Иран, Ирак и следующий шаг

29 апреля 2011
A A A


Соединенные Штаты заявили иракскому правительству на прошлой неделе, что если оно хочет продлить пребывание американских войск в Ираке, не ограничиваясь крайним сроком 31 декабря 2011 года, установленным согласно действующему соглашению о статусе сил между Вашингтоном и Багдадом, то оно должно незамедлительно уведомить об этом США. Если в ближайшее время не будет подписано новое соглашение, Соединенные Штаты не смогут остаться в стране. Скрытый смысл позиции Америки таков: чтобы оставить войска в Ираке, необходимо приступить к сложному процессу планирования, а задержки не позволят начать такой процесс. На самом деле, происходит следующее. Соединенные Штаты призывают иракское правительство изменить свое отношение к выводу американских войск, и изменить его прямо сейчас, чтобы можно было повлиять на ход кое-каких событий, происходящих в Персидском заливе. Восстание в Бахрейне и саудовская интервенция, а также события в Йемене создали крайне нестабильную ситуацию в регионе, и Соединенные Штаты Америки опасаются, что после вывода войск нестабильность еще больше усилится. Усиление Ирана Безусловно, американская озабоченность связана с Ираном. Соединенные Штаты не сумели предотвратить усиление иранского влияния в нынешнем иракском правительстве. На самом деле, вообще не очень понятно, насколько единым и связным организмом является иракское правительство. У его армии и сил безопасности ограниченные возможности в области планирования и обеспечения, и они неспособны вести территориальную оборону. Премьер-министр Нури аль-Малики не намерен решать эту проблему и ведет себя весьма загадочно. Дело в том, что правящая в Ираке коалиция расколота и пока не оформилась окончательно. Там доминируют иранские ставленники, такие как Муктада аль-Садр (Moqtada al-Sadr). Эта коалиция лишь частично управляет деятельностью находящихся в ее подчинении министерств, а также армии и сил безопасности. Сам по себе Ирак подвержен влиянию любой солидной державы, а самой важной солидной державой после ухода США станет Иран. Ведется много споров об исторически сложившейся напряженности между иракскими и иранскими шиитами, и все это правда. Но Иран систематически наращивает свое влияние на все иракские фракции. Еще важнее другое. Когда США уйдут, иракцы, вне зависимости от их отношения к Ирану, совершенно очевидно почувствуют (если уже не чувствуют), что компромисс с этой страной – единственный выход в данной ситуации. Они считают, что Иран - это усиливающаяся региональная держава, и такие представления имеют под собой основания. Более того, ни США, ни Саудовской Аравии нечего этому противопоставить. Ответ иракского правительства на американское предложение был вполне предсказуем. Хотя кое-кто втайне хочет, чтобы Соединенные Штаты остались, общая реакция оказалась весьма разнообразной – от безразличия до угроз, если США не уйдут. А если учитывать то, что США предложили оставить 20000 военнослужащих в стране, где не могли навести порядок 170000 солдат, становится понятно, что иракцы считают такое присутствие чисто символическим, а также полагают, что из-за поддержки американцев Ирак может навлечь на свою голову неприятности со стороны Ирана, у которого войск гораздо больше 20000, а также имеются вездесущие разведслужбы. Да и вообще не ясно, хотят ли иракцы, чтобы американские войска остались, или нет. Но 20000 вполне достаточно, чтобы разгневать Тегеран, и недостаточно, чтобы предотвратить последствия такого гнева. Начиная с Джорджа Буша и Барака Обамы, американцы в своем решении уйти из Ирака исходили из того, что через четыре года это можно будет сделать, поскольку к тому времени в стране будет создано крепкое государство и армия. Соединенные Штаты недооценили то, в какой мере отсутствие единства в Ираке будет мешать достижению такого результата, и в какой мере иранское влияние будет подрывать эти усилия. США дали обещание американскому народу и заключили договор с иракским правительством о выводе войск; но те условия, на возникновение которых они надеялись, просто не возникли. Неслучайно то, что вывод американских войск совпал по времени с колоссальной дестабилизацией в регионе, и особенно на Аравийском полуострове. По всему периметру Саудовской Аравии возникла арка нестабильности. И создали ее не иранцы, хотя пользу из этого они несомненно извлекли. В результате Саудовская Аравия оказалась в такой ситуации, что ей пришлось вводить войска в Бахрейн, приводить свои силы в повышенную готовность на границе с Йеменом, и даже беспокоиться по поводу внутренней дестабилизации, учитывая активизацию сторонников реформ элементов в период беспрецедентного переходного периода, связанного со старостью и дряхлостью четырех главных руководителей в стране. В момент, когда Соединенные Штаты покидают Ирак, Иран надеется на усиление своего влияния в этой стране. Иран обычно действует очень осторожно, даже когда делает жесткие заявления. Поэтому он вряд ли пошлет в Ирак обычные войска. Да этого и не нужно будет делать ради завоевания господствующих политических позиций. Также маловероятно, что иранцы решат действовать более агрессивно. Когда США уйдут, опасность снизится. Проблема Саудовской Аравии Саудовская Аравия - это та страна, которая может противостоять Ирану в Ираке. Известно, что она помогает деньгами имеющимся там суннитским группировкам. Ее армия не ровня иранской, если дело дойдет до сражений за Ирак, и ее влияние на большинство иракских группировок меньше, чем иранское. Важно и то, что сталкиваясь с кризисом на своей периферии, саудовцы сосредоточивают все внимание на востоке и юге. Поэтому беспорядки в регионе усиливают ощущение изоляции среди части иракцев, а также чувство незащищенности от Ирана. Следовательно, с учетом того, что Ирак занимает ведущее место среди приоритетов национальной безопасности Ирана, события в Персидском заливе выгодны Тегерану. Раньше у Соединенных Штатов была иракская проблема. Эта проблема сегодня решается, но отнюдь не в пользу США. А теперь появляется саудовская проблема. В настоящее время Саудовская Аравия вполне способна справляться с беспорядками в пределах своих границ. Ей также удалось подавить шиитов в Бахрейне, по крайней мере, на время. Однако ее способность справиться с южной периферией в виде Йемена под вопросом, учитывая тот факт, что режим в Сане был и раньше ослаблен многочисленными партизанскими группировками, а сейчас его после 30 лет пребывания у власти вытесняют. Если совокупность проблем в форме внутренних беспорядков, регионального хаоса и иранских махинаций сохранится, то давление на Саудовскую Аравию может существенно вырасти. Главная проблема Саудовской Аравии в том, что она не знает пределы своих возможностей по контролю за ситуацией (а эти возможности не выходят далеко за рамки финансового влияния). Если режим допустит ошибку в расчетах и перенапряжет свои силы, он может оказаться в незавидном положении. Следовательно, саудиты должны вести себя осторожно и сдержанно. Они не могут допустить просчет. С точки зрения Саудовской Аравии, важнейшим элементом здесь является долгосрочная американская преданность режиму. Американцы без особого энтузиазма отнеслись к действиям саудовцев в Бахрейне. Кроме того, Соединенные Штаты без особой активности занимаются урегулированием ситуации в Йемене, понимая, что их возможности влиять на ход событий в этой стране весьма ограничены. А если учесть американскую позицию по Ираку (мы останемся, только если нас попросят – да и то в небольшом количестве), то становится ясно, что саудовцы получают от США вовсе не те сигналы, какие им нужны. Позицию Саудовской Аравии еще больше усугубляет то обстоятельство, что в своих потребностях по обеспечению безопасности она не может открыто вставать на сторону Америки. Тем не менее, иного выхода у нее нет. Поэтому ключевым элементом иранской стратегии стало использование этой саудовской дилеммы в своих интересах. Более мелкие государства Аравийского полуострова, объединенные с Саудовской Аравией в составе Совета сотрудничества стран Персидского залива, играют в Йемене посредническую роль. Но так или иначе, они не обладают теми силами, которые необходимы авторитетному и заслуживающему доверия посреднику. Речь идет о силах военных, которые способны настроить конфликтующие стороны на переговорный лад. А вот для этого нужны Соединенные Штаты. В таких условиях наследный принц Объединенных Арабских Эмиратов шейх Мохаммед бин Зайед аль-Нахьян (Mohammed bin Zayed al-Nahyan) посетит Вашингтон. ОАЭ одна из немногих стран на Аравийском полуострове, где не было крупных беспорядков. Поэтому Эмираты стали одной из наиболее влиятельных сил в регионе. Мы, конечно же, не знаем, о чем ОАЭ попросят Америку. Но мы не удивимся, если это будет просьба подать четкий сигнал о том, что Соединенные Штаты готовы противостоять усилению Ирана в регионе. Саудиты будут очень пристально следить за ответом Америки. В своей национальной стратегии они вынуждены с неловкостью рассчитывать на Соединенные Штаты. А если королевство сочтет США ненадежным союзником, у него останется всего два выхода. Первый - это удерживать занимаемые позиции и надеяться на лучшее. Второй – осмотреться и понять, нельзя ли найти какой-то компромисс с Ираном. Разногласия между Ираном и Саудовской Аравией в сфере религии, культуры, экономики и политики огромны. Но так или иначе, Иран хочет быть доминирующей державой в Персидском заливе, определяя там экономические, политические и военные порядки. 18 апреля советник иранского верховного лидера аятоллы Али Хаменеи по военным делам генерал-майор Яхья Рахим Сафави (Yahya Rahim Safavi) предупредил Саудовскую Аравию, что и она может подвергнуться вторжению под тем же самым предлогом, под каким королевство направило войска в Бахрейн для подавления местного восстания с преобладающим участием шиитов. Затем 23 апреля командующий элитным Корпусом стражей исламской революции генерал-майор Али Джафари (Ali Jafari) заметил, что Иран по своей военной мощи превосходит Саудовскую Аравию, а также напомнил США, что их силы в регионе находятся в пределах досягаемости иранского оружия. Опять же, иранцы не намерены идти на какие-то агрессивные шаги, и такие заявления имеют целью сформировать представления и вынудить саудовцев капитулировать за столом переговоров. Прежде всего клану саудитов нужно сохранить режим. Решая, противостоять Ирану в одиночку или идти на неприятный компромисс, саудиты понимают, что выбора у них нет. Мы догадываемся, что одна из причин обращения ОАЭ к Обаме состоит в том, чтобы убедить его в ужасных последствиях бездействия и заставить США действовать более активно. Стратегия невнимания Похоже, что администрация Обамы проводит все более понятную внешнюю политику. Вместо того, чтобы просто пытаться контролировать и управлять ходом событий во всем мире, она избрала политику осторожного невнимания. Сама по себе это неплохая стратегия. Невнимание означает, что сталкиваясь с проблемой, союзники и региональные державы должны брать на себя ответственность за ее решение. Большая часть проблем решается сама собой без американского вмешательства. А если нет, то Америка может подумать о своей позиции позднее. Поскольку мир привык к тому, что Соединенные Штаты реагируют первыми, другие страны просто ждут американской реакции. Мы видели это в Ливии, где США пытаются играть вспомогательную роль. Концептуально это весьма здравая позиция. Проблема заключается в том, что такой подход действует лишь тогда, когда у региональных держав достаточно веса, чтобы решать проблемы, и когда результат не имеет критических последствий для американских интересов. Опять же, это ярко демонстрирует ливийский пример. Но Персидский залив - это зона жизненно важных интересов США – из-за нефти. Следовательно, применение стратегии невнимания к Персидскому заливу создает крайне рискованную ситуацию для Америки. Возобновление взаимодействия в Ираке в той степени, когда это позволит сдержать Иран, кажется маловероятным. Это объясняется не только иракской позицией, но и тем, что у США нет необходимых сил для создания достаточного потенциала устрашения и сдерживания, который не подвергнется атакам и осаде со стороны партизан. Вторжение на Аравийский полуостров опасно по целому ряду причин – от проблем военного характера до той враждебности, которую породит американское присутствие. А используя исключительно военно-морские и военно-воздушные силы, США не смогут поставить под угрозу основу боевого потенциала Ирана, какой являются его крупные сухопутные войска. Поэтому Соединенные Штаты находятся в трудном положении. Они не могут просто снизить масштабы своего участия – но не могут и участвовать в полной мере, хотя момент сегодня крайне важный. Нет у них и союзников за пределами региона, которые обладают необходимыми ресурсами и готовы принимать участие в таких действиях. Поэтому у США остается только Саудовская Аравия, которая должна вести переговоры с Ираном, о чем я писал раньше. Это непростой курс поведения, да и далеко не оптимальный. Но когда все прочие варианты действий исчезли, приходится работать с тем, что есть. Давление со стороны Ирана становится ощутимым. Его чувствуют все арабские страны. И каким бы ни было их отношение к персам, таковы сегодня реалии власти и силы. Принца из ОАЭ послали попросить Америку найти решение. Но непонятно, есть ли у США такое решение. Когда мы спрашиваем, почему дорожает нефть, на ум сразу приходить мысль о геополитических рисках. И это не просто глупые предположения. Джордж Фридман ("Stratfor", США)
Источник: NEWS.BCM.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.