Иранский бизнес как новый инструмент экономической дипломатии Тегерана

13 ноября 2010
A A A


Восьмилетний период правления президента С.М.Хатами (1997-2005) ознаменовался обновлением инструментов внешнеполитического курса. На смену идеологическим установкам и задачам расширения культурного влияния в приоритетной зоне иранских интересов пришли иные методы. Тегеран занял максимально прагматичную, ориентированную на решение внешнеэкономических задач линию по отношению к ближайшим соседям, прежде всего кавказским и среднеазиатским республикам, а также исламским странам с влиятельными шиитскими общинами (Ливан, Сирия, Ирак и пр.). Более амбициозная и масштабная по характеру поставленных задач дипломатия нынешнего президента М.Ахмадинежада привнесла новые элементы во внешнеэкономическую стратегию Исламской Республики. Иранские власти серьезно нацелил на превращение страны в "региональную сверхдержаву", претендуя на доминирование в довольно обширном регионе Ближнего и Среднего Востока и одновременно предполагая активизацию экономической политики за его пределами. Примеры: повышенная активность иранской энергетической, транспортно-инфраструктурной и торговой дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и даже Латинской Америке. Таким образом, не примеряя на себе роль глобального лидера, Иран четко заявил о стремлении играть одну из ключевых ролей на различных международных площадках, а не только региональных. Эта новая линия М.Ахмадинежада реализуется главным образом через укрепление экономических позиций страны в зонах интересов, завоевание новых рынков, инвестирование в совместные с партнерами проекты. При этом, что характерно, все более важная роль в новой внешнеэкономической дипломатии стала отводиться национальному бизнесу. Такая особенность диссонирует с политикой предыдущего президента С.М.Хатами, главными инструментами экономической дипломатии которого выступали иранские государственные структуры и министерства. Прежде всего - Национальная нефтяная компания ИРИ, числящаяся на 61-м месте по доходам в списках ведущих мировых транснациональных корпораций и на втором месте среди мировых нефтяных корпораций после Aramco (Cаудовская Аравия). Помимо нефти, Ирану через свои государственные структуры удалось достичь успехов и на других внешнеэкономических направлениях. В частности, Тегеран прорубил газовый маршрут в Армению, включился в проекты сооружения ГЭС в Средней Азии, создал объединенную систему ЛЭП с Азербайджаном, стал производителем и экспортером европейских автомобилей на рынки ближневосточных стран. Имеются и другие значимые проекты, в том числе в сфере технологий, коммуникаций и транспорта, которые иранское государство последовательно реализует в соседних странах. Наряду с этим, как отмечалось, в последние годы на региональные и международные площадки все чаще и настойчивее стал пробираться иранский бизнес. В ОАЭ, например, эффективно работает Совет иранского бизнеса в Дубае. Это неполитическая, некоммерческая организация, объединяющая иранских бизнесменов и ставящая своей целью содействовать углублению коммерческих и торговых связей между Ираном и ОАЭ. Ее основали представители иранской диаспоры в Дубае еще в 90-е гг., однако статус посредника в сотрудничестве между иранским бизнесом и властями Дубая она приобрела лишь недавно. Более того, данная структура стала выполнять функции регионального координатора для иранского финансового и торгового бизнеса, представленного во всех странах Персидского залива. Что характерно, деятельность Совета фактически управляется из Тегерана, а иранские государственные компании имеют право быть постоянными членами этой координирующей структуры. Имеются многочисленные модели такой экономической экспансии и в других странах. Очень активен иранский бизнес в Армении, особенно в таких секторах как недвижимость и сфера услуг. Иранские частные корпорации все чаще проникают на рынки Ирака, Сирии, Ливана. Но наиболее ярким, пожалуй, примером последнего времени может стать успевшая обрасти интригами сделка по приобретению иранскими инвесторами южнокорейской корпорации Daewoo Electronics. В роли покупателя выступает "Entekhab Industrial Group", крупнейшая промышленная корпорация, основанная в Исфагане в 1998 г. Эта компания лидирует в Иране в сфере производства бытовой электроники и электротехники, ее штат составляет более 2 тысяч человек, а производство занимает площадь 300 тыс. кв. метров. Примечательно, что данная попытка продажи этой нерентабельной, обанкротившейся во время азиатского финансового кризиса 2000 года южнокорейской корпорации – четвертая по счету, первые три закончились неудачно. По информации некоторых источников иранская компания еще в апреле 2010 г. выиграла тендер по цене 540 млн долл. Налицо активизация иранского частного сектора не только в региональном, но и глобальном масштабе. Этот тренд, по всей видимости, будет только набирать обороты. В унисон расширению внешнеэкономической деятельности иранских компаний укрепляется их статус внутри страны. В планах государства на ближайшие три года приватизировать около 150 государственных компаний, выручка от которых только по итогам текущего года может составить до 12,5 млрд.долл. Очевидно, что данные процессы не носят спонтанного характера. На это есть санкция с самих верхов политической власти. Более того, некоторые эксперты здесь усматривают стратегический расчет иранских властей. Предполагая планомерное усиление позиций национального бизнеса в региональном масштабе и, возможно, в перспективе в масштабах мировой экономики, Тегеран, таким образом, пытается извлечь дополнительные дивиденды из участия в процессах глобализации, в которые страна оказалась всецело втянута с середины 90-х гг. А.М.Вартанян
Источник: ЦентрАзия

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.