Иран и США - союзники?

04 марта 2009
События начала 2009 года: закрытие пакистанского маршрута транспортировки грузов НАТО в Афганистан и начало процесса закрытия авиабазы «Манас» в Кыргызстане, привели к очень серьезным переменам в политической ситуации в регионе. По некоторым сведениям, этот процесс еще далеко не завершился.

По ряду сведений, между представителями Ирана и США ведутся интенсивные переговоры. В чем состоит их суть, узнать очень трудно, потому что скрывается не только их содержание, но и сам факт этих переговоров. Они ведутся даже не по линии официальных контактов, а на нейтральной территории, в данном случае в Кабуле. Но факт переговоров подтверждается из неожиданного источника. Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад в своем выступлении в Керманшахе 28 января 2009 года заявил, что США должны коренным образом изменить позицию к Ирану, если действительно хотят улучшить отношения с Исламской Республикой Иран.

Но тем не менее, некоторые вопросы, которые поднимаются на этих переговорах, очертить можно. Первая и главная тема - это транзит военных грузов в Афганистан. Эта серьезная проблема для международного контингента, поскольку транзит нужен для переброски дополнительных войск, от чего зависит исход намеченной на лето 2009 года операции против талибов в Пакистане, для снабжения многочисленного контингента, численность которого подбирается к 100 тысячам человек, а также для вывода войск, если такая задача будет поставлена.

Ввод войск в Афганистан проводился через территорию Пакистана и с двух авиабаз в Кыргызстане и Узбекистане. Теперь пакистанский маршрут фактически закрылся, видимо очень надолго, узбекская база закрыта в 2005 году, кыргызская база закрывается, во всяком случае, Жогорку Кенеш (парламент) Кыргызстана уже принял это решение. Американцам в январе-феврале 2009 года удалось провести ряд переговоров и получить возможность транзита грузов через территорию России, Казахстана, Узбекистана, а также Таджикистана. При этом такой маршрут гораздо более длинный и дорогой, в него вовлечено слишком много транзитных стран, да и некоторые западные обозреватели не исключают, что данный маршрут в дальнейшем может быть использован для оказания давления на НАТО. К тому же, официально эти страны разрешили транзит только невоенных грузов. Разумеется, что это не более чем отговорка. Но и перевозить скрытно военные грузы таким образом крайне неудобно, и всякий раз присутствует угроза «прокола» с неизбежным скандалом. Очевидно, что это временное решение.

А какое могло бы быть постоянное? Для этого нужна страна с выходом к морю, с развитыми портами, с хорошей дорожной сетью, и граничащая с Афганистаном. Кроме Пакистана, такой страной является Иран.

Возможный транзит через Иран - это кратчайший путь с крупных военных баз в Персидском заливе, которые были хорошо развиты под операции против Ирака в 1991 и 2003 годах. Они могут принять до 400 тысяч человек, большие запасы оружия, техники, боеприпасов, вещевого имущества, продовольствия и т.д. Перевозка может вестись по морю, и сухопутным путем, через ирано-иракскую границу. Далее, по железной дороге грузы доставляются в район Герата, откуда их можно распределять по всем гарнизонам в Афганистане.

Вот это первый вопрос. Газета «The Times» считает, что определенные подвижки в этом вопросе есть, и представители американского военного командования не против, если отдельные участники операции «Несокрушимая свобода» получат разрешение на транзит через территорию Ирана.

Второй вопрос во многом вытекает из первого. НАТО требуется официальное разрешение от транзитной страны на перевозку всех категорий грузов. При сотрудничестве с Пакистаном такого вопроса и таких трудностей не возникало. А сейчас они встали в полный рост. Нужно официальное разрешение, нужен особый статус перевозок грузов, требуется обеспечить, чтобы образцы техники и вооружений, секретная информация не стали добычей разведок. Это может обеспечить только союзная США страна, с которой заключены все необходимые соглашения и налажено сотрудничество. Потому вторым вопросом на ирано-американских переговорах может быть только заключение союзнического соглашения, которое и решит все проблемы.

Да, это неожиданный поворот в ближневосточной политике. Многие еще помнят громкие скандалы и баталии вокруг иранской ядерной программы, настойчивые слухи о возможном военном нападении на Иран. В таких условиях трудно себе представить предложение Ирану союза с США.

Однако не надо недооценивать возможностей американской дипломатии. США в состоянии договариваться и заключать прочные союзы даже со своими военными противниками. Пример тому, союзнический договор с Японией, хотя США вели с ней большую, ожесточенную и кровопролитную войну. Уже в 1951 году был подписан первый договор, сначала о гарантии безопасности, в 1960 году - о взаимном сотрудничестве и безопасности, а в 1978 году - Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны. В свете этих способностей США, возможное союзническое соглашение с Ираном не выглядит невероятным. А что до слухов о нападении США на Иран, то они так и остались слухами.

Вряд ли можно предположить, что на данном этапе идет разработка самого соглашения. Скорее, ведется интенсивный обмен мнениями по поводу условий такого возможного сотрудничества. Требования Ирана достаточно просты и понятны: признание со стороны США Ирана и установление дипломатических отношений, введение Ирана в Совет Безопасности ООН, признание иранской ядерной программы, прекращение поддержки Израиля. Требования США состоят примерно в следующем: обеспечение постоянного долговременного транзита в Афганистан, содействие со стороны Ирана политике США в Ираке и Афганистане, отказ Ирана от поддержки «Хезболлы». Возможно, выдвигаются какие-то другие условия.

Самое интересное, что если обе стороны проявят достаточно гибкости, то они могут договориться на выполнение всех этих условий. Вполне может состояться обмен извинений Ирана за захват американского посольства в 1979 году на установление дипломатических отношений (выгодных обоим сторонам). США через какое-то время может начать продвигать Иран в Совбез ООН. США совершенно спокойно могут признать иранскую ядерную программу, поскольку понятно, что Иран не в состоянии по чисто техническим причинам создать ядерный арсенал, угрожающий США или союзникам по НАТО. К тому же, в перспективе союзнических отношений ядерное оружие перестает быть неотложно необходимым.

США могут отказаться от поддержки Израиля, поскольку эта страна уже давно не выполняет никакой сдерживающей функции в регионе. Во-первых, опыт войны в Ливане в 2006 году и в Секторе Газа в 2009 году показывает, что Израиль не то, что не в состоянии победить все соседние государства, вместе взятые, как было в 1970-е годы, а не может обеспечить собственную безопасность. Да и нет больше тех стран, с которыми Израиль должен был противостоять. Главный потенциальный агрессор - Ирак Саддама Хусейна, повержен. Потому между США и Ираном может быть размен: США прекращают поддержку Израиля, Иран прекращает поддержку Хизбаллы. Обмен, в сущности, равноценный, и обе страны от этого мало что теряют.

Если будут решены такие принципиальные вопросы, то уж по поддержке Ираном американской политики в Ираке и Афганистане, стороны как-нибудь договорятся.

К чему это приведет? К масштабному примирению региона и прекращению многочисленных конфликтов, которые сотрясали регион на протяжении десятков лет. Ирак, который много лет был главным возмутителем спокойствия в регионе, был разгромлен, и теперь это страна, даже близко не напоминающая прежний саддамовский режим. В Афганистане масштабная война закончилась, и осталось только добить талибов в их пакистанских базах. После этого народы Афганистана и Пакистана смогут вздохнуть спокойно после более чем 25-ти летней войны. Израиль без американской поддержки вынужден будет резко умерить пыл, и начать искать точки соприкосновения с палестинцами, начинать переговоры. Других серьезных конфликтов не остается.

Это обоюдно выгодно Ирану и США. Иран получает полные права на мировой арене и признание своего статуса, признание своих ядерной и ракетной программ. США получают регион Персидского залива, избавленный от длительных конфликтов, всегда готовых вспыхнуть войной. Регион, основной источник нефти для развитых стран, становится более безопасным, соответственно, и поставки нефти более регулярными.

Мир и прекращение конфликтов в регионе нужны всем ближним и дальним соседям. В рамках нового устройства Ближнего и Среднего Востока уже не будет места для вооруженных и агрессивных радикальных исламистов. Когда их лишат баз для подготовки боевиков, они вынуждены будут либо искать другие места для боев, либо складывать оружие и включаться в мирную политическую деятельность. Широкие перспективы имеет культурное сотрудничество, и мир может близко познакомиться с богатой историей и культурой персоязычного региона.

В общем, складывается уникальная ситуация, которая может привести к грандиозным переменам, влияние которых будет ощущаться во всем мире. Разумеется, перспективы заключения союзнического договора между США и Ираном в настоящее время являются большим предположением, чем реальностью, но развитие в сторону реальности уже не кажется совершенно невозможным.

АФГАНИСТАН.РУ

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04272 sec