Тегеран загоняют в угол

23 ноября 2010
A A A


США настаивают на усилении санкций против Ирана. В ряде других стран к этому относятся все более скептически Сохраняющееся противостояние между США и Ираном оказывает все большее дестабилизирующее влияние на общую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке и в прилегающих районах Азии. Главным раздражителем Вашингтона остается иранская ядерная программа, хотя администрация США не скрывает своей озабоченности и по поводу других, по ее мнению не менее важных, негативных моментов во внешней политике Ирана: напряженность в отношениях Тегерана и стратегического партнера США в регионе - Израиля, поддержка иранским руководством организаций, признанных американцами террористическими - ливанской «Хезбаллы» и палестинской «ХАМАС», шиитских группировок в Ираке и странах Персидского залива и т.п. И все же, несмотря на раздающиеся время от времени заявления американских и израильских «ястребов» о возможных превентивных ударах по иранским ядерным объектам и военные приготовления США и Израиля, похоже на то, что такой сценарий закрытия иранского ядерного досье на сегодняшний день остается маловероятным. К этому подталкивает Вашингтон и реальная оценка сил и возможностей американских вооруженных сил, которые увязли в Ираке и Афганистане. Так, министр обороны США Роберт Гейтс недавно заявил, что «применение военной силы против Ирана было бы ошибкой». По его словам, «бомбардировки ядерных объектов не в состоянии свернуть иранскую ядерную программу». Он также отметил, что «нападение на Иран только сплотит иранский народ. Военный удар способен принести какие-то положительные результаты лишь в краткосрочной перспективе, но в итоге - ситуация в Иране лишь ухудшится». Глава Пентагона высказался за продолжение использования экономических санкций и других средств политико-дипломатического давления на Тегеран. По словам Гейтса, США рассчитывают и на усиление раскола в руководстве Ирана между верховным лидером аятоллой Али Хаменеи и президентом Махмудом Ахмадинежадом. Судя по этим высказываниям главы Пентагона, администрация США учитывает возможные негативные последствия своего открытого военного вмешательства в Иране и делает ставку на дальнейшее ужесточение финансово-экономических санкций против Ирана, а также на изоляцию Тегерана на международной арене. Администрация США рассчитывает тем самым не только затруднить продвижение Ирана по пути создания ракетно-ядерного оружия, но и в какой-то мере ослабить правящий исламский режим и создать условия к его постепенной смены силами внутренней оппозиции. Как известно, Совет Безопасности ООН 9 июня 2010 года поддержал предложение США и принял очередную, четвертую по счету резолюцию, вводящую дополнительные ограничительные санкции в отношении Ирана. Все постоянные члены СБ ООН, включая Россию, проголосовали за эту резолюцию, против были Турция и Бразилия, Ливан воздержался. Новые санкции оказались направлены, прежде всего, против физических лиц и компаний, которые, предположительно, связаны с ядерной программой Тегерана или иранскими вооруженными силами. Американцы приложили значительные усилия по привлечению к режиму санкций против Ирана других международных организаций и максимально возможного числа стран. Вслед за июньской резолюцией СБ ООН № 1929 лидеры стран Европейского союза приняли свое решение о применении дополнительных санкций, которые, по их мнению, могут иметь гораздо более серьезные последствия для Ирана, чем санкции ООН. Эти меры ЕС в отношении Ирана устанавливают более жесткие ограничения в отношении торговли, финансовых операций и транспорта. Они также будут касаться и нефтегазовой отрасли Ирана. К дополнительным санкциям по отношению к Ирану присоединилась Канада, а в сентябре 2010 года и Япония, которая приняла решение заморозить активы свыше 100 иранских компаний и организаций и одного частного лица, подозреваемых в причастности к разработке ядерного и ракетного оружия. В сентябре 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил, что Россия отменяет ранее заключенный контракт на продажу Ирану российских зенитных комплексов С-300. Позднее президент РФ запретил также въезд на территорию РФ и транзит ряду иранцев, связанных с участием в иранской ядерной программе. Конгресс США якобы продолжил разработку новых законодательных актов, предусматривающих применение и других односторонних санкций в отношении Ирана, направленных, в частности, на замораживание деятельности страховых, нефтяных, газовых компаний и морских перевозок. Недавно посетивший Исламабад спецпредставитель США в Пакистане и Афганистане Ричард Холбрук сообщил, что он предупредил руководителей Пакистана не начинать работы по прокладке нового магистрального газопровода, строительство которого должно было обойтись в 7,5 млрд. долларов США и который бы связал иранское месторождение газа Южный Парс с провинциями Белуджистан и Синдх на юге Пакистана. По словам официальных лиц Пакистана, к середине 2015 года по этому трубопроводу планировалось получать ежедневно около 21 миллиона кубических метров газа. Выступая на пресс-конференции накануне очередного саммита прикаспийских государств 18 ноября 2010 года в Баку, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что международные санкции в отношении Ирана не принесли их инициаторам какого-либо результата. По его словам, США не имеют отношений с Ираном уже более 30 лет, поэтому, предлагая все новые санкции, Соединенные Штаты сами ничего при этом не теряют, а санкции пагубно отражаются на других странах - традиционных торговых партнерах Ирана, подчеркнул М.Ахмадинежад. Он также отметил, что за последние 6 месяцев товарооборот между ИРИ и европейскими государствами увеличился на 14%, что свидетельствует о полном провале политики санкций. «Наша страна достигла такого уровня развития и такого уровня экономической мощи, что никакими санкциями наказать ее нельзя, она обладает богатейшими энергетическими ресурсами, занимая второе место по их запасам в мире», - отметил президент Ирана. «Инициаторы санкций полагали, что в Иране начнется голод, исчезнет продовольствие, распространится нищета, но ничего подобного не произошло», - подчеркнул М.Ахмадинежад. По его словам, ошибка тех, кто продвигал в СБ ООН санкции, кроется в «недостаточном знании иранских реалий». Несмотря на разные оценки их эффективности, санкции международных организаций и отдельных стран остаются на сегодня основным инструментом давления на иранское руководство. Безусловно, лучше режим санкций, чем попытки решения проблемы иранской ядерной программы военным путем. Но при этом возникают естественные вопросы: насколько действенными в дальнейшем окажутся эти санкции, не приведут ли они к ухудшению материального положения иранского народа, и, как следствие, к еще большей его радикализации, возможной диктатуре Корпуса стражей исламской революции, насколько такой жесткий курс отвечает национальным интересам России и ее партнеров по СНГ, которые уже сейчас несут большие торгово-экономические потери от этих санкций, и т.п.? И если в США оценивают результаты введения все новых санкций в отношении Ирана положительно, то в ряде других стран к ним относятся неоднозначно и все более скептически. Существует мнение, что нельзя дальше изолировать и «загонять в угол» такое мощное и влиятельное в регионе и исламском мире государство как Иран. Гораздо перспективнее интегрировать Иранскую Исламскую Республику в мировую экономику и мировое сообщество. Такие подходы разделяет и российское руководство. С приходом к власти в США нового президента Барака Обамы появились некоторые надежды на размораживание американо-иранских отношений, начало уважительного диалога с Тегераном, восстановление взаимного доверия, постепенный выход Ирана из международной изоляции. Но пока мы наблюдаем обратный процесс, который чреват дальнейшим обострением ситуации вокруг иранской ядерной программы. Вряд ли новые массированные поставки американских вооружений Саудовской Аравии и Израилю, сосредоточение американских ВМС и ВВС в Средиземном море и Персидском заливе послужат укреплению региональной безопасности. Это приведет лишь к новому витку гонки вооружений в регионе, а не к разрядке напряженности. Следует также учитывать, что нельзя остановить научно-технический прогресс и годом раньше или годом позже Иран и ряд других так называемых «пороговых» стран все же получат доступ к ядерным или другим, еще более современным и опасным для человечества, технологиям двойного назначения. Как представляется, альтернативы преодолению сложившихся стереотипов на международной арене и, прежде всего, в американо-иранских отношениях, нет и быть не может. Если Вашингтон испытывает затруднения в прямых контактах с иранскими лидерами, то на первых порах в качестве посредников могли бы выступить Россия, Турция, Казахстан, Азербайдждан, у которых сохраняются нормальные отношения и с США, и с Ираном. Нужна, очевидно, прежде всего, добрая воля и готовность к диалогу со стороны американского и иранского руководств.
Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.