Эксперты: Авиапарк Ирана – кладбище самолетов

15 июля 2009
Сегодня в одном из районов провинции Казвин в Иране потерпел крушение самолет Ту-154. На борту разбившегося лайнера авиакомпании Caspian Airlines находилось 154 пассажира, выжить не удалось никому. Эта авиакатастрофа продолжила череду трагедий, происходящих в Иране одна за другой.

Виной всему – устаревший авиапарк этой страны, состоящий в основном из старых еще советских самолетов и американских лайнеров, поставлявшихся в Иран в 70- е годы. Однако после Исламской революции 1979 года Вашингтон прекратил военно-техническое сотрудничество с Тегераном, и обслуживание техники оказалось сильно затруднено, т.к. США ввели односторонние экономические санкции, в том числе запретив продажу Ирану самолетов и запчастей.

Тегеран не раз обвинял США в том, что они всеми силами мешают развитию гражданской авиации в Иране и даже передал в секретариат Международной организации гражданской справку, в которой главной причиной отдельных технических недостатков и проблем называется экономическое эмбарго со стороны США.

Этот документ обвиняет США в грубом нарушении статьи 44 Чикагской конвенции от 1944 г., которая является основополагающим документом в области международной гражданской авиации. В этой статье говорится, что страна, подписавшая конвенцию, не может мешать развитию гражданской авиации в другой стране, являющейся стороной этой конвенции. Фактически, США грубо нарушают это положение.

Состояние иранского авиапарка действительно вызывает у экспертов грустную улыбку, ведь в то время, как гражданская авиация всего мира стремительно развивается, создавая самолеты нового поколения, Тегеран может похвастаться лишь тем, что иранские ВВС сумели самостоятельно улучшить свой авиапарк, научившись ремонтировать пассажирские Боинги 707 и 747 всего за 40 дней.

В Вашингтоне это признают, поэтому в 2006 году Белый дом принял решение рекомендовать Министерству финансов США выдать лицензию на поставку в Иран запчастей для авиадвигателей. Эта рекомендация, как указывало внешнеполитическое ведомство, основывается на "приверженности правительства США укреплению международных стандартов авиаперелетов и обеспечению безопасности всех авиапассажиров, включая граждан Ирана". Речь шла о продаже деталей для американских газотурбинных двигателей, установленных на авиалайнерах Aerobus, которые эксплуатируются иранской национальной компанией Iran Air.

Рекомендация возымела действие, поскольку, по данным Министерства финансов США, за время правления администрации Джорджа Буша, несмотря на экономические санкции, Иран закупил в США запчастей для самолетов на 620 тысяч долларов.

Но парадокс ситуации состоит в том, что Иран, заявляя на весь мир о своих авиационных трудностях и обвиняя США во всех грехах, никогда не говорит о проблемах с российскими и украинскими самолетами, которые составляют основу гражданского авиапарка страны. Однако если посмотреть на хронологию крупнейших авиакатастроф, произошедших в Иране в последние десятилетия, станет видно, что из всех разбившихся лайнеров лишь один (!) был американского производства. При этом причиной его крушения стали не технические проблемы, а проблемы американских военных, которые приняли летевший над Персидским заливом "Аэробус А-300" за атакующий истребитель и сбили его.

По техническим же причинам разбиваются в основном российские и украинские самолеты. Тем не менее, Иран принял решение на возобновление закупок гражданских самолетов в России. Авиакомпания Iran Airtour и российская лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." подписали контракт на поставку в течение 2009 г. пяти Ту-204-100 . Кроме того Иран намерен заключить договор с Россией о строительстве в течение 10 лет 100 самолетов марки «Туполев».

Хронология авиакатастроф в Иране
19 февраля 2003 года военно-транспортный самолет Ил-76 российского производства упал в 35 километрах к юго-востоку от иранского города Керман. На борту самолета находились военнослужащие 41-й дивизии Корпуса стражей исламской революции Ирана и 18 членов экипажа. На основании записи последних слов пилотов предполагалось, что причиной катастрофы стали плохие погодные условия - низкая видимость и сильный порывистый ветер.

23 декабря 2003 года разбился украинский самолет "Ан-140", на борту которого погибли украинские и российские авиаинженеры и менеджеры авиакомпаний этих стран. Общее число жертв составило 46 человек.

В феврале 2002 года самолет "Ту-154", на борту которого находилось 119 человек, врезался в гору в условиях плохой видимости и снегопада.

В мае 2001 года при катастрофе самолета "Як-40" на севере Ирана погибли 30 человек, среди которых были иранский министр транспорта и семь депутатов парламента.

Самая крупная авиакатастрофа в иранской истории произошла в 1988 году, когда пассажирский "Аэробус А-300", летевший над Персидским заливом, был принят американскими военными кораблями за атакующий истребитель и сбит. В результате погибли все 290 человек, находившихся на борту.

K2KAPITAL

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.041 sec