих стран должны взять решение конфликта на себя, доверять друг другу. Это большой политический риск, поскольку общества Азербайджана и Армении не готовы принять решение по урегулированию этого вопроса. Необходимо, чтобы оба общества изменили свои точки зрения или президенты должны взять на себя большой политический риск». Что-то подсказывает, что американские стратеги вряд ли будут действовать в направлении снижения этих рисков – ведь в ином случае они, используя свои расширяющиеся возможности, работали бы не покладая рук именно в таком русле. А пока вся «работа» ограничивается узким кругом неправительственных организаций и ведётся, как правило, в третьих странах. Есть еще, правда, формальные заявления представителя Госдепа госпожи Нуланд о недопустимости военного пути решения карабахского конфликта. Тем временем Баку объявляет о крупной военно-технической сделке с Израилем. Среди заказанной продукции значатся противокорабельные ракеты Gabriel, беспилотники Heron и Searcher, противовоздушные системы Barak-8, радиолокационные системы Green Pine и, видимо, другое оборудование. Представляется, что столь крупный контракт вряд ли бы стал возможным при наличии возражений со стороны основного союзника и гаранта безопасности Тель-Авива. В свою очередь, влиятельное издание Foreign Policy информирует о получении израильскими ВВС доступа к авиабазам на территории Азербайджана. Скорее всего, не все эти вооружения предназначаются для использования в войне против Нагорного Карабаха. Однако резкая эскалация напряжённости на линии соприкосновения сторон (по некоторым оценкам, в 2011 году по сравнению с 2006-м количество инцидентов возросло в 21 раз) не может не тревожить. «…Бояться следует не Ирану, а Армении», – комментирует вышеупомянутую сделку обозреватель американского ресурса EurasiaNet Джошуа Кучера. Думается, Армении и Нагорному Карабаху нужно не бояться, а совершенствовать систему обеспечения национальной безопасности, включая и её внешнеполитический аспект. Южный Кавказ последовательно втягивается в бурлящий конфликтами «Большой Ближний Восток», в эпицентре которых в случае разрушения Сирии, неизбежно окажется Иран. Это, как мы все прекрасно понимаем, предполагает отнюдь не развязки существующих, а ровно наоборот – возникновение всё новых и новых проблем. Конечно, США будут стремиться задействовать новые механизмы, направленные не на решение, а, скорее, на управление карабахским конфликтом. Вероятно, на этом пути можно достигнуть каких-то тактических целей, однако конфликт так и останется неурегулированным, а стороны и дальше будут жить в состоянии «ни мира, ни войны», исходя при этом из наихудших сценариев. Россия и Иран – непреодолимое препятствие для абиевцев. Пока… Недавно американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Роберт Брадтке намекнул на то, что стороны, вероятно, находятся ближе к урегулированию, чем сами предполагают. В связи с этим в некоторых СМИ появились предположения о наличии некоего неафишируемого до поры до времени сценария, а также о попытках Вашингтона перехватить у Москвы инициативу в карабахском вопросе. Возможные попытки исключения из этого процесса России (равно как и де-факто Ирана) будут заведомо несостоятельными – события вокруг Ирана непосредственно затрагивают её интересы. Да и Москва, несмотря на все трудности, не намерена сворачивать посреднической активности. В первых числах апреля состоялся очередной визит министра иностранных дел России в Ереван и Баку. Накануне приезда Сергея Лаврова стали известны слова заведующего общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанова, по мнению которого, «нет другой страны в мире, которая обладала бы в разрешении этого конфликта более сильным влиянием». «Мы делаем это заявление, учитывая подход и к региональным вопросам и к нагорно-карабахскому вопросу, и существующее давление на Армению. Влияние России на Армению не имеет аналогов в мире. Она может направить это государство в желаемом направлении, может направить на конструктивизм в любом вопросе. В этом смысле мы многого ожидаем от России» - говорит господин Гасанов, выражая надежду на «серьёзные продвижения». Впрочем, в атмосфере воинственных заявлений ожидать их, мо меньшей мере, наивно. «Мы готовы освободить свои земли военным путем, и то, что Азербайджан освободит от оккупации свою территорию, не должно ни у кого вызывать сомнений» - пообещал в очередной раз министр обороны Азербайджана Сафар Абиев. По окончании же визита некоторые бакинские эксперты вновь выразили недовольство «проармянской» (и вообще якобы «имперской») позицией Москвы, напомнив о важности военно-политического сотрудничества Баку и Анкары. И даже пожелания Хилари Клинтон о желательности отвода снайперов с линии соприкосновения сторон остаются без внимания. Словом, ничего нового. Как известно, в Баку давно выражают разочарованность усилиями Минской группы, неспособной, мол, должным образом надавить на Ереван и заставить его подчиниться. Дополнительным «аргументом» является очередное обострение ситуации на линии соприкосновения сторон, включая северный участок границы между Азербайджаном и Арменией. Если эффективность посреднической миссии России или США (не говоря о Турции) рассматривается лишь в контексте её возможностей оказать давление на противоположную сторону – в этом случае прогресса мы не увидим еще долго. А скорее всего – вообще не увидим. Между тем, поддержание непосредственных контактов между сторонами, непосредственно вовлечёнными в конфликт, является необходимым и безальтернативным требованием для любого эффективного процесса урегулирования.
Андрей Арешев, <i>Специально для Iran.ru</i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.