Иран: декабрь 2010 г. Экономическая ситуация

22 февраля 2011
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад 24 декабря: «Иран для экономического развития не нуждается ни в США, ни в Европе. Эмбарго в отношении Ирана имеет 30-летнюю историю. А те, кто его ввел - отсталые политики, не знающие условий современного мира. Темпы роста иранской экономики даже возросли после введения эмбарго. Мы не обращаем на него внимания - эмбарго не оказывает никакого эффекта».

В ответ на недружеские шаги иностранных государств представитель Комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Казем Джалали заявил, что Иран не должен поддерживать экономические связи с теми странами, с которыми у него напряженные политические отношения. Отношения с другими странами должны развиваться и поддерживаться во всех сферах, в том числе в политической, экономической и культурной областях, - сказал он. «Поэтому мы намерены расторгнуть экономические отношения с государствами, к которым у нас нет доверия и с которыми отсутствует политическое взаимопонимание».

Комиссия по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана 19 декабря одобрила законопроект, который требует полного разрыва связей, в том числе политических, культурных и экономических отношений, с Великобританией. Г-н Джалали подчеркнул: «Мы стараемся налаживать связи с другими странами вместо тех, с которыми у нас отношения не складываются, и предпринимаем серьезные меры в этом направлении, - сказал он. - Экономические связи некоторых стран с Ираном в интересах самих этих стран».

Согласно данным иранских властей, в период с марта по октябрь 2010 года объем товарооборота между Ираном и странами Совета Безопасности ООН, обладающими правом вето (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай и Германия), несмотря на наложенные на страну санкции, вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12 процентов. В отношениях с Великобританией за этот период зафиксировано снижение импорта продукции на 37 процентов. В то же время экспорт в Великобританию вырос на 53,42 процента (25,5 млн долларов).

19 декабря иранские власти приступили к практическому осуществлению программы экономических реформ, предусматривающей поэтапную отмену государственных субсидий на электроэнергию, газ, водоснабжение, хлеб и автомобильное топливо. Цены на них планируется постепенно довести до средних в регионе. Чтобы компенсировать населению связанные с реформой материальные потери, каждой семье будет выплачиваться компенсация. В результате, как заверяют официальные лица, ликвидация субсидий никак не отразится на благосостоянии народа.

Тарифы на электричество были подняты с 1,6 центов до 4,5 центов за 1 кВт/ч, тарифы на воду - с 8 центов до 28 центов за 1 кубометр, тарифы на газ - с 1,3 центов до 7,0 центов за кубометр, цена литра бензина - с 10 центов до 40, литра дизельного топлива 0,2 цента до 14 центов, а стоимость природного газа, также используемого в качестве топлива для автомобилей, увеличилась в десять раз, 40 центов за кубометр. До сих пор иранские водители имели возможность ежемесячно покупать 60 л бензина по льготной цене – 10 центов за 1 литр. Теперь за тот же литр им придется платить по 40 центов. Прежде по такой цене продавалось топливо сверх льготного лимита. Теперь его стоимость повышена до 70 центов за 1 литр. Правительство Ирана резко сократило субсидирование продуктов питания, что стало причиной резкого, в два раза подорожания хлеба.

Иранские власти также объявили, что отменят субсидии на хлеб и будут компенсировать их выплатой каждому гражданину 40 долларов в месяц. Ежегодные дотации на хлеб в Иране достигали 4 млрд долларов. А всего власти выделяли ежегодно на поддержание энергетического и продовольственного секторов до 100 млрд долларов. По мнению аналитиков, правительство Ирана выделит на госсубсидии лишь 30 млрд долл. в последующие годы.

Существовавшие субсидии были одной из гарантий стабильности режима. О планах по отмене субсидий и корректировке цен было объявлено еще пять лет назад, однако подробности — срок отмены и уровень роста цен — до последнего момента не разглашались. Сам Махмуд Ахмадинежад, который больше года добивался от меджлиса их одобрения, назвал сокращение дотаций «крупнейшей операцией» в экономике страны за последние полвека. Как утверждает правительство, часть средств, полученная за счет высоких цен, будет возвращена населению в виде выплаты наличных. Полностью субсидии будут отменены к 2013 году, когда заканчивается срок пребывания М.Ахмадинежада на посту президента.

Ежемесячная квота на бензин в объеме 60 литров сохранится, однако это настолько мало, что сразу после объявления о реализации плана иранцы выстроились в очередь на заправках и бросились приобретать топливо по низким ценам.. Впрочем, чтобы смягчить рост цен, правительство разрешило большей части населения в течение нескольких недель покупать топливо по старой цене. Власти также запретили в ближайшие пару месяцев поднимать стоимость проезда в метро и на наземном транспорте, в том числе такси. Тем не менее, несмотря на запрет, в ряде районов плата за проезд в такси уже выросла в два раза Иранский президент призвал население не изымать деньги из банков и пообещал, что правительство продолжит выплачивать субсидии малоимущим семьям. По его словам, их размер вырастет в два раза, до 80 долларов в месяц. Сейчас около 20 млн иранских семей продолжают получать помощь на общую сумму 15 млрд долларов.

В ожидании массовых выступлений населения власти усилили меры безопасности: с 18 декабря органы правопорядка стали контролировать АЗС и другие важные объекты в Тегеране и других крупных городах страны. Полицейские патрулировали и центральные площади. Усиленные меры безопасности вполне оправданны. В 2007 году введение нормированной выдачи бензина привело к серьезным волнениям в Тегеране.

По информации министерства нефти Ирана, в первый же день после повышения цен на бензин его использование сократилось на 16,6 процента. Всего к концу месяца внутреннее потребление топлива в Иране сократилось на 20% после того, как правительство урезало государственные субсидии.

Оппозиционные лидеры Ирана Мир Хосейн Мусави и Мехди Карруби оценили решение о сокращении субсидий с точки зрения мировых экономических процессов, но выразили беспокойство в связи с последствиями в «нынешних нестабильных экономических условиях в стране». По их мнению, международные санкции, применяемые против Ирана из-за его ядерной программы, могут привести к росту инфляции на 30 процентов. Кроме того, они раскритиковали оценку последствий данной реформы системы социальных гарантий экономическими экспертами в правительстве Ахмадинежада.

В декабре Ахмадинежад заявил, что его правительство ликвидирует безработицу в течение ближайших двух лет. Его уверенность основывается на том, что Иран, с его точки зрения, успешно выполняет план по отмене государственных субсидий населению. А это, в свою очередь, должно привести к улучшению общей финансовой ситуации в стране. Иранский президент отметил, что с начала нового бюджетного года (21.03.2011) 20% доходов от продажи нефти будут зачисляться в специальный национальный, фонд, который, среди прочего, будет бороться с безработицей. По заверению Ахмадинежада, ежегодно за счет средств фонда в стране будет создаваться миллион рабочих мест. Сегодня безработица в стране, по официальным данным, составляет 9%, а по неофициальным - в отдельных частях Ирана доходит до 20–25%. Такой высокий уровень безработицы – во многом результат незанятости огромного количества молодых людей, родившихся в первые годы после Исламской революции 1979 года (две трети нынешнего населения Ирана – младше 30 лет).

Своего президента опередил министр экономики и финансов Ирана Шамседдин Хосейни. Он сказал, что уже в этом году в Иране (год в стране начинается 21 марта) 20 процентов от нефтяных доходов были перечислены в фонд национального развития. Хотя статус нацфонда развития еще не утвержден.

Заместитель министра труда и социальных дел Ирана г-н Джалали заявил, что с начала текущего года (с 21.03.10) в Иране создано 800 тыс. новых рабочих мест. Джалали отметил, что на текущий 1389 год (21.03.10-20.03.11) запланировано создать в общей сложности 1,1 млн рабочих мест. При этом имеется реальная возможность перевыполнить план и увеличить это число на 400 тыс. рабочих мест. Таким образом, в текущем году будет трудоустроено около 1,5 млн человек.

Исполняющий обязанности директора инспекционной организации Ирана Валиулла Хебре заявил, что данные иностранных организаций об уровне коррупции в Иране недостоверны, поскольку они основаны на нереальных отчетах неавторитетных иностранных источников. В антикоррупционном рейтинге Transparency International за 2009 г. Иран занимает 168-е место. Стоит заметить, что еще в 2005 году во время первой предвыборной кампании нынешнего президента Ирана М.Ахмадинежада задача борьбы с экономической коррупцией была выделена в качестве одного из главных приоритетов. Будучи в оппозиции в течение восьми лет реформаторского правления, молодые консерваторы серьезно критиковали правительство президента Хатами за коррупцию.


Глава Центробанка Ирана Махмуд Бахмани заявил: «Центральный банк решил отозвать вклады из иностранных банков и инвестировать эти средства в иранские банки». Эти вклады будут использоваться для финансирования внутренних проектов, при этом инвестиции следует осуществлять в иностранной валюте, а не в риалах, чтобы не спровоцировать новый скачок инфляции, темпы которой составляют 20%. Г-н Бахмани не назвал сумму депозитов, которые иранский Центробанк решил вывести из иностранных банков. Причиной вывода средств из иностранных банков называются «глобальные экономические условия». Как известно, против Ирана применены международные экономические санкции, затрагивающие, в том числе, банковские счета.


Курсы иностранных валют:

Центральный банк Ирана установил на 23 декабря официальный курс 1 американского доллара в размере 10370 риалов (29 ноября - 10375 риалов), 1 евро в размере 13597 риалов (13720), 1 английского фунта в размере 15989 риалов (16189).

В Bank Melli Iran 1 евро покупался за 13627 риалов (29 ноября - 13750 риалов) и продавался за 13647 риалов (13770 риалов), 1 американский доллар покупался за 10401 риал (10404 риала) и продавался за 10421 риал (10424 риала), 1 английский фунт покупался за 15992 риала (16194 риала) и продавался за 16047 риалов (16249 риалов), 100 японских иен покупались за 12469 риалов (12339 риалов) и продавались за 12519 риалов (2389 риалов), 1 швейцарский франк покупался за 10795 риалов (10368 риалов) и продавался за 10940 риала (10413 риала).

23 декабря на тегеранском рынке 1 евро продавался за 14083 риала (29 ноября - 13995 риалов), 1 американский доллар – за 10450 риалов (10443), 1 английский фунт – за 16948 риалов (16888), 100 японских иен – за 12642 риала (12608) и 1 швейцарский франк – за 10972 риала (11988).


Справка. Денежная единица Ирана официально называется риал, но часто для расчетов используется такая единица как туман (червонец), который равен 10 риалам.


Нефть и нефтепереработка

В соответствие с иранскими данными, Ирану принадлежат 10,3% от мировых доказанных запасов нефти. В 2009 году доказанные запасы нефти ИРИ составляли 137,6 млрд баррелей. В 1990 году этот показатель равнялся 92,9 млрд баррелей, а в 1980 году – 58,3 млрд баррелей.

На долю стран Ближнего Востока в 2009 году приходилось 754 млрд баррелей доказанных запасов нефти и на долю стран-членов ОПЕК – 1029 млрд баррелей. При этом доказанные запасы нефти во всем мире составляли в 2009 году 1331 млрд баррелей.

Министр экономики и финансов Ирана Шамседдин Хосейни: «Иран является третьим по величине производителем нефти в мире. В 2009 году добыча Ирана составила 3,8 миллиона баррелей в сутки».

Генеральный директор Иранской нефтяной компании южных нефтеносных районов Голям Реза Хасан Бейголу заявил, что возглавляемая им компания имеет в своем распоряжении 45 нефтяных месторождений и производит около 80% нефти, добываемой в Иране. Производственные мощности названной компании позволяют добывать до 3,2 млн баррелей нефти в сутки. В настоящее время компания ежесуточно производит 3 млн 10 тыс. баррелей. Около 1,8 млн баррелей добываемой компанией нефти отправляются на экспорт и около 1,4 млн баррелей – на нефтеперерабатывающие предприятия страны. Кроме того, компания производит 101 млн куб. м природного газа и 147 тыс. баррелей газового конденсата в сутки. На месторождениях компании насчитывается 1 тыс. 545 скважин, 1 тыс. 498 скважин из которых нефтяные и 47 газовые. Ежесуточно в нефтяные скважины закачивается около 130 млн. куб. м природного газа.

В последнее время в Иране прилагаются усилия к налаживанию добычи сверхтяжелой нефти, запасы которой оцениваются в 30 млрд баррелей. Недавно между международной нефтяной компанией «Киш» (совместное ирано-зарубежное предприятие) и Иранской государственной нефтяной компанией инжиниринга и развития подписан контракт стоимостью 800 млн долларов.

Разработка нефтяного месторождения уже началась. Реализация контракта должна быть завершена через четыре месяца. В рамках контракта планируется пробурить одну скважину для закачивания газа и одну эксплуатационную скважину.

Предполагается, что к 2013-2014 гг. на месторождении «Кухе-Меванд» (провинция Бушер) будет добываться около 5 тыс. баррелей сверхтяжелой нефти в сутки с последующим увеличением этого показателя до 9 тыс. баррелей.

Заместитель министра нефти, генеральный директор Иранской национальной компании по производству и распределению нефтепродуктов Али Реза Зейгами заявил, что с реализацией незавершенных проектов по производству бензина и модернизацией нефтеперерабатывающих предприятий объем производства бензина в стране увеличится на 38 млн литров в сутки. После завершения строительства новых нефтеперерабатывающих заводов страна дополнительно получит 12,8 млн литров бензина и после завершения модернизации уже имеющихся предприятий – 26 млн литров бензина.

В настоящее время в Иране ежесуточно производится 235 млн литров нефтепродуктов, которые трубопроводным, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом доставляются в различные районы страны.

С введением квот на бензин в июне 2007 года и до начала выполнения закона о целевых субсидиях потребление бензина в среднем составляло 66,3 млн литров в сутки и после вступления в силу названного закона потребление бензина снизилось до 62,5 млн литров.

Что касается дизельного топлива, то при его максимальном потреблении ежесуточно расходовалось около 110 млн литров топлива. С вступлением в силу закона о целевых субсидиях этот показатель снизился. Дизельное топливо импортировалось только в холодный период года. Если исходить из расчета импортируемого топлива за весь год, то ежесуточно в страну в среднем ввозилось около 3 млн литров дизельного топлива, и в текущем году этот показатель сведен к минимуму.

Один из руководителей Иранской национальной компании по производству и распределению нефтепродуктов Джалиль Салари заявил в конце декабря, что в настоящее время нефтеперерабатывающие предприятия ежесуточно перерабатывают 1 млн 670 тыс. баррелей сырой нефти. Производственные мощности нефтеперерабатывающих предприятий выросли по сравнению с прошлым годом, на многих из них произведен капитальный ремонт. В результате принятых мер на нефтеперерабатывающих предприятиях страны удалось снизить энергопотребление на 4,6%. Отходы на этих предприятиях составляют только 1,5%, причем 98,5% этих отходов поступают на вторичную переработку. В настоящее время переработкой сырой нефти в Иране занимаются 9 предприятий, расположенных в Тебризе, Керманшахе, Тегеране, Эраке, Исфагане, Ширазе, Бендер-Аббаса, Абадане и на острове Лаван.

Тегеранский НПЗ производит 8,14% от всего количества продукции, выпускаемой на нефтеперерабатывающих предприятиях страны. К концу текущего года (к 20.03.11) объем производства бензина на Тегеранском НПЗ увеличится на 1,8 млн литров в сутки. Работы в рамках проекта по увеличению производственных мощностей НПЗ выполнены на 90% и планируется поставлять на рынок бензин с октановым числом 98. На сегодня на Тегеранском НПЗ в среднем производится 6,3 млн литров бензина. Предпринимаются шаги по увеличению объема производства названного топлива до 9 млн литров в сутки. На Тегеранском НПЗ перерабатывается около 250 тыс. баррелей сырой нефти, поставляемой по нефтепроводу с месторождения «Марун», расположенного с районе Ахваза. При этом 16% сырой нефти, поступающей на Тегеранский НПЗ, приходятся на долю производимого здесь бензина, 30% – на долю дизельного топлива, 21% – на долю топочного мазута, 12% – на долю керосина и 5% – на долю другой продукции.

Представитель Ирана в ОПЕК Мохаммад Али Хатиби заявил, что глобальный спрос на нефть, по его мнению, в будущем году увеличится на 1 млн баррелей в сутки. При этом, спрос на нефть из стран ОПЕК вырастет до 28,8 баррелей в сутки.

Министр экономики и финансов Сейед Шамсэддин Хосейни сообщил, что в ближайшее время на острове Киш начнет свою работу нефтяная биржа. Первоначально на бирже будут заключаться сделки по продажам топочного мазута, а затем начнется торговля и другими нефтепродуктами.

Председатель энергетической комиссии меджлиса Хамид Реза Катузиян заявил в декабре, что согласно положениям 5-ой пятилетней программы развития страны (2010-2015 гг.) около 10% от нефтяных доходов направляются на развитие нефтяной промышленности».

Более того, оказать содействие в развитии нефтяной промышленности ИРИ стремятся даже авиапредприятия. Так, директор департамента промышленности и модернизации авиационного парка компании HESA Мохаммед Алихани заявил, что компания, которую он представляет, была создана в первые годы после Исламской революции с целью производства самолетных деталей и комплектующих. Компания имеет богатый опыт производства высокотехнологичной продукции, и ее руководство считает своим долгом начать выпуск продукции для нефтегазовой промышленности. В этом состоит стратегическая задача компании, нацеленная на нейтрализацию введенных в отношении Ирана санкций.


Газ

В конце декабря директор департамента планирования Иранской национальной газовой компании Асгар Сахилипур нарисовал грандиозную картину развиия газовой отрасли Ирана. Он заявил, что в 5-ой пятилетней программе развития страны (2010-2015 гг.) объем производства газа планируется довести до 900 млн куб. м в сутки, а к 2025 году этот показатель должен составить 1,1 млрд куб. м в сутки. В соответствии с программами перспективного развития в стране ведется разработка целого ряда фаз освоения газового месторождения «Южный Парс», а также газовых месторождений «Северный Парс», «Гольшан», «Фердоуси», «Форуз», «Тус» и др.

В программах перспективного развития страны предусматривается, что доля Ирана в международной торговле газом, включающей в себя экспортные, импортные, своповые и транзитные поставки, должна составлять от 8 до 10%. Для достижения этой цели Иранская национальная газовая компания предпринимает шаги по подписанию соответствующих соглашений. К их числу могут быть отнесены контракты на экспортные поставки газа по газопроводному участку от Дехголана до приграничного терминала Базерган и на создание инфраструктуры для экспортных поставок в Европу 50-60 млн куб. м газа в сутки через территорию Турции. К числу соглашений, которые будут способствовать увеличению доли Ирана в международной торговле газом, относится также контракт на экспортные поставки газа в Пакистан в объеме 21,5 млн куб. м в сутки по газопроводному участку от Ираншехра до пакистанской границы. С учетом подписанных контрактов на поставки газа в Пакистан и Турцию, а также переговоров по поводу поставок газа в ряд европейских и арабских стран есть все основания надеяться на то, - сказал Сахилипур, - что цели, поставленные в программах перспективного развития страны, будут достигнуты.

Генеральный директор Иранской национальной газовой компании Джавад Оуджи рассказал о нынешнем состоянии газовой отрасли ИРИ: в Иране насчитывается 13 газоочистительных заводов при том, что в период до Исламской революции в стране был только один такой завод. В настоящее время в Иране производится более 135 млн баррелей газового конденсата. Общая протяженность трубопроводов, предназначенных для транспортировки газа, составляет более 133 тыс. км. Еще 200 тыс. км составляют трубопроводы внутренних газораспределительных сетей в городах и населенных пунктах. 3 тыс. км составляют транснациональные магистральные газопроводы.

Газоснабжением обеспечены более 850 иранских городов и 9,3 тыс. населенных пунктов. Бытовым газом пользуются 95% семей, проживающих в городах, и 36% семей, проживающих в сельской местности.

Газ используется в бытовых и промышленных целях, в качестве топлива на электростанциях и для закачки в нефтяные скважины с целью повышения коэффициента извлекаемости нефти, а также поставляется на экспорт. Он используется в качестве топлива на 33 тыс. промышленных предприятий. При переработке природного газа на нефтехимических предприятиях производится продукция с высокой добавленной стоимостью.

Джавад Оуджи добавил: Иран располагает вторыми в мире запасами природного газа по их объему и занимает четвертое место среди крупнейших производителей голубого топлива. При этом ему же, к сожалению, принадлежит третье место в мире по потреблению газа. Объемы потребления газа в Иране в четыре раза превышают мировые стандарты. Основная часть газа потребляется в быту, особенно в зимний период. При этом газ в первую очередь должен предназначаться для электростанций и промышленных предприятий. Зимой для бытовых нужд в Иране расходуется около 450 млн куб. м газа в сутки. Такое же количество газа расходуется в 12-15 европейских странах. При этом около 35% производимого в Иране газа при использовании его в быту тратятся впустую.

Иран в своей время относился к числу экспортеров таких нефтепродуктов, как дизельное топливо и топочный мазут, но с ростом потребления газа в быту приходится использовать названные нефтепродукты в качестве топлива на электростанциях и промышленных предприятиях. Иран вынужден импортировать дизельное топливо и топочный мазут. Из-за неспособности обеспечить внутренний спрос, в 2010 году страна увеличила импорт «голубого топлива» из Туркменистана.

Однако не все в иранской газовой отрасли так пессимистично. Генеральный директор нефтегазовой компании «Парс» Али Вакили сообщил, что к весне 2014 года завершится освоение всех фаз месторождения «Южный Парс». После завершения разработки оставшихся восьми фаз на месторождении «Южный Парс» в общей сложности будет производиться 320 тыс. баррелей газового конденсата в сутки, а также 4 млн т серы, 4,4 млн т сжиженного нефтяного (или углеводородного) газа (LPG) и 4 млн т газообразного этана в год.

Член парламентской комиссии по энергетической безопасности Ирана Амид Реза Катузиан не согласился с чиновником из «Парс». Еще в ноябре 2010 года г-н Катузиан заявил, что мощность выработки газа на месторождении «Южный Парс» планировалось увеличить на четверть в течение последних девяти месяцев, но реальный рост составил всего 0,5 процента. Проект «Южный Парс», обеспечивающий половину спроса на газ в Иране, состоит из 28 фаз, 10 из которых находятся в работе, оставшиеся 18 - в разработке.


Справка. Не следует путать сжиженный нефтяной (или углеводородный) газ (LPG) и сжиженный природный газ (LNG).

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) (англ. Liquefied petroleum gas (LPG) — смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от минус 50 до 0 C. Состав может существенно различаться, основные компоненты: пропан, пропидлен, изобутан, изобутилен, н-бутан и бутилен. Производится в основном из попутного нефтяного газа. Транспортируется и хранится в баллонах и газгольдерах. Предназначены для применения в качестве топлива, в основном в бытовых целях: приготовление пищи, отопления в ограниченных объемах, используется в зажигалках, а также в качестве топлива на автотранспорте.

Сжиженный природный газ (СПГ) (англ. Liquefied natural gas (LNG) — природный газ, искусственно сжиженный, путем охлаждения до минус 160 C, для облегчения хранения и транспортировки специальными танкерами СПГ. Использование СПГ требует высокотехнологичной и довольно дорогой инфраструктуры. Это: производственные комплексы по сжижению добытого природного газа, терминалы по его погрузке на спецтанкеры, терминалы по их разгрузке в местах доставки, производственные комплексы по разжижению СПГ и отправке потребителю.

Напомним, что в настоящее время четверть реализуемого в мире газа приходится на СПГ. По данным BP, ежегодно в мире продаётся 242 миллиона тонн сжиженного газа. Постепенно СПГ теснит природный газ, поставляемый по трубопроводам. По данным Международного Энергетического Агентства, в ближайшие годы продажи сжиженного газа увеличатся на 10-15 процентов. В 2009 году странами — лидерами по поставкам сжиженного газа были: Катар (к декабрю 2010 года Катар, мировой лидер по производству СПГ, довёл объём экспорта сжиженного газа до 77 миллионов тонн в год); Малайзия (29,5 млрд куб. м); Индонезия (26,0 млрд куб. м); Австралия (24,2 млрд куб. м); Алжир (20,9 млрд куб. м); Тринидад и Тобаго (19,7 млрд куб).


Вместе с тем, управляющий директор иранской национальной компании по производству сжиженного природного газа (СПГ) Али Хейрандиш сообщил, что в ИРИ на реализацию проектов по сжижению газа выделено 450 миллионов долларов, и к 2015 году планируется довести производство СПГ до 70 миллионов тонн в год.

Али Хейрандиш отметил, что в настоящее время иранский СПГ-проект реализован на 40%. К концу текущего иранского календарного года (21 марта 2011 года) планируется обеспечить уровень его реализации до 50%.

Али Хейрандиш заявил также, что в скором времени Иран начнет экспорт СПГ на Кубу и в Аргентину. Подчеркнув, что в иранском СПГ-проекте Венесуэла имеет 10%-ную долю, он сообщил, что Латинская Америка является одним из целевых рынков для иранского СПГ. У Венесуэлы, по словам г-на директора, имеется соглашения с Кубой и Аргентиной по поставкам газа до 2013 года. В то же время контракт, заключенный между Каракасом и Тегераном, предусматривает обеспечение этих поставок частично за счет иранского СПГ.

По заключенному ирано-венесуэльскому соглашению Тегеран поможет Венесуэле построить СПГ-терминал в регионе дельты реки Ориноко, а Венесуэла со своей стороны примет участие в создании иранского СПГ-завода.

Иранский СПГ-терминал рассчитан на мощность примерно в 5,4 млн тонн топлива в год. Он расположен в порту Томбак, провинции Бушер, в 50 км от свободной экономической зоны нефтеперерабатывающего и нефтехимического профиля Ассалуйя, и будет соединен с месторождением Южный Парс 135-километровым трубопроводом.

Как известно, начиная с 2005 года, Иран подписал соглашения с рядом компаний по производству СПГ. Но международные компании были вынуждены приостановить работы в стране из-за санкций, связанных с ядерной программой Тегерана. Как сказал летом 2010 года директор Национальной нефтяной компании Ирана Ахмад Галабани, все СПГ проекты приостановлены, и ИРИ сейчас в большей степени заинтересована в продаже природного газа трубопроводным транспортом. Ранее Иран подписал договор с германской компанией по передаче технологий по производству СПГ, с французской компанией Total по производству 5 миллионов тонн СПГ в год за счет разработки 11 фазы «Южного Парса» и с компаниями RD/Shell и Repsol по производству 16 миллионов тонн СПГ в год с 13 и 14 фаз. Но после принятия против Ирана Советом Безопасности ООН резолюции №1929 эти компании аннулировали свои договора. Таким образом, заявление г-на Хейрандиша о способности Ирана к 2015 году производить 70 миллионов тонн сжиженного природного газа в год вызывает серьёзные сомнения. Поэтому иностранные специалисты полагают, что перспективы Ирана увеличить производство СПГ в ближайшем будущем сомнительны, учитывая высокий спрос на газ в стране, низкую добычу, застой в проектах газодобычи и отсутствие местной инфраструктуры для строительства заводов по сжижению газа, а самое главное – санкционные меры против Ирана.


Нефтехимия

По иранским данным. за 9 месяцев текущего года (21.03-21.12.10) на нефтехимических предприятиях страны (государственных и частных) в общей сложности произведено 30 млн т продукции, что примерно на 24% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Подобный рост производства нефтехимической продукции наблюдается несмотря на то, что часть мощностей нефтехимических предприятий, предназначенных для производства ароматических углеводородов, с августа этого года использовалась для производства бензина. Предполагается, что к концу текущего года (к 20.03.11) нефтехимическая промышленность Ирана произведет около 40 млн т продукции. Иранская нефтехимическая промышленность, информации иранских властей, производит продукцию 60 видов, отдавая приоритет удовлетворению потребностей внутреннего рынка страны. Объем продаж продукции Иранской национальной компании нефтехимической промышленности за 9 месяцев текущего года превысил запланированные показатели на 25% в количественном выражении и на 40% в стоимостном выражении.

В начале декабря в районе гор. Делиджан (Центральная провинция) состоялся ввод в эксплуатацию крупнейшего в стране завода по производству полиэстера. Завод, занимающий площадь в 40 тыс. кв. м. построен частным сектором с общим объемом капиталовложений в размере 170 млрд риалов (около 17 млн долларов). С вводом завода в эксплуатацию Иран больше не нуждается в импорте полиэстерного волокна, и, кроме того, у страны появилась возможность экспортировать названную продукцию. Все это позволит ежегодно экономить до 25 млн долларов. На заводе будет производиться до 15 тыс. т полиэстерного волокна в год, применяемого в прядильном, ткацком и мебельном производстве, при изготовлении кукол, а также применяемого в ковроткачестве и при производстве одежды.


Энергетика

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад предупредил, что его страна не собирается отказываться от права на мирное использование атомной энергии и планирует строительство новых АЭС. По словам Ахмадинежада, чтобы удовлетворить внутренний спрос на энергию, его стране потребуется 20 энергоблоков. Не уточняется, сколько именно считает нужным построить иранский президент. При этом г-н Ахмадинежад подчеркнул, что не будет возражать, если западные страны выразят готовность помочь Ирану в строительстве АЭС.

В середине декабря вице-премьер РФ Игорь Сечин сообщил, что «очень скоро» иранская АЭС «Бушер» будет подключена к энергосети. Физический пуск АЭС «Бушер» начался 21 августа 2010 года. В начале декабря ЗАО «Атомстройэкспорт» сообщило, что завершена загрузка ядерного топлива.


Горнорудная промышленность и металлургия

По иранским данным, Иран за 8 месяцев этого года по сравнению с прошлым годом увеличил выплавку стали на 7,6%, до 7,6 млн тонн. Более того, только за один месяц в период с 23 октября по 21 ноября по сравнению с этим же периодом минувшего года объемы выпуска металла на предприятиях страны поднялись на 28,7%. Как известно, по итогам прошлого года на металлургических предприятиях Ирана выплавили приблизительно 10,96 млн тонн стали. Официальные лица ИРИ уверены, что через 5 лет Иран сможет полностью обеспечить себя собственной сталью. В настоящее время в стране ведется строительство новых металлургических заводов. Таким образом, к 2015 году объемы производства стали в Иране вырастут до 35 млн тонн.

Отметим, что Иран является единственной на Ближнем Востоке страной, которая в 2009 году увеличила объемы выплавки нерафинированной стали. Экономика Ирана не имеет прочных связей с другими государствами. Именно поэтому эффект от мирового экономического кризиса не повлиял непосредственно на выпуск стали в стране.

При этом, цены на сталь и стальную продукцию на иранском рынке остаются стабильными, несмотря на то, что на в декабре на мировом рынке цены выросли.

Как уже неоднократно отмечалось иранскими официальными лицами, в соответствии с программой перспективного развития страны в 2025 году в Иране должно производиться более 55 млн т стали, а для достижения этой цели необходимо увеличить добычу и производство железной руды.

В декабре пришло сообщение, что завершена реализация очередного этапа проекта по модернизации рудника «Сенган», что позволит производить здесь более 2,6 млн т железорудного концентрата. До 2007 года названный рудник эксплуатировался только на 30%, а с 2008 года министерство промышленности и рудников стало проявлять особое внимание к руднику и началась его активная разработка. В перспективе здесь должно производиться 15 млн т железорудного концентрата и окатышей.

Рудник «Сенган» находится в 18 км к северо-востоку от Сенгана в провинции Хорасане-Резави. Разведанные запасы руды превышают 1,2 млрд т. Они сосредоточены в трех блоках: западном, центральном и восточном. Значительная часть руды находится в западном блоке. Здесь их запасы превышают 585 млн т.

Генеральный директор Сталелитейной компании провинции Йезд Сейед Мохаммед Эхрамиян заявил, что в планах компании предусматривается довести объем производства стали до 5 млн т и провести переговоры с Германией о строительстве завода по производству губчатого железа. По его мнению, через пять лет компания, без всякого сомнения, станет крупнейшим частным производителем стали на Ближнем и Среднем Востоке. Для достижения этой цели планируется строительство завода по производству губчатого железа, и в настоящее время с одной германской компанией ведутся переговоры о строительстве такого завода. Железная руда в качестве сырья будет поставляться на этот завод с частного железорудного рудника. Важным представляется то, что энергоснабжение завода будет осуществляться за счет использования в качестве топлива каменного угля. Это требует довольно низких затрат и позволяет значительно снизить конечную стоимость выпускаемой продукции.

За 8 месяцев этого года (с 21.03. по 23.10.2010) в Иране произведено 199 тыс. 120 т алюминия в слитках, что на 5,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Названное количество продукции произведено алюминиевыми комбинатами «Иралко», «Аль-Мехди» и «Хормозал». Согласно намеченным планам, до конца текущего года (до 20.03.11) на комбинате «Хормозал» планируется ввести в эксплуатацию 114 новых ванн, что позволит увеличить производственные мощности комбината. Кроме того, за указанный период в Иране произведено 158 тыс. 210 т алюминиевого порошка, что на 14,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Машиностроение

Основной поток информации о состоянии дел в машиностроении касается автомобилестроения. Так, за 9 месяцев текущего года (21.03-21.12.10) двумя иранскими автопромышленными группами «Иран ходроу» и «Сайпа» произведено 1 млн 116 тыс. 776 автомобилей различных марок, что на 16% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.АГ «Иран ходроу» выпустила за указанный период 554 тыс. 482 легковых автомобиля и пикапа (на 17% больше, чем в прошлом году) и 7 тыс. 662 коммерческих автомобиля (на 86% больше). АГ «Сайпа» выпустила за указанный период 548 тыс. 119 легковых автомобилей (на 14% больше). Кроме того, входящие в АГ «Сайпа» компании «Сайпа дизель» и «Замияд» выпустили 6 тыс. 513 коммерческих автомобилей (на 134% больше). В общей сложности за 9 месяцев текущего года произведено 1 млн 102 тыс. 601 легковой автомобиль и пикап (на 16% больше) и 14 тыс. 175 коммерческих автомобилей (на 22% больше). При этом доля АГ «Сайпа» в общем объеме производства составила 46% и доля АГ «Иран ходроу» – 54%.

Неоднозначны новости, полученные от вагоностроителей. Генеральный директор вагоностроительной компании «Вагон Парс» Бабак Ахмади заявил, что возглавляемая им копания заключила контракт на строительство и поставку заказчику 400 шестиосных вагонов. Согласно контракту, стоимость каждого вагона составляет 1,5 млрд риалов (около 150 тыс. долларов), а стоимость всего контракта – 600 млрд риалов (около 60 млн долларов). Компания «Вагон Парс» обязана построить названные вагоны в течение 18-ти месяцев и передать их недавно созданной железнодорожной транспортной компании «Хесайар». Грузоподъемность вагонов составляет 90 т полезных ископаемых. Каждая вагонная тележка имеет по три колесные пары, которые производятся самой же компанией «Вагон Парс». Выполнение данного контракта сыграет важную роль в деле увеличения объемов добычи полезных ископаемых в стране.

Бабак Ахмади подчеркнул, что с подписанием контракта на строительство специальных вагонов, предназначенных для транспортировки полезных ископаемых, предпринят важный шаг по использованию отечественных производственных мощностей после застоя в вагоностроительной промышленности, который продолжался в течение нескольких последних месяцев.

Однако отрасль сталкивается со значительными трудностями. Г-н Ахмади заявил в конце декабря, что на вагоностроение в отличие от энергетики не распространяется пакет мер по оказанию государственной поддержки, хотя данная отрасль также нуждается в дополнительной поддержке. По словам Бабака Ахмади, правительство в первую очередь оказывает поддержку металлургической промышленности, которая отличается высоким уровнем потребления электроэнергии и энергоресурсов, но и вагоностроение также требует к себе пристального внимания. Бабак Ахмади отметил, что пока рано говорить о размерах увеличения расходов промышленных предприятий в связи с установлением свободных цен на энергоносители, однако нет никаких сомнений в том, что расходы на электроэнергию и газ и, соответственно, на зарплату рабочим вырастут. Остается только надеяться на то, что правительство окажет поддержку промышленным предприятиям и поможет им избежать убытков.


Строительство и производство стройматериалов

Заместитель директора Организации по делам муниципалитетов при министерстве внутренних дел Ирана г-н Сареми заявил в декабре, что в Иране на строительство индустриальным способом приходится менее 7%. При этом срок эксплуатации зданий в Иране составляет 25-30 лет, в то время как в промышленно развитых стран этот показатель превышает 100 лет. Это связано с тем, что в развитых странах строительство ведется индустриальным способом. В Иране ежегодно строится около 900 тыс. жилых зданий и квартир и при применении индустриальных способов строительства экономия средств составит миллионы долларов. Основная проблема в области индустриализации строительства связана с отсутствием законодательной базы, отвечающей сегодняшним требованиям.

В проекты производства сухих строительных смесей инвестировано 100 млрд риалов (примерно 10 млн долларов). Это должно обеспечить производство около 100 тыс. т сухих строительных смесей в год в качестве новых строительных материалов. Фонд жилищного строительства закупил у финской компании «Лахти» оборудование для линии по производству сухих строительных смесей и приступил к строительству предприятия по производству названной продукции в шахрестане Мехдишехр в провинции Семнан. На данный момент работы по строительству этого предприятия выполнены примерно на 45%. В Иране впервые строится предприятие, на котором будут производиться сухие строительные смеси. Его ввод в эксплуатацию запланирован на начало будущего года (после 21.03.2011).


Транспорт

Руководство Ирана придает транспорту приоритетное значение. Министр дорог и транспорта Хамид Бехбехани заявил, что развитию транзитных перевозок необходимо уделять внимание в равной степени на всех видах транспорта: на воздушном, морском, железнодорожном и автодорожном транспорте. Хамид Бехбехани указал на особое географическое месторасположение Ирана и сказал: «Иран – словно дверь, через которую должен пройти каждый, кто хочет войти в здание».

Огромное значение по-прежнему имеет автодорожный транспорт. На его долю приходится более 90% грузовых и пассажирских перевозок. При этом безжалостная эксплуатация автомобильных дорог приводит к тому, что они приходят в негодное состояние за два года, хотя сроки их эксплуатации должны составлять не менее 20-ти лет.

Создание Восточного транспортного коридора будет способствовать развитию восточных районов страны. С этой целью планируется в течение трех лет построить железную дорогу Чахбахар – Захедан. Что касается железных дорог на западе Ирана, то в этой связи ведутся переговоры с иракским руководством для соединения иранских железных дорог с железнодорожной сетью Ирака и получения выхода на Басру, Ханекин и Багдад. Большое значение имеет железная дорога Казвин – Решт – Астара, которая станет связующим звеном на железнодорожном маршруте в рамках МТК «Север – Юг».

Министр отметил, что в области воздушных транзитных перевозок Иран упускает многочисленные возможности. Над иранский территорией проходят самые короткие воздушные транзитные маршруты, на которых расходуется минимальное количество топлива. Через воздушное пространство такой страны, как Беларусь, территория которой составляет восьмую часть территории Ирана, осуществляется, например, от 800 до 1 тыс. транзитных авиарейсов в сутки, а через воздушное пространство Ирана – только 250 авиарейсов, несмотря на все его преимущества.

Хамид Бехбехани отметил, что морская отрасль Ирана на протяжении 25-ти лет «находилась в состоянии сна». Дело дошло до того, что конкурентом Ирана стали Объединенные Арабские Эмираты, возможности которых не идут ни в какое сравнение с возможностями Ирана. В Иране насчитывается семь портов на юге и четыре порта на севере, и при этом предназначенные для Ирана грузы первоначально поступают в ОАЭ, а затем уже оттуда реэкспортируются в Иран. В северных портах примерно такая же ситуация. Из 100 судов, курсирующих по Каспийскому морю, 90 принадлежат России и только 10 – Ирану.

Глава Организации дорог и автомобильного транспорта Шахрияр Эфенди-заде сообщил, что за весь прошлый год (21.03.09-20.03.10) через территорию Ирана было перевезено 7 млн т транзитных грузов, что на 20% больше по сравнению с показателями предыдущего года. За семь месяцев текущего года (21.03-23.10.10) через Иран перевезено 5 млн 741 тыс. т транзитных грузов, что на 45% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. До конца года (к 20.03.11) через территорию Ирана по железным и автомобильным дорогам планируется перевезти до 10 млн т транзитных грузов.

Центрами транзитных перевозок в Иране считаются провинции Хормозган, Тегеран, Хузестан, Западный и Восточный Азербайджан, Хорасане-Резави и Южный Хорасан.

С января 2011 года начнутся транзитные перевозки грузов через международный терминал Шаламче в районе Хорремшехра и через этот терминал будет проходить важнейший наземный транзитный маршрут, имеющий выход на иранскую транзитную сеть. Появится возможность перевозить грузы из стран Юго-Восточной Азии и Индостанского полуострова через Персидский залив в Ирак, Сирию и далее в Европу и страны Северной Африки.

На данный момент изучается возможность налаживания транзитных перевозок через терминал Чезабе в шахрестане Деште-Азадеган. В этой связи на повестке дня стоит вопрос о модернизации подъездных путей к терминалу Чезабе.

Согласно результатам проведенных исследований, при использовании иранских железных и автомобильных дорог для транспортировки грузов с Востока на Запад протяженность транзитного маршрута сокращается на 20% по сравнению с перевозками грузов морским транспортом.

Правительство Ирана в рамках политики по развитию железнодорожного транспорта страны дало согласие на выделение 100 трлн риалов (около 10 млрд долларов) на строительство пяти железных дорог. Это: Доруд – Боруджерд и далее на запад, Сари – Решт, Чабахар – Захедан – Мешхед, Тегеран – Хамадан – Сенендедж и на прокладку второй колеи на железной дороге Тегеран – Миане.

6 декабря начались практические работы по строительству железной дороги Чахбахар – Захедан общей протяженностью 590 км. Сроки строительства - три с половиной года. Стоимость прокладки 1 км железных дорог составляет около 3 млрд туманов (примерно 3 млн долларов).

Основная цель проекта по строительству железной дороги Чахбахар – Захедан – Мешхед протяженностью 1350 км заключается в создании транзитного маршрута через Иран в Афганистан и центральноазиатские страны СНГ и повышению уровня социально-экономической безопасности в восточных районах Ирана.

Иранским правительством утвержден проект по строительству Западной железной дороги Эрак – Хосрави, которая свяжет административный центр Центральной провинции Эрак с Керманшахом на западе страны и далее с Хосрави, расположенным на границе с Ираком.

Строительство железной дороги Тебриз – Миане будет завершено при участии зарубежных партнеров. Высший экономический совет страны разрешил реализовать проект при финансовом участии зарубежных партнеров и выделил на эти цели 7,4 трлн риалов (около 740 млн долларов). Тендер на участие в проекте для зарубежных инвесторов будет проведен в самое ближайшее время. Железная дорога Тебриз – Миане протяженностью 183 км будет иметь две колеи и станет продолжением железной дороги Тегеран – Миане. С завершением ее строительства расстояние между Тегераном и Тебризом сократится на 114 км и время в пути уменьшится на 5 с половиной часов. Строительство железной дороги было начато в 2001 году, однако из-за недостаточного финансирования реализация проекта велась низкими темпами.

В Иране объявлен тендер на строительство железной дороги Шираз – Джехром – Лар – Бендер-Аббас. Базовая цена выставляемого на тендер проекта определена в размере 800 млрд туманов (около 800 млн долларов). С выбором подрядчика и передачей проекта частному сектору железная дорога Шираз – Джехром – Лар – Бендер-Аббас протяженностью 540 км будет построена через три года. Дорога свяжет побережье Персидского залива через провинцию Фарс с центральными и западными районами страны.

Объявлено о проекте по строительству вдоль побережья Каспийского моря автострады протяженностью около 1 тыс. км, которая свяжет Астару с Горганом. Она пройдет примерно в 150 м от морского побережья. В рамках этого проекта предусматривается также строительство отелей, плавательных бассейнов и аквапарков, спортивных комплексов, искусственных водоемов для разведения рыбы и т.д. Вдоль автострады на одном из ее участков будет проходить железная дорога Решт – Сари. Кроме того, планируется строительство новых морских причалов.

В ходе выполнения 5-ой пятилетней программы развития страны (2010-2015 гг.) средний срок эксплуатации автотранспортных средств в Иране будет снижен до 10 лет. В настоящее время средний срок эксплуатации автобусов составляет 12,8 лет, грузовых автомобилей – 16,8 лет, микроавтобусов – 23 года и загородных такси – 6 лет. В последние годы правительство принимает меры по обновлению автотранспортных средств, как пассажирских, так и грузовых. Так, с начала текущего года (21.03.2010) пассажирский парк страны пополнился 1,5 тыс. новых автобусов. До конца года будет получено 2,5 тыс. новых микроавтобусов. Кроме того, в рамках программы по обновлению грузового парка заказчикам будет передано около 9 тыс. новых грузовых автомобилей.

За 9 месяцев текущего года (21.03-21.12.10) порт Чахбахар принял 95 нефтеналивных и других судов и объем разгрузочно-погрузочных работ составил в общей сложности 85 тыс. 761 т различной продукции. В порту объем разгрузочно-погрузочных работ в рамках контейнерных перевозок увеличился на 147% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и всего было обработано 12 тыс. 524 контейнера TEU.

На экспорт через порт Чахбахар в страны Персидского залива отправляется, в основном, такая продукция, как минеральная вода, цемент и сера, и импортируются химические удобрения и продукция, транспортируемая в контейнерах.

Директор порта Амирабад и созданной в порту особой экономической зоны Али Наими сообщил, что к числу приоритетов в экономической зоне относится строительство транспортного терминала, прокладка прямой дороги, соединяющей порт Амирабад с Бехшехром, и завершение формирования прямого транспортного маршрута в рамках коридора «Север – Юг». Транспортные перевозки в рамках коридора «Север – Юг» будут осуществляться по маршруту порт Амирабад – Бехшехр – Дамган – Йезд – Исфаган – Бендер-Аббас. Протяженность всего этого маршрута составляет 1,3 тыс. км, и в первую очередь с целью осуществления транзитных перевозок необходимо завершить строительство участка Бехшехр – Дамган.

С начала текущего года (с 21.03.10) через особую экономическую зону «Амирабад» в общей сложности было экспортировано около 600 тыс. т различных грузов. Предполагается, что к концу года (к 20.03.11) этот показатель превысит 1 млн. т. В течение восьми месяцев текущего года (21.03-21.11.10) объем разгрузочно-погрузочных работ в порту Амирабад составил 1,4 млн. т различной продукции, что на 20% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За указанный период в порту обработано 240 судов. Особая экономическая зона в порту Амирабад создается в три этапа. В рамках первого этапа предусматривается строительство 14-ти причальных стенок, и в рамках второго и третьего этапов – еще по 10 причальных стенок. Таким образом, в общей сложности порт получит 34 новых причальных стенок, и это позволит ему стать одним из крупнейших портов на Каспии.

Правительством ИРИ предусмотрены шаги по развитию аэропорта в Керманшахе. В частности, там планируется построить новый терминал для международных авиарейсов и вторую взлетно-посадочную полосу. С этой целью уже выделены соответствующие финансовые средства.

Иран решил заменить российские самолеты Туполев на более безопасные в первую очередь потому, что компания-производитель отказывается реагировать на отчеты иранской стороны о катастрофы этих самолетов в Иране. Российские поставщики, в свою очередь, ранее неоднократно утверждали, что иранские авиакомпании не соблюдают принятых стандартов эксплуатации самолетов.


Сельское хозяйство и рыболовство

Министр сельскохозяйственного джихада Садек Халилиян сообщил, что планами министерства на период выполнения 5-ой пятилетней программы развития страны (2010-2015 гг.) предусматривается механизация производства риса, обновление садов, строительство предприятий по переработке и расфасовке сельхозпродукции, развитие страхования в сельском хозяйстве и дальнейшая механизация сельскохозяйственного производства.

По словам министра сельскохозяйственного джихада, в прошлом году объем экспорта сельскохозяйственной продукции достиг 4,2 млрд долларов, и благодаря реализации программы по оказанию поддержки сельхозпроизводителям этот показатель год от года увеличивается.

Годовой объем производства сельскохозяйственной продукции в Иране превышает 100 млн т.

Механизация сельского хозяйства потребует оснащение отрасли сельскохозяйственной техникой, в первую очередь, тракторами. Министр Халилиян заявил, что в ближайшее время иранские крестьяне получат еще 200 новых тракторов и комбайнов.

Генеральный директор Иранской тракторостроительной группы (ИТГ) Абольфатх Эбрахими заявил, что с завершением разработки программы по производству на предприятиях группы тяжелых тракторов Иран больше не нуждается в импорте тракторов из-за рубежа. В настоящее время тракторами ИТГ обеспечиваются 94% потребностей иранского рынка, а с началом поставок на рынок тяжелых тракторов, которые до сих ввозились из-за границы, отпадет надобность в импорте оставшихся 6%. Таким образом, Иран на все 100% будет обеспечивать свои потребности в тракторах.

Сегодня на предприятиях группы производятся трактора 12-ти моделей. К их числу относятся трактора MF285, MF399, ITM299, ITM800 с одним и двумя ведущими мостами, ITM240 и три садоводческих трактора. Названная продукция поставляется как на внутренний, так и на внешний рынки. Наибольшим спросом пользуется трактор MF285 с одним ведущим мостом.

Иранская тракторостроительная группа представляет собой холдинговое объединение и считается крупнейшим производителем тракторной техники. В настоящее время в группу входят 12 компаний, 7 из которых находятся в Тебризе, непосредственно на территории группы. 2 компании находятся в Сенендедже и Урмие. Кроме того, три сборочных линии группы построены в Венесуэле, Уганде и Таджикистане.

В период выполнения 5-ой пятилетней программы развития (2010-2015 гг.) по всей стране из эксплуатации должны быть выведены 200 тыс. изношенных тракторов сельскохозяйственного машинного парка, которые будут заменены на новые.

Пятилетним планом предусматривается также увеличить площадь сельскохозяйственных угодий, оборудованных современными оросительными системами, с сегодняшних 3 млн га до 7 млн га.

По информации официальных источников, в 2010 г. Иран не только самостоятельно обеспечил внутренний спрос на пшеницу, но и экспортировал на мировой рынок около 1 млн тонн зерновой продукции. По иранским данным, производство пшеницы в стране растет с каждым годом. Более того, потенциал производства зерновой в Иране в 2010/11 МГ (март-апрель) был озвучен иранским минсельхозом на уровне 15 млн тонн, что превышает на 4 млн тонн собственные потребности государства в данной продукции. Основной причиной повышательного тренда эксперты называют ряд санкций относительно Ирана со стороны США.

Стоит также отметить и выгодное географическое положение Ирана, которое заключается в том, что северные страны-соседи являются экспортерами пшеницы, тогда как южные — импортерами указанной продукции. Данный факт может существенно усилить позиции страны как крупного торгового центра в 2010/11 МГ. Напомним, что в мае т.г., впервые после трехлетнего перерыва, Иран объявил о намерении реализовать около 2 млн тонн пшеницы в 2010/11 МГ на рынках Омана, Египта и ОАЭ.

По иранским данным, производству пшеницы на Ближнем Востоке в будущем сезоне угрожает засуха. За три осенних месяца посевы пшеницы в ведущих регионах Турции, Сирии, Ирака и Северного Ирана получили лишь 20% от необходимой нормы осадков. Отметим, что Турция и Иран производит более 60% пшеницы от общего производства всего Ближнего Востока.

Представитель министерства сельскохозяйственного джихада Маджид Халили Хошнуд сообщил, что как предполагается, в текущем году объемы производства сахарной свеклы и сахарного тростника вырастут на 70%. Однако, несмотря на такой рост по-прежнему сохранится необходимость в импорте 600 тыс. т сахара для удовлетворения внутренних потребностей страны. Сельхозпроизводители стали проявлять больший интерес к выращиванию сахарной свеклы и сахарного тростника в связи с ростом в текущем году цен на сахар.

Площадь полей в провинции Бушер, на которых в этой году выращиваются помидоры, составляет 14 тыс. га, и предполагается, что с них будет получено 560 тыс. т томатов.

В Иране производится 4 млн т цитрусовых в год и ему принадлежит шестое место в мире по производству названной продукции. Всего в мире ежегодно производится около 100 млн т цитрусовых, и под этими культурами занято более 3,5 млн га сельскохозяйственных угодий. В Иране цитрусовые сады занимают площадь в 250 тыс. га.

В ближайшее время на острове Кешм в Персидском заливе (свободная экономическая зона (СЭЗ) «Кешм») будут открыты центр по реэкспорту домашнего скота и животноводческой продукции и первая промышленная скотобойня. СЭЗ «Кешм» расположена в непосредственной близости от стран Персидского залива. Общая численность населения которых превышает 350 млн человек, и это делает остров Кешм наиболее подходящим местом для строительства промышленной скотобойни и создания центра по реэкспорту домашнего скота и животноводческой продукции.

Иран, который производит около 9 млн т молока в год, в перспективе может стать одним из основных экспортеров молочной продукции в страны региона, в частности в Ирак. В последнее время запрещен импорт в ИРИ сухого молока, и это наряду с другими мерами правительства по оказанию поддержки производителям может стать дополнительным импульсом для развития животноводческой отрасли.

Потребление молока на душу населения составляет в Иране около 90 кг в год. При этом в развитых странах этот показатель составляет 300 кг, а по всему миру – 180 кг.

В декабре в ИРИ в провинции Мазендеран начато строительство экспортного терминала цветочных и декоративных растений, сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающей промышленности площадью в 95 тыс. кв. м. Объем капиталовложений в строительство терминала составит более 120 млрд туманов (около 120 млн долларов). В рамках проекта планируется построить складские помещения с холодильными установками, сортировочные и упаковочные цеха.

В ИРИ объявлено о начале строительства первого в стране терминала по торговле рыбной продукцией. Терминал строится для упорядочивания деятельности производителей рыбной продукции, осуществления сертификации продукции, определения ее стоимости в зависимости от качества, стандартизации продукции и определения ее соответствия международным стандартам, что позволит иранским производителям шире выходить со своей продукцией на внешние рынки. На строящемся терминале будут созданы условия для продаж основных видов рыбной продукции. Здесь планируется создать выставку декоративных рыб, организовать карантинную службу и построить склады с холодильными установками для хранения рыбы вместимостью около 30 тыс. т.

Терминал будет построен в районе г.Рабат-Карим вблизи от тегеранского международного аэропорта Имам Хомейни с объемом капиталовложений в размере 500 млрд риалов (около 50 млн долларов).

В Иране производится около 600 тыс. т рыбной продукции в год. 560 тыс. т из названного количества потребляется внутри страны, и около 30 тыс. т экспортируется за границу. Такое количество поставляемой на экспорт рыбы (всего лишь 5% от общего количество производимой продукции) представляется иранским специалистам весьма незначительным.

Начиная с октября рыбаки иранской провинции Мазандаран выловили в Каспийском море 790 тонн рыбы различных видов, общая стоимость которой составила 63 миллиона долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года вылов рыбы уменьшился на девять процентов.

В то же время за 8 месяцев текущего года рыбаками провинции Гилян выловлено 4 тыс. 830 т кильки, что на 16% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Представитель Организации рыболовства и рыбоводства «Шилат» Мохаммед Махбуб заявил, что названное количество кильки выловлено 250 рыбаками, в распоряжении которых имеется 25 рыболовецких судов. Около 5% выловленной кильки используется в качестве продуктов питания, а остальная рыба перерабатывается в рыбную муку, которая применяется в качестве корма домашней птицы.


Пищевая промышленность

В районе Хефшеджан шахрестана Шахре-Корд (провинция Чехармехаль и Бахриария) открыто первое в Иране промышленное предприятие по производству солода. В строительство данного предприятия вложено 30 млрд риалов (около 3 млн долларов). На нем будет производиться до 26 тыс. т солода в год. Технологиями строительства солодовых заводов располагают европейские страны. Компании из Германии и Голландии за строительство такого завода потребовали 10 млн евро, однако отечественные инженерные компании сумели реализовать проект за сумму, равную 30% от средств, запрошенных европейскими компаниями. До сих пор Иран ежегодно импортировал из Европы до 100 тыс. т солода общей стоимостью 1 трлн риалов (около 100 млн долларов). На сегодня солодовый завод в Хефшеджане способен обеспечить около 20% потребностей страны в солоде. Солод в Иране, в основном, применяется не для производства пива, которое запрещено в ИРИ, а в медицинской, фармацевтической и пищевой промышленности, в частности на предприятиях по производству безалкогольных напитков.


Обувная промышленность

Согласно последним статистическим данным, в Иране насчитывается в общей сложности 544 промышленных предприятия, занимающихся производством обувной продукции, которые имеют соответствующие лицензии. Непосредственно на этих предприятиях занято около 15 тыс. человек. К этому числу необходимо добавить 62 тыс. человек, занимающихся ручным пошивом обуви, 8 тыс. человек, работающих в обувных мастерских без лицензий, и 30 тыс. человек, работающих на фабриках, которые производят обувные аксессуары. Таким образом, непосредственно в обувной промышленности Ирана в общей сложности занято более 115 тыс. человек.

Обувная промышленность самым тесным образом связана с производством натуральной и искусственной кожи, нефтехимической, текстильной и химической промышленностью, предприятиями, занимающимися производством упаковочных материалов, машинного оборудования, и т.д.

Проектная мощность обувных фабрик составляет около 262,5 млн пар различной обуви. 72,5 млн пар относятся к кожаной и спортивной обуви и 190 млн пар – к обуви других видов.

С географической точки зрения обувные фабрики, в основном, сосредоточены в таких провинциях, как Восточный Азербайджан (34%), Кум (30%), Тегеран (22%), Хорасане-Резави (3%) и Йезд (2%).

По оценкам специалистов, потребление обуви из расчета на душу населения составляет в Иране в среднем 2-3 пары в год, и, таким образом, между спросом и предложением сохраняется устойчивый баланс


Народные промыслы и ремесла

По официальным данным, народными промыслами и ремеслами в Иране занимаются около 2 млн человек и в случае устранения имеющихся трудностей численность этих мастеров может увеличиться более чем в 10 раз. Важнейшая задача кооперативов, занимающихся народными промыслами, состоит в дальнейшем развитии отрасли, расширении производства и максимальном использовании инвестиционных возможностей. К числу преимуществ данных кооперативов относятся обеспечение занятости населения, в первую очередь среди женщин, занимающихся домашним хозяйством, потребность в небольших инвестициях, распространение культуры и сохранение культурных ценностей путем производства изделий.


В.И.Сажин

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03272 sec