Как оружейные сделки определяют облик Ближнего Востока

07 октября 2010
A A A


Рекордный оружейный контракт США с Саудовской Аравией является частью усилий по оказанию давления на Иран — отчасти путем укрепления альянсов с нефтедобывающими соседями, также озабоченных усилением Ирана. Государства Персидского залива покупают все больше оружия у Соединенных Штатов. Эти сделки подчеркивают, насколько важную роль в контексте сдерживания Ирана Вашингтон отводит своим союзникам в регионе. Какие из нынешних сделок являются важнейшими? По данным Главного контрольного управления США, в 2005-2009 годах США продали государствам Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн, Катар, Оман и Кувейт, оружия на 37 млрд. долларов. Стоимость последнего американо-саудовского контракта, который, как ожидается, вскоре будет передан на рассмотрение Конгресса, может составлять до 60 млрд. долларов. Речь идет о закупке 84 новых (и модернизации еще 70) истребителей Boeing F-15, а также трех типов вертолетов: 72 "Блэк Хоков", 70 "Апачей" и 36 "Литл Бердов". Кроме того, американские чиновники обсуждают план модернизации военно-морских сил Саудовской Аравии на 30 млрд. долларов. Также ожидается, что в следующем году США согласятся продать ОАЭ систему противоракетной обороны Theater High Altitude Area Defense примерно за 7 млрд. долларов. Крупным поставщиком оружия на Ближний Восток является и Россия. В 2007 году Москва согласилась продать Сирии крылатые ракеты морского базирования П-800. Израиль был категорически против этой сделки, опасаясь, что ракеты могут оказаться в руках военизированной группировки "Хезболла", базирующейся в Ливане. В сентябре Россия заявила, что контракт будет подписан. Однако она все же отменила сделку на 800 млн. долларов по продаже зенитных ракет С-300 Ирану, указав на то, что это было бы нарушением санкций ООН в отношении Ирана. За последнее десятилетие Тегеран приобрел российского оружия более чем на 5 млрд. долларов. Как продажи оружия способствуют продвижению интересов США? Многие утверждают, что главной причиной американо-саудовского контракта является озабоченность усилением Ирана, подозреваемого также в разработке ядерного оружия. Иран вызывает у США все большую озабоченность, а государства Персидского залива - особенно Саудовская Аравия - воспринимаются как важнейшие партнеры в сдерживании исламского государства. Американо-саудовская сделка служит напоминанием иранцам о том, что, если Тегеран движется к созданию ядерного оружия, то "в ответ будут приниматься меры по усилению региональных соперников и противников, дабы ослабить их общую позицию", говорит специалист по Ближнему Востоку Томас Липпман (Thomas Lippman), старший научный сотрудник Совета по международным отношениям в Вашингтоне. Кроме того, она могла бы убедить саудовцев не разрабатывать собственное ядерное оружие. "Отчасти усилия администрации [Обамы] направлены на то, - добавляет Липпман, - чтобы убедить саудовцев, что мы можем помочь им снять опасения в сфере безопасности, и для этого им необязательно иметь ядерное оружие". Кроме того, эта сделка может способствовать росту занятости, обеспечив работой не менее 75 000 сотрудников Boeing и United Technologies. Что получают арабские государства? Помимо наращивания военного потенциала государств Персидского залива, последние оружейные сделки ведут к укреплению отношений в сфере безопасности между США с этими странами, образующими региональный блок под названием Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). "Думаю, что уже дан очевидный сигнал о том, что США обеспечили странам ССАГПЗ "оборонительный щит", - говорит Теодор Карасик (Theodore Karasik), директор по исследованиям и развитию Ближневосточного института военного анализа в Дубае, ОАЭ. - В конечном счете, гарантирована их безопасность". Продажа современных систем вооружения Саудовской Аравии означает, что военно-техническое сотрудничество с США, обусловленное необходимостью технического обслуживания и обучения, продлится не менее десятилетия, и две страны будут находиться в отношениях взаимозависимости, говорит Энтони Кордсман (Anthony Cordesman) из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. Но Карасик предостерегает, что не следует сосредоточиваться на одном лишь иранском факторе. Государства Персидского залива просто оценивают свои потребности в области национальной безопасности, говорит он, и разрабатывают планы обеспечения этих потребностей исходя "из наличия целого ряда угроз". "Все государства ССАГПЗ имеют дело с множеством угроз как государственного, так и негосударственного характера, - говорит Карасик. - Это негосударственные угрозы, как боевики-зейдиты [в северном Йемене], "Аль-Каида" или другие террористические организации, которые могут дать о себе знать. Речь идет также, например, об охране границ, в том числе воздушных, наземных и морских границ того или иного государства". Например, вертолеты, заказанные Саудовской Аравией, могут пригодиться в борьбе с боевиками-зейдитами, которые вступают в перестрелки с саудовскими войсками вдоль границы с Йеменом. "То, что они делают, вполне логично, - говорит он. - Они тратят деньги не просто так. Все очень продуманно". Насколько эффективно государства Персидского залива использовали такое оружие в прошлом? Саудовская Аравия уже использует американскую ракетную систему "Пэтриот" и истребители F-15, причем, по словам Кордсмана, довольно эффективно. Хотя у саудовского королевства были проблемы с оружием, "проблемы бывают у всех, в том числе у США", - говорит он. Карасик высоко оценивает боевую подготовку саудовских военных, хотя говорит, что "могут возникнуть проблемы с людскими ресурсами и боевой устойчивостью. Меняются ли тенденции закупок оружия? Хотя последние оружейные контракты с государствами Персидского залива могут показаться важным событием, по словам аналитиков, глобальный рынок вооружений отличается цикличностью - разные страны приступают к наращиванию своих арсеналов в разное время, исходя из изменения характера угроз. По словам Кордсмана, никаких крупных сдвигов в мировых тенденциях закупок оружия нет, хотя страны Персидского залива становятся крупными импортерами, так как не имеют собственной производственной базы. В то же время европейские державы сокращают свои вооружения, обходя этот рынок стороной. Последние закупки оружия странами Персидского залива являются частью долгосрочной стратегии, говорит Карасик. Даже после того, как закупки будут полностью оформлены, на обучение и развертывание некоторых систем вооружения уйдут годы. "Нельзя что-то купить и тут же получить это", - говорит он.
Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.