Увидел свет второй номер журнала "Современный Иран"

08 июня 2011
A A A


Появление второго номера информационно-аналитического издания "Современный Иран" также, как и первого номера в декабре 2010 года, было восторженно встречено в общественно-политических кругах Росии, СНГ и за рубежом, особенно в Исламской Республике Иран. Сотрудники посольства ИРИ в Москве и лично посол господин Сейед Махмуд Реза Саджади выразили глубокую благодарность редакции журнала за всестороннее и объективное освещение насущных проблем современной политической и экономической жизни Ирана. По их оценке, это первое публицистическое издание такого рода, отличающееся глубиной научного анализа и четкого понимания внутренней и внешней политики Исламской Республики. Этому способстовал личный вклад в дело издания журнала таких видных политиологов и экспертов, как Сергей Бабурин, Виталий Третьяков, Максим Шевченко, Раджаб Сафаров и Дмитрий Рюриков, которые и вошли в состав редакции. Авторы журнала «Современный Иран» особо подчеркивают, что, несмотря на внешнее давление и прогнозы антиирански настроенных политиков, экспертов и мировых СМИ, предрекающих скорую гибель Исламской республики, в Иране сохраняется стабильность и достаточно высокий уровень поддержки властей, экономика функционирует в оптимальном режиме, страна живет нормальной жизнью. В ближайшее время появится электронная версия второго номера журнала "Современный Иран". А пока, предлагаем вниманию читателей ИРАН НЬЮС его краткое содержание. Второй номер журнала предваряет статья шеф-редактора журнала Дмитрия Рюрикова «Оставьте Иран в покое» - результат его недавней совместной с главным редактором газеты «Завтра» Александром Прохановым поездки в Исламскую Республику. Статья Дмитрия Рюрикова – взгляд на иранское общество с его достоинствами, сильными сторонами, проблемами и противоречиями. Автор призывает дать Ирану возможность решать свои политические, экономические и цивилизационные задачи без угроз войны и вмешательства извне, без подрывных политических технологий и «цветных революций». Внутриполитическая жизнь, настроения в Иране не производят впечатления бурлящего, готового вот-вот взорваться, котла. Да, некоторая часть населения не согласна с политикой правительства. Но оппозиция не пользуется широкой народной поддержкой. Что бы ни говорили о «репрессиях режима», т.е. ответа силой на силу, иранские реалии очевидны - настроенных на войну с государством в Иране немного. Иранская власть стремится на практике убедить людей, что принципы и нормы ислама могут претворяться в реальные дела, становиться порядком и образом жизни и что справедливость, достаток и духовность могут стать достоянием всех и каждого. У Ирана своя дорога в будущее. Автор задается вопросом - кто и по какому праву должен извне, тем более военной силой, решать судьбу Ирана? Примечательны заключительные строки статьи: «На улицах столицы, в окрестностях Тегерана, в мечетях Кума… мы смотрели на спокойных, здоровых, доброжелательных людей и думали: почему, на каком основании кто-то позволяет себе говорить «менять режим», «бомбить Иран» - ведь это значит натравливать вот этих иранцев друг на друга, устраивать гражданскую войну – и бомбить их?! По какому праву?! Неужели не хватило войн в 20-м веке и афганской и иракской – в 21-м?! Оставьте иранцев в покое…» В оригинальном философско-публицистическом жанре излагает свои впечатления по итогам поездки в Иран Александр Проханов. В них выражен духовный подъем человека, впервые увидевшего новую и столь необычную страну, стремящейся строить свою жизнь на основе высших человеческих ценностей. Необычны заголовки статьи Александра Проханова : «Я люблю тебя, Иран», «У Ирана есть бомба» - бомба, по мнению автора, это вовсе не ядерное оружие, а сплотившая иранское общество твердая вера, религиозность и нравственность, чем когда-то была сильна Россия. «Достойно самого великого сожаления, что Россия в этой схватке добра и зла примкнула к врагам Ирана, встала на сторону зла, поместила себя в ветхий погибающий, обречённый на уничтожение мир, отказавшись от своего главного исторического богатства — от идеи справедливости, ради которой Россия прожила весь свой двадцатый век», пишет А.Проханов. Несомненно, большой интерес читателей вызовет и интервью Александра Проханова с главным редактором иранской газеты «Кейхан» Хуссейном Шариатмадари. Говоря о мотивации сопротивления иранского народа внешнему давлению, Х.Шариатмадари подчеркивает два принципа. Принцип первый: народ, который обладает способностью самопожертвования, не сдаётся - он бесстрашен и способен дать противнику самый решительный отпор. Сдаются неприятелю те, кто не готов отдать жизнь за свободу. Второй принцип, по определению Х.Шариатмадари - «если сверхдержавы восстанут против нашей революции и нашей страны, мы, пользуясь своей духовной силой, будем им противодействовать и их одолеем. В этой войне мы, иранцы, победим, потому что для людей Запада всё, что они имеют, - это нынешний материальный мир, за пределами которого для них ничего не существует. Мы же считаем, что эта жизнь - только самая малая, начальная часть жизни бесконечной, которая продолжается после смерти». Известный исламский философ и политолог Гейдар Джамаль в своей статье "Иран и современный революционный процесс" представляет читателям свой, как всегда интересный и глубокий, взгляд на интересы и политику Ирана в связи с процессами на современной «арабской улице». Он разоблачает спектакль западных СМИ, устроенный в связи с «арабскими революциями» в тех же Египте и Ливии. Дезинформация СМИ не смогла изменить содержание исторического процесса: падение Х.Мубарака стало тяжелым ударом для Израиля. При всей трагичности событий в Ливии и вокруг нее, медийно-политический «спектакль» терпит крушение и в Ливии: согласно версии СМИ, весь ливийский народ объединился против М.Каддафи и загнал его в бункер, однако в действительности оппозиция оказалась настолько разрозненной и слабой, что атлантический блок не смог найти никого, чтобы организовать себе «приглашение» к войне против правительства М.Каддафи. В условиях резкого обострения ситуации на Ближнем Востоке и Севере Африки, естественным центром притяжения мусульман является Иран, лидеры которого, благодаря своей духовной мощи и мужеству, смогли восстановить в мировой и региональной политике такие важнейшие факторы, как роль лидера и роль масс в истории. Американские публицисты Флинт и Хилари Леверетт («Сорос ошибается…») не верят в скорое падение иранского режима. Они обращают внимание, что за время правления Барака Обамы региональный баланс влияния и силы еще больше сместился от Соединенных Штатов к Ирану и его союзникам. ИРИ углубляет отношения с Сирией и Турцией и расширяет влияние в Ираке, Ливане и Палестине. Американский миллиардер Дж.Сорос и администрация Б. Обамы ошибаются, полагая, что волна народного недовольства, сметающая одного американского союзника на Ближнем Востоке за другим, свергнет режим Исламской республики и, возможно, правительство Б.Асада в Сирии. Но Соединенным Штатам пора бы понять, как надо строить отношения с исламскими движениями и политическими режимами, которые, скорее всего, придут на место «проамериканских» автократий на Ближнем Востоке. Подходы же администрации Б.Обамы, воинственная риторика по отношению к Ирану пока уводят американскую политику в прямо противоположном направлении. Эти же авторы в своей статье «Мягкая сила» Ирана» усматривают в усиливающемся факторе шиизма совершенно новую расстановку сил на Большом Ближнем Востоке. Такие события, как священный день Ашура с массовыми и организованными шествиями не только в Иране, но и в суннитской своем большинстве Турции, показали все более крепнущую нравственную силу шиитской ветви ислама. Авторы предупреждают Америку, что не стоит уповать на иранскую оппозицию, которая не сумела как-то «показать себя» во время дня Ашура в Иране. Ошибочный и «идеологически подогретый» анализ может подвести Соединенные Штаты к еще одной войне на Ближнем Востоке, последствия которой для США будет трудно предвидеть. В своей статье «Влияние Турции и Ирана на развитие ситуации в Закавказье» российский востоковед Сергей Дружиловский анализирует ситуацию в регионе. Иран и Турция искренне заинтересованы в урегулировании кризисов на Кавказе. Эти страны стремятся выступать миротворцами или посредниками в вопросах стабилизации положения в регионе. Иран уже давно предлагает задействовать в обсуждении нерешенных вопросов все три закавказские республики плюс Россию, Иран и Турцию, неоднократно заявлял о готовности посредничать в азербайджано-армянских переговорах по Нагорному Карабаху. О роли Ирана, результатах революции, ее харизматических лидерах поэтично пишет израильский писатель-антиглобалист Исраэль Шамир в работе «Синие цветы Тегерана». Он восхищается крепкими нервами президента М.Ахмадинежада: «человек послабее на его месте уже дрогнул бы и предупредил удар превентивным ударом. Он держится – значит, он считает, что разговоры и угрозы не выльются в войну». И.Шамир анализирует позиции Америки и Израиля – кто из них сможет спровоцировать или подтолкнуть друг друга на войну против Ирана. Не обходит он и возможности российской стороны. По его словам, «иранский кризис чреват как большими опасностями, так и большими возможностями для России. Требуется тонкая игра, чтобы и воспользоваться шансом, и не пострадать. Но возможности выигрыша таковы, что стоит рискнуть и совершить исторический поворот - навстречу Ирану». Несостоятельность ведущейся вот уже два десятилетия экономической войны против Ирана показывает аналитическая статья Нины Мамедовой об антииранских санкциях "Санкции против Ирана - расчеты и просчеты". Их ужесточение в последнее время не смогло пошатнуть экономику и положение в мире Ирана. Цифры и факты показывают обратное. Власти активизировали процесс реформ, придав им четкую социальную направленность. Экспорт и импорт страны существенно не пострадали. Ключевые отрасли экономики продолжают развиваться, даже участие в санкциях Китая и России не изменили общей картины. Одна из основных тем номера – реальности и возможности геополитических и торгово-экономических отношений России и Ирана. Озабоченность их современным состоянием выражают Александр Дугин и Валерий Муниров. Их общий вывод: ось Тегеран – Москва могла бы установить в мире иную расстановку сил, стабилизировала бы современный миропорядок. Философ Александр Дугин в своей работе «Ось Тегеран-Москва: Реальности и возможности геополитики…» подчеркивает, что по многим параметрам Россия утратила позиции и статус великой мировой державы, хотя ее геополитический, стратегический и цивилизационный потенциал все еще сохраняется. Однако есть опасение, что если встанет вопрос «кто следующий» и этим «следующим» окажется Иран, Россию никто не спросит – просто начнутся военные действия. А. Дугин также полагает, что нет никаких гарантий, что в дальнейшем в положении «следующего» не окажется и сама Россия. Вывод - проблема Ирана есть проблема России. Настоящий исторический момент мог бы объединить Россию и Иран в общее стратегическое пространство. Ось Москва-Тегеран решала бы геополитические проблемы: для России - выход к зоне Персидского залива, для Ирана – гарантии безопасности. Несколько под другим углом зрения состояние и перспективу российско-иранского сотрудничества анализирует Валерий Муниров в своей статье «Иран-Россия: дружить нельзя расстаться». В этой фразе нет ключевой запятой, которая «стоит целой жизни». Как поставить эту запятую на пользу торгово-экономических связей между Москвой и Тегераном? Связи российского бизнеса с американским капиталом и присоединение к антииранским санкциям стали замораживать наиболее чувствительные аспекты сотрудничества с Ираном, в том числе в нефтегазовой сфере. С одной стороны мы - потенциальные конкуренты, с другой – есть реальные возможности для активизации наших коммерческих связей. Например, несмотря на разные подходы, Россия с Ираном смогли договориться в вопросе о создании Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ). Иногда его не совсем точно именуют «газовой ОПЕК» - таковым он пока не является. Однако в перспективе при определенных обстоятельствах ФСЭГ может стать фактором мировой экономики и даже международной политики. По словам Мунирова, есть и такой фактор, как творческий потенциал россиян и иранцев - например, сотрудничество в области передовых высоких технологий. Состоится ли желаемое притяжение, будет зависеть, помимо прочего, и от того, в каком месте во фразе «Россия – Иран: дружить нельзя расстаться» лидеры двух стран поставят запятую. В статье «Ирано-афганские отношения на современном этапе» известный востоковед Марианна Арунова анализирует «афганский синдром» - один самых болезненных для Ирана и России конфликтов ЮгоВосточной и Центральной Азии. В Тегеране озабочены тем, что в соседней стране сосредоточена крупная группировка коалиционных сил НАТО, и полагают, что она представляет прямую военную угрозу Ирану. В этих условиях, по мнению М.Аруновой, «серьезная озабоченность Тегерана положением дел в соседнем Афганистане и регионе в целом представляется вполне обоснованной». ИРИ заинтересована не допустить внешнего, в первую очередь, американского, «посредничества» в ее контактах с Кабулом, продвигает тезис о приоритете регионального решения афганской проблемы. Роль Тегерана в урегулировании афганского кризиса объективно возрастает. Это признают почти все страны мира, включая США. Несомненный интерес у читателей номера, в том числе представителей правоохранительных органов и судебных властей России, вызовет статья Юрия Голика о борьбе с преступностью в Иране. «Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республике Иран» - так иранцы именуют свой уголовный кодекс - документ исключительно интересный и познавательный, в ряде мест, уверяет автор, он читается как персидская сказка и будет интересен любому неспециалисту. Рассказывается об особенностях высшей меры наказания в Иране – смертной казни и других мерах воздействия на преступников. В антииранской информационной кампании продвигается тезис о непримиримости шиитского направления в исламе к другим религиям. Статья «Комиссия «Ислам-Православие» Аиды Соболевой о многолетнем плодотворном сотрудничестве шиитского духовенства Ирана и Русской Православной Церкви весьма убедительно опровергает этот тезис. Этот факт доказывает меткое утверждение А.Проханова: «Иран и Россию, иранцев и русских объединяет стремление к справедливости, понимание, что смысл человеческой истории заключается в том, чтобы выстроить в этой земной, пагубной и часто гибельной жизни, мир благополучия, чертежи которого отдал человечеству Всевышний. Ближайшее будущее человечества — это битва за справедливость, сражение за бессмертие жизни на Земле, победа в котором дастся ценой больших трат и непомерных героических усилий. В этом сражении Иран и Россия должны быть вместе, ибо иранцы и русские - люди бессмертного мира». Иран и Россию объединяет не только геополитическое соседство, не только общая, прожитая то в дружбе, то в распрях, история. Иранцев и русских объединяет таинственное мистическое стремление к справедливости, понимание, что смысл человеческой истории заключается в том, чтобы выстроить в этой земной, пагубной и часто гибельной жизни, царствие, чертежи которого отдал человечеству Господь Бог. Царствие, где справедливость управляет не только отношением человека к другому человеку, но и человека к государству. Человека к машине. Человека к природе. Человека к звезде небесной.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.