Иранский автопром: тест-драйв

23 марта 2012
A A A


То, о чем мало знают в России … Анализ основных макроэкономических показателей и индексов развития иранской экономики показывает, что автомобильная промышленность Исламской республики является одной из наиболее эффективных и успешных. Мало кто знает, что по итогам 2009 г. Иран занял 12-е место в мировом рейтинге производителей автомобильной продукции. Иранская автомобильная промышленность является второй после нефтегазовой ведущей отраслью национальной экономики. В 2006-2008 гг. Ирану удалось заложить прочные основы для формирования экспортного потенциала, а с 2008 г. Тегеран приступил к массовому экспорту автомобильной продукции. К середине 2009 г. совокупный ежегодный экспорт автомобилей ИРИ достиг 1 млрд долл., а к 2012 г. поставлена задача довести количество экспортируемых автомобилей до 1,13 млн единиц. Сегодня автомобильную промышленность страны представляют 12 автомобильных заводов, основными представителями которых являются – Saipa, Iran Khodro Industrial (занимает вторую позицию в иранской автомобильной промышленности после «Saipa» и имеет долю в 46% производства), Pars Khodro, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro. Иран осуществляет экспорт автомобилей собственного производства в 30 стран, в том числе грузовики, автобусы, мини автобусы, легковые автомашины. На иранском рынке присутствуют ведущие мировые автопроизводители, наладившие массовый лицензированный выпуск своей продукции, включая французские «Peugeot», «Citroen» и «Renault», немецкий «Volkswagen», японские «Toyota» и «Nissan», «Kia Motors» из Южной Кореи, «Chery» из Китая. Привлекательность иранского рынка для этих компаний с точки зрения потребительного спроса, относительно дешевой рабочей силы и перспектив распространения производимой здесь продукции на всем Ближнем Востоке не вызывает сомнений. Такие совместные проекты уже принесли и будут приносить очевидную прибыль западным автопроизводителям, прямым доказательством чего служит пропорциональное увеличение в течение 2000-ых гг. инвестиций в иранский автопром. Тегеран по мере ужесточения санкционного режима и давления со стороны Вашингтона по ядерным делам взял курс на диверсификацию сотрудничества в автомобильной отрасли. Цель понятна: обезопасить национальный автопром от возможных санкций, найти новых партнеров в исламских странах. Причем ставка делается не только на поиск потенциальных покупателей иранских автомобилей, но и налаживание совместного с другими странами производства получивших международную известность иранских брендов, прежде всего «Samand» - иранского национального автомобиля, базирующегося на Peugeot 405. Соответствующие экспертные переговоры иранская сторона уже ведет с Сирией и Турцией. В зоне иранского внимания также и страны СНГ – достигнуты договоренности о совместном производстве автомобилей «Samand» в Белоруссии и Азербайджане. Другой интересный факт – с учетом устойчивого роста цен на бензин иранский автопром делает ставку на производство автомобилей, потребляющих газ, что может в перспективе существенно увеличить их конкурентоспособность на международных и региональных рынках. Кстати, о санкциях. Что касается крупных игроков на иранском автомобильном рынке, то особой паники введение санкций не вызвало. Французские производители уступать рынок конкурентам не собираются, а китайцы и вовсе наращивают свой вклад в автопром ИРИ. Китайская «Chery» в 2007-2010 гг. инвестировал 370 млн долл. в совместный с «Iran Khodro» проект по производству автомобилей для экспорта в страны Ближнего Востока. Другая китайская компания «Anhui Ankai Automobile» еще в 2008 г. подписала с иранцами контракт на 50 млн долю по поставкам автобусов. Но нужно сказать, что сами по себе данные, приведенные выше, все равно остаются для читателей Иран.ру определенной абстракцией. Лучше один раз увидеть и испытать, чем прочесть десяток аналитических материалов. И поэтому редакция Иран.ру обратилась к одному из автоэкспертов, с просьбой провести соеобразный тест-драй одного из лидеров иранского автопрома - «Samand». Ниже – его впечатления… На стоянке Сказать, что внешний вид автомобиля восхитил, было бы неправдой, но, нужно признать, что выглядит Samand вполне прилично. Прежде всего – это довольно большой автомобиль, по габаритам он находится на стыке современных классов С и D. Обратите внимание на определение “современных”, дело в том, что в основе “Саманда” лежит кузов Peugeot 405, а этот автомобиль в свое время относился именно к D-классу. Сразу же становится понятно, что стилистические решения дизайна внешнего вида Samand относятся именно к середине 90-х годов. Это касается формы и строения кузовных панелей, а также геометрии “оптики”. Но при всем при том автомобиль не смотрится устаревшим или намеренно упрощенным. Вот этого-то, к счастью, как раз и нет – все по-взрослому, как и положено. Более того, простые чистые линии кузовных обводов “Саманда” не лишены элегантности. Так что краснеть за внешний вид автомобиля его будущим владельцам точно не придется. Следует особо отметить, что все на редкость добротно и качественно сделано: зазоры между кузовными деталями не просто минимальные, но еще и одинаковые по всему кузову; двери закрываются не только без особого усилия, но и без дешевого звяканья. Про стилистику салона машины можно с полным правом повторить то же самое, что выше было сказано про ее внешний вид – все выполнено в стиле середины 90-х годов. Но при этом салон Samand смотрится ничуть не хуже интерьеров многих современных автомобилей. Возможно, дело в том, в салоне “Саманда” использована стилистика интерьера уже не “405-й”, а “406-й” модели Peugeot. А над интерьером салона Peugeot 406 в свое время работал знаменитый французский дизайнер Поль Брак. И многое из того, что он предложил для “406-й”, не только вошло во все учебники автомобильного дизайна, но и сохранило актуальность до сегодняшнего дня. Во-первых, все детали интерьера выполнены с безукоризненным вкусом. Мягкие линии “торпедо” плавно переходят к элегантным панелям дверей. В стилистике интерьера именно эта плавность и даже легкая "текучесть" играют основную формообразующую роль. Она не нарушается и довольно мощной центральной консолью, объединяющей блоки управления системы вентиляции и обогрева и музыкального центра. Внешне, казалось бы, стилистически разнородные детали интерьера искусно объединены в единое целое, в этом-то и чувствуется рука большого мастера. И самое главное –иранские дизайнеры не стали что-то менять и придавать интерьеру излишнюю “восточную экзотику”, что наверняка испортило бы все впечатление от салона. Во-вторых, размеры салона Samand приятно удивляют: по сравнению с относительно небольшими габаритами автомобиля он кажется очень большим. По уровню комфортабельности салон “Саманд” вполне соответствует всем современным требованиям. Он удобен как для тех, кто сидит на передних креслах, так и для едущих на заднем диване. По всему видно, что на заднем сиденье без проблем разместятся и трое взрослых пассажиров. Единственный недостаток, который удалось обнаружить, заключается в том, что передние места выполнены по старинке – боковая поддержка сидений явно недостаточна. Регулировки руля и водительского сиденья устроят человека любого телосложения. Панель приборов, выполненная по всем канонам автомобильной эргономики, прекрасно читается и не перекрывается спицами рулевого колеса. Так что все очень даже неплохо. И в дороге Начнем с комичной ситуации, с которой началась поездка. Не успели мы тронуться, как милый женский голос произнес: “Внимание, не закрыта дверь”. Сказано это было настолько явственно, что я резко тормознул и обернулся, чтобы посмотреть на даму, которая неведомым образом очутилась в салоне. Оказалось, голос синтезирован бортовым компьютером, и должен признать, что “женские команды” выполняешь почему-то сразу, в то время как на всевозможные “пикалки” в других машинах (вроде сигнализатора непристегнутых ремней) внимания практически не обращаешь. У Samand на редкость тяговитый двигатель с отменной эластичностью. Я не помню автомобиля, на котором бы мне удавалось тронуться с места на 4-й (!) передаче. В принципе удивляться этому особо не приходится, если вспомнить, что машина комплектуется двигателем в 1,8 литра, в то время как большинство “одноклассников” стандартно оснащаются моторами в 1,6 литра. Машина очень уверенно разгоняется практически с любой скорости и на любой передаче. При этом каких-либо претензий к шумо¬ и виброизоляции предъявить просто нельзя. А вот работа рулевого управления, напротив, не впечатлила. Руль очень мягкий, но при этом малоинформативный и с явно недостаточным реактивным действием, поэтому, выходя из поворотов, его все время доворачиваешь до нейтрального положения. В то же время доставила удовольствие отменная четкость включения передач, мы специально допускали "ошибки" в переключениях, включая вместо второй четвертую, а вместо первой – третью, но все работало четко и без проблем. Тут уже надо отдать должное инженерам – передаточные числа трансмиссии подобраны оптимально. Тормоза чрезвычайно эффективны, легкое нажатие – и автомобиль заметно замедляется, усилие больше – и машина резко тормозит, причем без малейших рысканий. Сделан Samand очень добротно, лучшим подтверждением качества производства машины является то, что изготовитель дает 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии кузова, а все потому, что все кузовные детали изготовляются из стали, прошедшей так называемую “глубокую оцинковку”. О двигателе выше мы уже говорили ¬ на редкость надежный агрегат, благодаря которому Peugeot 405, в свое время, неоднократно выигрывал чемпионат мира по ралли. От той же модели взята и платформа, и, что особенно важно, эффективные и отработанные конструкции подвесок. Поэтому наши дороги этому “иранцу” не страшны. Машина очень достойно укомплектована. Тут и гидроусилитель руля, и антиблокировочная система, и передний электропакет, и бортовой компьютер, и кондиционер, и обогрев наружных зеркал и заднего стекла. Кроме того, машина оснащается и защитой картера, автономной сигнализацией с управлением на ключе зажигания, и полным комплектом колес (включая “запаску”) на легкосплавных литых дисках. И если учесть, что все это предлагается по вполне доступной цене, то удивляться интересу к машине со стороны потребителей не приходится. Николай Семенов, Красноярск, специально для Iran.ru
Николай Семенов, специально для Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.