Перспективы Ирана в Центральной Азии и фактор ШОС

22 февраля 2012
A A A


Центральная Азия, наряду с Кавказом, Балканами и Ближним Востоком является одним из тех евразийских регионов, где отчетливо выступают принципиальные расхождения в подходах глобальных участников мировой системы международных отношений к самому широкому спектру международных проблем. Тем не менее, применительно к этому региону можно говорить, например, об отсутствии каких-либо подвижек в стремлении США и их европейско-арабских союзников подвергнуть Иран максимальной внешней изоляции. Политика вынуждена считаться с географией. Не говоря уже об экономике. В основе современных тактических ориентиров иранского подхода к сотрудничеству с центральноазиатскими странами лежат, прежде всего, прагматические интересы, на пресловутый «экспорт исламской революции» здесь нет и намека. Одной из перспективных сфер сотрудничества в рамках иранской региональной политики является добыча, переработка и транспортировка энергоносителей. Этим и обусловлена одна из главных целей Ирана в регионе – обеспечение доступа к новым проектам по разработке газовых и нефтяных месторождений, а также разворот основного экспортного потока энергоносителей из Центральной Азии через Иран (возможно, и в обход России на Украину и в страны Европы). [1] Хотя последнее, исходя из реальностей, представляется наименее вероятным. Наибольших успехов в регионе Тегеран добился во взаимоотношениях с Туркменистаном, Казахстаном и Таджикистаном, с которыми реализован или реализуется ряд взаимовыгодных экономических, энергетических и транспортных проектов, но, необходимо подчеркнуть, Иран при этом избегает демонстрации каких-либо устремлений к региональному лидерству.[2] В целом, можно отметить положительную динамику торгово-экономических и финансовых связей Ирана со всеми странами Центральной Азии, значительное укрепление его позиций в экономике региона вкупе с другими крупными игроками. Иранское проникновение в экономику региона не носит столь масштабного характера, как китайское, не столь громко декларируемо и политизировано, как западное, но оно неизменно поступательное и последовательное. Одним из механизмов, посредством которого Иран был бы склонен активизироваться в регионе, в иранских экспертных и политических кругах видится Шанхайская Организация Сотрудничества. Особенно очевиден этот интерес в период 2008-2010 гг., последующий спад связан, на наш взгляд, с наступившей позже определенной стагнацией самой ШОС. Тем не менее, иранское руководство видит в ШОС огромный, пусть и пока слабо используемый, потенциал экономического сотрудничества. Иранский взгляд в значительной степени совпадает в этом вопросе с китайским, да и на практике Иран заинтересован прежде всего в китайском рынке, для которого он является одним из основных поставщиков энергоресурсов (не менее важно развитие отношений с Россией, в том числе и в ядерной сфере, но здесь включаются уже и серьезные политические факторы, представляющие предмет отдельных обширных дискуссий). [3] В любом случае, пусть и вдостаточно общем виде, но необходимо отметить совпадение взглядов Ирана на ШОС с Китаем и Россией, которые воспринимают организацию как форму противостояния проникновению влияния США в регион. Иран солидарен с главными игроками ШОС – КНР и Россией – в том, что регион должен самостоятельно обеспечивать свою стабильность и безопасность без вмешательства внешних сил. Как нам представляется, эти точки соприкосновения создают хорошие предпосылки для взаимодействия, а статус полноценного члена ШОС позволил бы Ирану в полной мере использовать членство в организации для обозначения своих принципиальных подходов к формированию в ЦА региональной системы безопасности. [4] Вряд ли есть основания оспаривать тот факт, что доминирующим в сфере рисков и угроз для региона является афганский вектор. В этом направлении значимость Ирана вряд ли оспорима. Тегеран имеет в Афганистане два главных канала влияния. Во-первых, это шиитская ирредента, включающая этнических хазарейцев и небольшое количество других этнических меньшинств. Их размещение на территории страны имеет свою специфику. Хазарейцы живут компактно в провинции Бамиан в центре страны, дисперсно большие группы рассредоточены в Балхе, Баглане, Фарохе, Кандагаре и Кабульской провинции. Потенциально эти шиитской общины могут быть легко мобилизованы иранской стороной на религиозной основе. Второй канал влияния Ирана в Афганистане распространяется на таджикское население, в 1990-е годы именно Тегеран и Москва были главными союзниками Северного альянса, и большое число связей афганских таджикских политиков с иранскими соответствующими структурами сохраняется и в настоящее время. [5] Вступление Ирана в ШОС на фоне спорадических обострений ситуации вокруг иранской ядерной программы может позиционировать ШОС как блоковое объединение и стать причиной ухудшения отношений с Европой и США, сотрудничеством с которыми так или иначе дорожат Китай, Казахстан и Узбекистан, а также (из числа наблюдателей) Индия. Но именно иранский вопрос – один из тех, что тормозят сегодня принятие решения о расширении организации, и, главное, о наполнении ее деятельности конкретным содержанием. [6] Неполноценно охватывая задействованные в региональной геополитике страны, ШОС обречена оставаться диалоговой площадкой, но не эффективным инструментом региональной безопасности. Вопрос же о ядерном досье Ирана решается путем взятия ШОС под свою ответственность вопросов ядерного контроля в регионе, тем более, что МАГАТЭ эту функцию давно уже в реальности не выполняет. Если же ядерная программа Ирана [7] будет поставлена под контроль ШОС, эта надуманная проблема будет решаться региональным сообществом безо всякой конфронтации. В этом случае и поведение Ирана для стран региона станет более предсказуемым, что может только способствовать безопасности региона в целом. Такой сценарий, по нашему мнению, объективно может быть альтернативой тому, что сегодня безуспешно пытается сделать в отношении Ирана в ядерном вопросе Запад через инструменты ООН. [8] Некоторые западные исследователи подчёркивают очевидное противостояние ШОС странам НАТО, в частности США, так, по мнению бывшего министра обороны США Д. Рамсфельда, сотрудничество Ирана с ШОС нелогично, вследствие того, что последний воспринимается как «ведущий спонсор террора в мире» [9]. Пропагандистская риторика чужда политической реальности. США не нравится сама вероятность расширения роли ШОС, так как пути решения многих региональных и международных проблем этой организацией не вписываются в рамки проводимой американской администрацией политики в регионе [10]. Население Ирана и его экономическая мощь превосходят суммарную численность населения стран Центральной Азии и их совокупный экономический потенциал. Из тройки мусульманских государств, стремящихся к расширению своего влияния в регионе, Иран уже сейчас во многом опережает Турцию и Пакистан. Практика изоляционизма, проводимая США по отношению к Ирану при сугубо прагматичном подходе, присущем, как правило, руководителям стран региона, не способна компенсировать странам Центральной Азии тех потенциальных дивидендов, которые они могли бы получить от сотрудничества, обусловленного реальным геоэкономическим и геополитическим весом Ирана, в том числе – и используя механизмы ШОС. Александр Князев, д.и.н., старший научный сотрудник ИВ РАН, Замира Мураталиева, к.п.н., эксперт, Специально для Iran.ru [1] Парвин Моазами Гударзи. ШОС и эффективность сотрудничества с Ираном в сфере транспорта, коммуникаций и энергетики// ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей. — Бишкек, 2009. — 98-111. [2] Боришполец К.П. Центральная Азия как региональная подсистема международных отношений // Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / Под ред. А.Д. Воскресенского – М., 2002. – С. 196 [3] Князев А.А. Евразийская реальность, геополитические сценарии США и потенциал ШОС// Национальная идея. – Ереван, 2008. – № 4. – С. 22-32. [4] Вартанян А. М. Зачем Ирану нужно членство в ШОС? [5] Alexander Knyazev. The Afghan Issue in the Politics of Eurasian Great Powers: Russia, China, India and Iran// China and Eurasia Forum Quarterly, Volume 8, No. 1, Spring (2010). – P. 11-15. [6] Мамедова М.Н. Проблемы безопасности: ШОС и Иран// Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития: Сборник материалов «круглого стола», апрель 2007. – М., 2008. – С. 329-350. [7] И ядерные отрасли всех стран-членов ШОС. [8] Князев А.А. Новая мировая реальность и ШОС как геополитический и геоэкономический феномен: проблемы, функциональность и исторический шанс// ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей. — Бишкек, 2009. – С. 16. [9] Иванов В. Рамсфелд включил Россию в ось зла / Взгляд. – 2006. – 3 июня [10] Болятко А.В. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития: Материалы кругл. стола. – М., 2008. – С. 12-41.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.