Об эффективности экономических санкций против Ирана

03 апреля 2012
A A A


В первые годы существования ИРИ санкции носили, главным образом, односторонний характер. В этот период в основе введения санкций со стороны США и Европы лежали, главным образом, политические причины. В последние годы основным мотивом введения санкций против Ирана стала реализация им своей ядерной программы. После принятия четырех Резолюций СБ ООН, начиная с 2006г., санкции приобрели международный характер. Первые три санкционные Резолюции СБ ООН (от 2006-2009г.г.) не носили масштабного характера. Так как санкции ужесточались постепенно, иранская экономика также постепенно приспосабливалась к ним. В середине 2010г. ситуация кардинально изменилась. Соединенные Штаты 1 июля ввели дополнительный пакет односторонних санкций. 26 июля 2010 г. дополнительные санкции ввел Европейский Союз. В 2011г. санкционное давление на Иран продолжилось. В мае 2011 г. Евросоюз принял поправки, ужесточающие санкционный режим в отношении ИРИ. 22 января 2012г Евросоюз ввел эмбарго на закупки иранской нефти, о прекращении всех контрактов после июля 2012г. ( В определенной мере это подрывает авторитет ОПЕК, в которую входит Иран, противоречит принципам свободного рынка). Но Иран в ответ не стал дожидаться июля, и уже в январе заявил о приостановке своего экспорта в Европу (пока только английским и французским компаниям). Ударом по внешней торговле Ирана стали санкции на международные операции с иранскими банками. Эффективность экономических санкций мы можем рассматривать в разных аспектах: - с точки зрения итогов экономического роста, - с точки зрения изменений в социальном положении населения, - с точки зрения изменений в экономической политике, - с точки зрения изменения внутриполитической ситуации в стране. Я буду касаться только первых трех аспектов. Оценить влияние санкций на основе макроэкономических показателей весьма сложно. Официальных статистических данных в Иране не было опубликовано даже по результатам 1390г.(2010/11)г. до марта 2012г., что само по себе являлось косвенным свидетельством снижения динамики экономического роста. По оценочным данным Центрального банка Ирана рост ВВП в 2010/11г. составил( в постоянных ценах) 5,5%, в том числе ВВП без нефти-6,1%. По данным CIA Factbook в 2010г. объем ВВП ИРИ вырос всего на 1,5%. Падения ВВП до отрицательного уровня не произошло, динамика ВВП осталась положительной. В 2011г. иранскому руководству также удалось в целом сохранить экономическое равновесие. Фактически осталась на прежнем уровне добыча нефти. Среднегодовой уровень за 2011г. составил 3,6 млн.барр/день, что даже превысило уровень добычи в 2010г.(3,5 млн. б/д). По прогнозам МВФ, опубликованным в сентябре 2011г., в 2011/12г. рост ВВП не опустится ниже 2,5%. Достаточно позитивно оценил состояние иранской экономики лондонский «The Economist», определив объем ВВП в 2011г. в 540 млрд. долл., или 976 млрд. долл. по ППС( паритетам покупательной способности). Темп роста ВВП по обменному курсу оценен в 2,2%. Но если, например, сравнить с оценкой ВВП Ирана Всемирным банком в 2010г.по ППС в 838,7 млрд.долл.(18 место в мире по объему экономики), то рост превысил 16%. Размеры ВВП по данным «The Economist»на душу населения соответственно составили в 2011г. 5040 и 12720долл., а темпы инфляции - в16,5%. По данным ЦБ ИРИ, в феврале 2012г. уровень инфляции превысил 20%. Но для страны, отменившей субсидии на ряд товаров, этот уровень не представляется высоким. Как ни парадоксально, на снижение уровня роста инфляции влияет санкционный режим, ограничивший импорт, заменивший европейские товары более дешевой китайской продукцией. Что до оценки ВВП, нужно признать, что статистические органы ИРИ оказались в сложной ситуации не только из-за боязни опубликовать более негативные оценки в преддверии выборов. Дело в том, что в декабре 2011г. были отменены субсидии на ряд товаров, это- 100 млрд. долл., часть этих субсидий статистически включаются в объем ВВП. Не повлияли санкции и на норму валовых инвестиций, она осталась достаточно высокой – на уровне 26-27%, что гарантирует рост экономики, особенно учитывая оптимальную в Иране технологическую структуру капиталовложений. Сокращение в результате санкций притока прямых иностранных инвестиций, доля которых и до этого была невелика, было компенсирована увеличением частных – как в результате приватизации, так и реализации совместных с государством проектов. Достаточно высокими остаются золотовалютные резервы Ирана. На начало 2012г.- около 110 млрд.долл. ( 22 место в мире). Одним из самых негативных результатов является ускорившийся процесс вывода из Ирана иностранных инвестиций. Достигнутые ранее соглашения с иностранными компаниями фактически оказались разорванными. Если на 31декабря 2008г. объем накопленных прямых инвестиций составлял 20,8 млрд. долл., то уже к началу 2011г. они сократились до 16,8 млрд. долл., но на конец декабря 2011г. повысились до 18.02 млрд. долл. Стал выводиться не только иностранный, но и отечественный капитал. Платежный баланс за 2010/11г. показывает, что отрицательное сальдо счета капитала практически удвоилось за счет последнего квартала 2010/11г., или первого квартала 2011г. Таким образом, влияние санкций с точки зрения динамики экономического роста на сегодня пока не катастрофично, но крайне негативно. Недаром в связи с санкциями рахбаром 21 марта 2011г. накануне иранского нового года был объявлен экономический джихад, и 21 марта 2012г. рахбар вновь объявил его продолженным. Прежде всего это – рост инфляции, рост безработицы, снижение активности бизнеса, снижение уровня социальной поддержки за счет постепенной отмены субсидий на поддержание цен. Проблему с инфляцией правительство пытается решить разными методами. Для населения- это выплата компенсаций за отмену субсидий, которая составляет весьма значимую величину- от 45-до 80долл более чем для 90% семей, отнесенной к нуждающимся по закону о субсидиях. Кроме того, правительство пошло на либерализацию процентных ставок по сберегательным вкладам, разрешив их повысить до 21%, т.е. уровня инфляции. Для снижения безработицы ( по оф. данным- 11%, по оценкам-15,3%) и активизации частного бизнеса увеличиваются выплаты из Нефтяного и Национального фондов. Составленный на 2012/13г. бюджет больше предыдущего на 5,6%. Сколько-нибудь значительного снижения доходной части бюджета за счет экспорта нефти вряд ли в текущем и в следующем году произойдет. Снижение экспорта нефти( по оценкам на 20-25%) с большой долей вероятности будет компенсировано адекватным ростом цен на сырую нефть. За счет увеличения военных расходов (более чем на 15%) будет увеличена занятость на предприятиях ВПК. Если бы не мировой кризис, а главное, если бы не санкции, правительству М.Ахмадинежада не удалось бы провести через меджлис новые направления экономической политики. Само правительство несколько последних лет пыталось повысить эффективность экономики за счет усиления в ней роли частного сектора и рыночных факторов. Меджлис в конце 2010г. согласился принять достаточно радикальные меры по сокращению субсидирования ряда товаров. Был принят Targeting Subsidy Plan (Reform), рассчитанной на пять лет, согласно которому с конца декабря 2010г. были введены новые тарифы на нефтепродукты, природный газ, электроэнергию, воду, проезд в общественном транспорте и такси. По разным оценкам, субсидии оценивались от 60 до 100 млрд долларов США в год, что составляло от 15 до 25 % ВВП страны и равнялось экспорту страны. Однако вместо «шокового» отпуска цен в результате отмены субсидий одновременно стала внедряться адресная помощь малоимущим слоям населения. Эти радикальные меры по укреплению рыночных основ экономики продолжили ранее принятые правительством меры. Так, удалось внедрить в налоговую практику НДС. Еще в феврале 2010 г. был принят закон о банках в свободных экономических зонах, более либеральный, чем закон 1983г. Стало расти число частных банков, частных инвестиционных фондов, создаваемых по инициативе правительства для ускорения процесса приватизации. В условиях сокращения из-за санкций поставок в Иран новейших технологий иранское руководство сделало наиболее приоритетным создание высокотехнологических компаний. Поставлена задача к 2015 году войти в десятку ведущих в этой сфере стран мира. Конечно, в первую очередь реализуются проекты двойного назначения. В ответ на запрет поставок в Иран бензина правительство разработало программу строительства новых НПЗ и расширения мощностей действующих. В свою очередь, сокращение субсидий на топливо и введение адресной помощи привело к уменьшению потребления бензина на 10-20% (включая сокращение нелегального вывоза дешевого иранского бензина в соседние страны). В 2011г. иранскому руководству удалось в целом сохранить экономическое равновесие. В 2012г. стабилизироваться ситуация на нефтяном рынке, когда не только Китай, но и Япония, и даже Южная Корея и Индия, которые в начале года заявляли о сокращении закупок иранской нефти, а сейчас говорят о продолжении торговли с Ираном. При этом начали решаться проблемы с оплатой нефти- через национальные валюты, через золото, хотя США наложило запрет и на этот вид расчета, через бартерные сделки, через создание новых мелких посреднических компаний, которые хотя и сокращают прибыль иранской стороны, но позволяют решать проблемы с реализацией нефти и закупками необходимых Ирану товаров. Конечно, это - все-таки те обходные пути, которые в полной мере не смогут компенсировать возможные потери Ирана от сокращения экспорта нефти. Но пока кардинально ситуация с реализацией иранской нефти не изменилась, поэтому не изменилось кардинально и отношение различных политических групп и социальных слоев в отношении причины санкций- ядерной программы. Ситуация окончательно должна проясниться летом, когда спрос на нефть и газ несколько падает, и особенно во второй половине года, когда истекает срок контрактов на закупки иранской нефти. Так как влияние санкций отразилось на снижении динамики экономического роста, притока прямых иностранных инвестиций, активности иностранных компаний, то нельзя исключить вероятность изменения официальной позиции Ирана в отношении ядерной программы - но не с точки зрения ее замораживания, а с точки зрения расширения контактов с МАГАТЕ и большей прозрачности самой программы.
Н.М.Мамедова, <i>заведующей сектором Ирана в Институте востоковедения РАН, <b>для Иран.ру</b></i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.