Иран на Ближнем Востоке: сотрудничество, соперничество, интересы

13 мая 2011
A A A


Подобно тому, как военное вторжение США в Ирак и Афганистан в начале 2000-х гг. коренным образом изменило расклад сил в регионе, окончательный вывод иностранных войск из Ирака может круто изменить политическую ситуацию на Ближнем Востоке. Что же касается застарелых проблем Ближнего Востока и, прежде всего, вопросов ближневосточного урегулирования, то на данном направлении пока не произошло знаковых событий, способных существенно изменить региональный расклад сил. В то же время нерешенность ближневосточного конфликта продолжает оказывать негативное воздействие на ситуацию на Ближнем Востоке. В этой связи стабильность и предсказуемость развития политической и военно-стратегической ситуации в регионе, а также обеспечение мира и безопасности являются важным императивом политики ближневосточных государств, одним из которых является Иран. Тем более, сегодня Ирану принадлежит важное место в разрешении ближневосточных проблем. Без участия ИРИ вряд ли возможно добиться мирного разрешения арабо-израильского конфликта, урегулировать внутренние проблемы Ливана и Ирака, создать дееспособную систему региональной безопасности в Персидском заливе. Такое усиление роли ИРИ на Ближнем Востоке было во многом обусловлено тем обстоятельством, что иранское руководство сумело с выгодой для себя использовать складывавшуюся в 1990-2000 гг. военно-политическую ситуацию на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. В пользу Ирана Изменение геополитической обстановки на Ближнем Востоке и в Центральной Азии в результате окончания «холодной войны» давали Тегерану уникальную возможность превратиться за достаточно короткий исторический срок в региональную сверхдержаву. Реализация подобных планов в значительной мере облегчалась наличием ряда субъективных и объективных обстоятельств, складывающихся в пользу Ирана. Это и уникальное геостратегическое положение Ирана, и распад Советского Союза, и ослабление соседей Тегерана в Средней Азии и Закавказье, его соперников на Арабском Востоке в результате первой войны в Персидском заливе 1990-1991 гг. Уничтожение светского правящего режима в Ираке, децентрализация власти в соседнем Афганистане, опиравшейся на поддержку ислама суннитского толка, привели к созданию вакуума силы на западных и восточных границах шиитского Ирана. После победы на президентских выборах 2005 г. иранских консерваторов и президента М. Ахмединежада заметно возросло стремление Ирана выступать в качестве регионального лидера. В результате практически никто из соседей ИРИ по Ближнему Востоку и Центральной Азии не мог соперничать с ИРИ в этом регионе. Война Израиля в Ливане летом 2006 г., окончившаяся с явным преимуществом исламского сопротивления, укрепила позиции лояльных Ирану шиитских сил в самом Ливане и в регионе в целом. Война в Ливане помогла палестинскому движению «Хамас» не только укрепиться у власти в Газе, но и найти поддержку у некоторых арабских государств. В результате новой войны против «Хамас» в 2008-2009 гг. Израиль не сумел полностью достичь своих целей. «Хамас» сумел сохранить позиции не только в Газе, но и приобрести определенный международный авторитет. Главные задачи США Однако подобное развитие ситуации в регионе шло вразрез с планами США и Израиля по переустройству Ближнего Востока. Конфронтация с США стала одним из главных препятствий на пути продвижения интересов ИРИ в этом регионе. Напряженность в отношениях двух стран стала приобретать опасный характер после вторжения США в Ирак и Афганистан и активизации в Иране работ по созданию собственной ядерной программы, которая рассматривалась Вашингтоном как попытка Тегерана заполучить ядерные оружие. Предпринимавшиеся американской администрацией в течение последних трех десятилетий попытки модифицировать систему власти в ИРИ, сдержать рост иранского влияния на Ближнем Востоке не принесли желаемых результатов. Не оправдало себя и систематическое международное давление на Иран, и экономические санкции. В результате под угрозой оказались планы США и новой администрации во главе с президентом Б. Обамой, которая, пыталась придать новый облик своей ближневосточной политике, чтобы сохранить американские лидирующие позиции в регионе. Несмотря на громкие заявления, сделанные Б. Обамой в ходе визитов в Турцию и Египте в 2009 о планах США изменить свою политику на Ближнем Востоке, продолжавшаяся конфронтация с ИРИ заставляла новую американскую администрацию возвращаться, если не целиком, то к отдельными элементам старой ближневосточной американской политики . Об этом свидетельствует введение в 2010 г. под влиянием США новых, еще более жестких санкций против Ирана. Новые санкции касались в основном банковских операций, страховых секторов, экономики Ирана, грузоперевозок. Предложенные санкции расширяли список целевых объектов и ужесточали принятые ранее три секции санкций, которые начали вводиться с 2006 г. с целью убедить Иран прекратить работы по ядерной программе. Под давлением международного сообщества, МАГАТЭ и ООН к этим санкциям вынуждены были присоединиться Россия и Китай которые всегда активно выступали за поддержку Ирана, за переговоры с ним, считая, что иранскае ядерная программа носит мирный характер . Главные задачи на Ближнем Востоке США видят: - в ослаблении позиций своих основных соперников – России, Китая, ЕС; - нейтрализации влияния Ирана как региональной державы; - в захвате монопольных позиций на энергетических и рынках вооружений региона; - в укреплении своих региональных союзников на Ближнем Востоке. Администрацию США беспокоит рост исламского сопротивления интересам США и Израиля в регионе. Отсюда важную задачу американцы видят в разрушении политического имиджа исламского сопротивления, прежде всего ливанской «Хизбаллы», чтобы она не могла служить примером для других политических движений и организаций на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Со своей стороны Иран оказывает поддержку шиитской организации «Хизбалла», которую он использует для укрепления своего влияния в Ливане и как инструмент сдерживания Израиля. Иран фактически вовлечен в межпалестинский и палестино-израильский конфликт. Палестинская проблема занимает одно из ключевых мест во внешней политике ИРИ. Иран оказывает помощь и поддержку палестинской организации «Хамас». Иран и Ирак: отношения с чистого листа Влияние Ирана на события в Ираке расширилось в силу его отношений с шиитской общиной в этой стране. Иранское руководство вполне устраивает, что власть в Ираке находится в руках представителей шиитской общины. Иран поддерживает сохранение нынешней конфигурации власти в Ираке, надеясь, таким образом, сохранить там доминирующие позиции после вывода американских войск. Большое значение для развития ирано-иракских отношений имел визит иранского президента М. Ахмединежада в Багдад в марте 2008 г.. Это был первый визит лидера Ирана в Ирак за последние 29 лет. Была закрыта страница вражды и раздора между двумя странами, предложено строить отношения с чистого листа. Иракское руководство надеется, что Иран сможет сыграть стабилизирующую роль в Ираке, если окажет давление на подконтрольные Тегерану военно-политические силы в этой стране. К тому же Ирак ожидает, что вывод американских войск может способствовать появлению новых возможностей в развитии экономических связей с Ираном. И, что особенно важно, может дать новый импульс в разрешении сложных пограничных проблем. Оба государства заинтересованы в совместной разработке некоторых нефтяных месторождений, которые Иран ранее разрабатывал в одиночку, так как не было установлено точных границ. Ирак готов пересмотреть свои отношения с оппозиционной Ирану организацией «Моджахедине Хальк». Власти Иракского Курдистана также проявляют явное стремление к установлению более тесных связей с Тегераном, в том числе в экономической области. Влияние Ирана растет Любопытно, что в отличие от вопросов арабо-израильского урегулирования, развития внутриполитической ситуации в Ливане, отношения к Израилю и Сирии, где интересы Ирана и США расходятся, в Ираке Америку и Иран многое объединяет. После вторжения в Ирак в 2003 г. американская администрация в основном вела дела с партиями и организациями, лояльными Ирану и связанными с ним. Именно их американцы рассматривали в качестве своих союзников против суннитского сопротивления. Американское руководство, таким образом, помогло Ирану усилить свое влияние среди иракских шиитов и противников режима С. Хусейна. В результате Иран смог укрепить свое политическое и военное присутствие в южных и центральных районах Ирака. Но в тоже время есть ряд вопросов, по которым позиции США и Ирана в Ираке расходятся. США стремятся установить сугубо светскую ориентацию и образ правления в Ираке и укрепить отношения Ирака со странами региона, лояльными Израилю. Все эти планы идут вразрез с интересами Ирана на Ближнем Востоке. После вывода части американских войск из Ирака положение Ирана еще более укрепилось. Сложно предположить, что США смогли бы так бескровно вывести свои войска по южному маршруту в Кувейт, не будь на то молчаливого согласия Ирана, который влияет на ситуацию южных районах Ирака через союзных ему шиитов. На сегодняшний день наиболее серьезная сила, которая может противостоять Ирану - это суннитское сопротивление, с которым Иран, скорее всего, предпочтет договориться, нежели воевать, чтобы закрепить свое влияние в Ираке и Персидском заливе. Искусство иранской дипломатии в продвижении своего влияния в Ираке и во всем Арабском мире во многом объясняется правильно выстроенным идеологическим обеспечением его политики. Действительно, иранская пропаганда в исламском мире строится не столько на декларации поддержки только шиитов, сколько на защите общемусульманских ценностей. Иран стремится выступать как защитник исламской уммы в целом и каждого мусульманина вне зависимости от того, к какому толку ислама он принадлежит. Кроме того, нужно иметь в виду, что после вывода американских войск шииты Ирака будут стремиться к полной самостоятельности и независимости и вряд ли захотят делиться доходами от нефтепромыслов юга и портов их транспортировки с кем-либо еще. Учитывая это, Иран продолжает налаживать отношения с властями Курдистана. И даже добился определенных успехов. Так, существенно ограничена возможность проникновения «Моджахединов Хальк» на север Ирана с территории, подконтрольной курдам. После введения жестких санкций Иран наладил поставки керосина из Курдистана, а также договорился о транзите через территорию Ирака новой нитки газопровода в Сирию. С позиций США Американскую администрацию беспокоит сложившийся и окрепший в последние два года тандем Сирии и Ирана. На сегодняшний день Сирия и Иран связаны отношениями стратегического характера и, несмотря на неоднократные попытки США и их европейских и арабских союзников (Саудовская Аравия, Египет) заставить изменить характер отношений Сирии и Ирана, они только укреплялись. Благодаря этому Иран имеет возможность активно влиять политическими методами на проблемы ближневосточного конфликта, в частности на арабо-израильское урегулирование на всех его направлениях, избегая прямой вовлеченности в вооруженную конфронтацию с Израилем и США. Сотрудничество между Сирией и Ираном существенно окрепло и расширилось в различных областях, включая ВТС, безопасность, экономику и научно-техническую сферу. США опасаются роста влияния Ирана в регионе. Они стремятся сохранить свой контроль над развитием ситуации на Ближнем Востоке, постоянно смещают баланс сил в регионе с тем, чтобы сделать Иран более уступчивым в вопросах ядерной программы, повлиять на исламское сопротивление и смягчить его отношение к Израилю. Вице-президент Дж. Байден и госсекретарь Х. Клинтон не скрывают, что США нужен Иран слабый и не самостоятельный, послушное орудие в их руках . Начавшиеся 2 сентября 2010 г. в США палестино-израильские переговоры по ближневосточному урегулированию между Тель-Авивом и группировкой М. Аббаса пока не дали ощутимых результатов и, скорее всего, обречены на провал. Непримиримость занятой Израилем позиции в вопросах поселенческой деятельности, определения границ будущего палестинского государства и проблемы беженцев не способствует успеху переговоров. После окончания 26 сентября 2010 г. 10-месячного моратория на строительство еврейских поселений в Иерусалиме и Западном берегу, Израиль продолжил строительство. При этом руководство Израиля игнорировало неоднократные увещевания со стороны США и «четверки» международных посредников хотя бы на время продлить мораторий, чтобы обеспечить возможность продолжения переговоров. Продолжается оккупация Голанских высот, блокада сектора Газа, сорваны предпринимавшиеся арабами на сессии Генассамблеи ООН попытки поставить ядерный потенциал Израиля под международный контроль. Сохраняя баланс интересов Понимая, что в таких условиях сложно рассчитывать на продолжение конструктивных переговоров между израильтянами и палестинцами, США, будучи заинтересованы в сохранении хотя бы видимости мирного процесса в регионе, пытаются задействовать альтернативные направления в БВУ и возобновить сирийско-израильские переговоры. Дамаск в принципе согласен возобновить переговоры с Израилем, но без каких-либо предварительных условий с израильской стороны и при турецком посредничестве. При этом сирийское руководство считает, что любые переговоры с Израилем обречены на провал до тех пор, пока Тель-Авив ясно не обозначит свою готовность вернуть сирийцам Голанские высоты в границах 1967 г. Дамаск также отвергает абсурдные требования Израиля изменить характер сирийско-иранских отношений как условие для возобновления диалога с Сирией. Такой же позиции придерживается сегодня и руководство еще одно серьезного регионального актора - Саудовской Аравии, которая за последний год существенно изменило свое отношение к Сирии и ее политике в Ливане и на Ближнем Востоке в целом. Саудовцы подчеркивают, что прогресс в отношении Сирии и США и урегулирование с Израилем не должно достигаться за счет связей Дамаска с Тегераном. Учитывая укрепившиеся в последние несколько месяцев отношения Сирии и Ливана и наличие в обеих странах около миллиона палестинских беженцев, трудно рассчитывать на успех ближневосточных переговоров без сирийского участия. Позиция Ирана в отношении возобновления сирийско-израильских переговоров заключается в том, что Иран в целом поддерживает Дамаск в его стремлении вернуть утраченные территории мирным путем. Однако Тегеран крайне негативно относится к тому, чтобы мирный процесс на Ближнем Востоке шел за счет маргинализации позиций Ирана в регионе и в ущерб иранским интересам. 18 сентября 2010 г. Сирию посетил президент ИРИ. На встрече обсуждалась политическая ситуация на Ближнем Востоке в связи с палестино-израильскими переговорами, возможность участия в них Сирии, а также положение в Ираке и повышение уровня экономического сотрудничества между Ираном и Сирией. Несмотря на некоторые расхождения Дамаска и Тегерана по вопросам ситуации в Ираке и Ливане, обе страны в ходе постоянных консультаций в конечном итоге приходят к определенным компромиссам, поскольку в основе их сотрудничества лежит прагматические цели - прежде всего устранить любые угрозы безопасности и развитию их стран и сохранению позиций правящих в них режимов. В окружении арабской элиты Впечатляющие успехи Ирана а разработке современных вооружений и прорыв в сфере мирной атомной программы, пуск АЭС в Бушере при помощи России заставили ряд арабских монархий Персидского залива пересматривать свое отношение к ИРИ. Немалая часть арабских стран связана с Ираном экономически, и это заставляет политические соображения отойти на задний план. Например, ряд монархий Персидского залива (Катар, Кувейт, ОАЭ) поддерживают широкие экономические связи с ИРИ. Но стремление Тегерана обретать все большее политическое влияние в регионе, вовлеченность в наиболее острые конфликты в арабском мире, нерешенность проблемы трех островов в Персидском заливе - все это настораживает представителей арабской элиты, которые считают указанные факторы препятствием на пути налаживания хороших отношений с иранским руководством. В связи с обострением религиозной ситуации на Ближнем Востоке особые опасения арабских государств с большинством суннитского населения вызывает возможность Тегерана напрямую вести диалог с шиитским меньшинством на их территории. Различия между шиитским меньшинством и суннитским большинством в арабском мире является важным элементом, определяющим сегодня отношения арабов и иранцев. Конфессиональные противоречия в регионе всегда служили инструментом провоцирования политических конфликтов между арабскими странами и Ираном. Немалая часть арабских элит, даже связанная с Ираном экономически, весьма неоднозначно воспринимает усилия Ирана в регионе. Сказывается исторический антагонизм персов и арабов, с одной стороны, и неурегулированность отношений власти и исламского сопротивления – с другой. Так, несмотря на неоднократные попытки Ирана нормализовать свои отношения с Египтом, официальный Каир упорно препятствует процессу нормализации, во многом – из-за позиции Ирана в палестино-израильском урегулировании и его влияния на внутреннюю исламскую оппозицию. Иран если и не поддерживает в открытую, то явно вдохновляет исламское сопротивление в Йемене, с которым власти страны при военной поддержке Саудовской Аравии безуспешно борются последние два года. Иранское присутствие заметно ощущается и в Судане. Ядерная программа Ирана и особенно пуск в конце 2010 г. АЭС в Бушере вызывают неоднозначную реакцию в арабских странах. Министр военной промышленности Египта заявил, что ядерная программа Ирана угрожает арабским странам Ближнего Востока. При этом Египет сам планирует к 2025 г. построить атомную электростанцию. Кувейт, ОАЭ, Иордания и другие считают одним из главных средств конкуренции с Ираном строительство АЭС. Основа для сближения есть! Гонка вооружений, которая охватила некоторые страны Ближнего Востока, представляет опасность для всего международного сообщества. Этому во многом способствуют США. В сентябре 2010 г. было объявлено о заключении нового соглашения на 5-10 лет между США и Саудовской Аравии о предоставлении ей американских вооружений на 60 млрд долл. Но Иран заинтересован в нормализации отношений с арабскими странами, как с политической, так и с экономической точек зрения. Безопасность ИРИ всегда будет находиться под угрозой, если арабские страны будут проявлять враждебность к Ирану. В тоже время и арабские государства ощущают потребность в налаживании сотрудничества и преодолении разделяющих факторов с Ираном. Государства ближневосточного региона принадлежат к мусульманскому сообществу, и их взаимодействие в ОПЕК, в ОИК и других объединениях создает основу для сближения и взаимопонимания. Данный факт получил свое подтверждение в ходе состоявшегося в январе 2009 г. внеочередного саммита арабских и исламских государств в Дохе (Катар) для рассмотрения вопросов урегулирования ситуации в Газе. На нем присутствовал и президент ИРИ. Кроме того, Ахмединежад был приглашен и на саммит ССАГПЗ, состоявшийся в 2008 г. Контакты Ирана с арабскими странами расширяются. Иран заинтересован в развитии не только политических, но и экономических отношений с арабскими государствами. Подводя итоги Следует отметить, что политика новой американской администрации в отношении Ирана остается прежней. США оказывают политическое и экономическое давление на Иран и всеми силами стремятся склонить на свою сторону не только страны Европы, но и Россию, Китай и его соседей по региону. Основная цель Америки - изолировать Иран от международного сообщества, помешать его развитию и укреплению. На сегодняшний день Ближний Восток остается наиболее опасным районом в мире. Возможность военного разрешения ближневосточного конфликта не только не ослабевает, но и угрожает новой вспышкой с новой силой. Наиболее взрывоопасную политику в этом регионе проводит Израиль, который активно поддерживает США. Единственный путь разрешения ближневосточного конфликта - это дипломатические переговоры. Заинтересованным сторонам - США, Ирану и Израилю – необходимо пойти на определенные уступки и нормализовать отношения. Другой выход, о чем неоднократно говорил Израиль, это военная крупномасштабная операция в Иране, чтобы сменить там власть и взять под контроль эту страну. Однако с учетом сегодняшней международной обстановки и региональных раскладов, США вряд ли смогут реализовать такой вариант. Как можно предполагать, в ближайший обозримый период на Большом Ближнем Востоке, скорее всего, будет сохранятся статус-кво, время от времени нарушаемый отдельными региональными конфликтами. Людмила Михайловна Кулагина - cтарший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук. Эксперт по истории Ирана и отношений СССР и России с Ираном. Автор многих монографий и академических работ по иранской тематике, награждена медалью СССР «За трудовое отличие». Владимир Муртузович Ахмедов - историк-арабист, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, доцент кафедры Востоковедения МГИМО МИД РФ. Продолжительное время работал в странах Ближнего и Среднего Востока.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.