Белорусский след в иранских событиях

23 марта 2012
A A A


Со временем история перехваченного иранцами американского беспилотника как-то забылась. Возможно, аудиторию этой новости перехватили более свежие события, а может быть, дело в крайней скудности имеющейся информации. Тем не менее, за те несколько недель, которые ушли на тщательное изучение иранского пресс-релиза, было выдвинуто великое множество версий. И их количество медленно, но верно увеличивается. Вскоре после объявления о захвате БПЛА RQ-170 Sentinel в издании The Christian Science Monitor появилось интервью с неким инженером, якобы имевшим самое прямое отношение к перехвату. Этот материал в итоге и послужил основой для большинства версий, догадок и предложений по теме. По словам этого источника, перехват был выполнен в два этапа. Сперва при помощи аппаратуры радиоэлектронной борьбы (РЭБ) был заглушен радиоканал, по которому происходила передача данных между беспилотником и его пультом управления. Перестав получать команды, RQ-170 включил автопилот. Утверждается, что в случае потери сигнала эти аппараты самостоятельно возвращаются на базу. Для навигации при этом используется спутниковая система позиционирования GPS. Иранцы, утверждает тот инженер, знали об этом и в нужное время «подсунули» беспилотнику неправильный сигнал о координатах. В результате этих действий Sentinel ошибочно стал «думать», что один из иранских аэродромов является американским, расположенным в Афганистане. Отсутствие инерциальной системы навигации сыграло с беспилотником злую шутку – если иранский инженер действительно имел отношение к операции, то ориентирование исключительно по GPS стало главным фактором, повлиявшим на весь перехват в целом. Но американцы отрицают такой вариант развития событий. По официальным данным Пентагона, беспилотный аппарат был потерян из-за сбоя в работе бортового оборудования, а не разбился он по причине удачного стечения обстоятельств. Хотя немало американских военных, в том числе и с «большими звездами», откровенно сомневается в том, что представленный Ираном аппарат действительно является рабочим RQ-170, а не искусно сделанным макетом. Кроме того, версию анонимного инженера можно опровергнуть при помощи архитектуры системы GPS. Напомним, она имеет два уровня – L1 и L2 – предназначенные для гражданского и военного применения соответственно. Сигнал в диапазоне L1 передается открыто, а в L2 шифруется. Теоретически существует возможность взломать его, но насколько это целесообразно в практическом отношении? В то же время, неизвестно, какой диапазон использовала аппаратура американского беспилотника, военный или гражданский. Иранцы ведь могли заглушить шифрованный сигнал помехами, а гражданский собственным, с нужными параметрами. В этом случае автопилот «Сентинела» стал бы искать любой доступный сигнал от спутника и принял бы за него тот, что ему «подложили» иранские радиоэлектронщики. И тут мы приходим к самому интересному аспекту всей этой беспилотной эпопеи. Иран доселе не был замечен в создании военной электроники мирового уровня. Сам собой напрашивается вывод о помощи из-за границы. В контексте иранской операции уже неоднократно упоминался российский комплекс радиоэлектронной разведки 1Л222 «Автобаза». Но только ли Россия может быть «причастна» к перехвату? Комплекс 1Л222 по большому счету является лишь элементом большой и сложной радиоэлектронной системой. В советское время созданием подобной аппаратуры занимались не только предприятия, расположенные на территории РСФСР. Так что после распада СССР наработки по соответствующим темам могли остаться в теперь уже независимых государствах. Не все подобные предприятия смогли пережить лихолетье девяностых, но те, которые остались, продолжили работу. В частности, сразу несколько конструкторских бюро осталось в Белоруссии. Сразу стоит сделать небольшую оговорку: эта страна рассматривается в качестве возможного «соучастника» в первую очередь из-за того, что она, как и Иран, нередко относится к числу неблагонадежных. Ну а в целом неплохая аппаратура в данном случае является в некотором роде дополнением к политической стороне дела. Ведущим белорусским предприятием в сфере радиоэлектронной аппаратуры военного назначения является минское конструкторское бюро «Радар». Номенклатура его продукции достаточно широка: от станций обнаружения источника радиосигнала до систем глушения сотовой связи. Но из всех «глушилок» в контексте истории с RQ-170 наиболее интересно смотрятся комплексы «Оптима-3» и «Туман». Они изначально предназначаются для глушения сигнала американской спутниковой системы позиционирования GPS. «Оптима-3» создает двухчастотный помеховый сигнал сложной структуры, который позволяет надежно заглушать все компоненты спутникового сигнала. Однако «Оптимы» могли и не использоваться иранцами. Дело в том, что белорусские станции глушения GPS имеют компактные габариты и приспособлены к быстрой переброске с места на место. Это сказалось на мощности сигнала. По имеющимся спецификациям, «Оптима-3» выдает сигнал более 10 ватт. С одной стороны, киловатт тоже больше десяти ватт, но заявленных цифр может быть недостаточно для надежного действия по целям, находящимся на большой высоте. В то же время заявлена дальность действия до 100 километров. А вот упомянутый «Туман» выглядит более реальным вариантом подавления навигационного сигнала. Система «Туман» предназначена для действия на частотах навигационных систем GPS и ГЛОНАСС. Ее модификация под названием «Туман-2» – для подавления спутниковой телефонии Inmarsat и Iridium. Основное отличие «Туманов» от «Оптимы» кроется в способе монтажа. «Оптима-3» является сугубо наземной станцией постановки помех, а «Туман» устанавливается на вертолеты, самолеты или даже на беспилотные летательные аппараты. По структуре излучаемого сигнала система воздушного базирования примерно аналогична наземной. Дальность действия «Туманов» составляет все те же сто километров. При правильной подготовке к операции обе белорусские системы подавления GPS могли с равной эффективностью помешать навигации американского беспилотника, хотя имеются определенные сомнения, касающиеся практического применения и характеристик. С подозреваемыми, вроде бы, разобрались. Однако не все просто. Если тот анонимный иранский инженер действительно является иранским инженером и действительно связан с перехватом RQ-170, то остается найти ту систему, которая «подложила» беспилотнику неверные координаты. Теоретически, станция постановки помех может не просто забивать эфир шумом, но и передавать сигнал определенных параметров. Это теория, а насколько она применима в отношении белорусских «глушилок» – неизвестно. Вполне возможно, минские инженеры предусмотрели такую возможность, но стараются о ней не распространяться. Как видим, аппаратура собственного производства для глушения или подмены сигнала спутников GPS есть не только у Соединенных Штатов и Российской Федерации. Но по какой-то непонятной причине большинство американских военных и аналитиков продолжают кивать в сторону российского оборудования. Одна только история с «Автобазой» чего стоит. Так, например, бывший посол США в ООН Дж. Болтон недавно очень хорошо оценил характеристики российской аппаратуры РЭБ, правда, сделал он это весьма опосредовано. Его заявление выглядело примерно так: если российское оборудование для постановки помех попадет в Иран, то у Америки будут очень серьезные проблемы. Про белорусскую электронику он почему-то не сказал. Может быть, он просто о ней не знает. Но о ней могут знать в Тегеране. Или даже не только знать, но и эксплуатировать. А значит, декабрьский RQ-170 может стать не только первым, но и не последним. Кирилл Рябов (topwar.ru)
Кирилл Рябов, topwar.ru
Источник: NEWS.BCM.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.